пограннаряд... быль

Я тогда сделал что-то полезное ( общественно ). Что - не помню. Мне за это дали выходной. И разрешили взять лодку. Одному! В смысле в одиночку. Не помню где я раздобыл шнур и крючок , груз сделал сам. Повар дал мяса на наживку и какой-то еды для меня.......
Через час моей рыбалки у меня села радиостанция. " ну и ладно, на кой она мне". Я примерно в километре от берега. Больше всего меня беспокоило , как бы вместо рыбы не " клюнул" морской котик. Их тут много. Во-первых его жалко, во-вторых страшно - большой он. Поэтому когда я понял что это не зацеп а поклевка, я расстроился. Еще больше расстроился когда понял -еду. Значит котик. Быстро еду - большой котик. Мы с лодкой едем пол часа - не котик ...(( не всплывает за воздухом ). А кто тогда ? В моей башке в десятый раз прокручивается "Старик и море". Почему-то концовка.. мда, лучше б я сейчас спал на заставе . Хэму хорошо - тепло у них на Кубе. А я в Баренцевом море. О ! Я уже выехал из Варангер- фьерда. Правда еще через пол-часа эта тварь всплыла. Сначала я думал что это кит. Он дал себя подтащить метров на пять. Было понятно что он меня может утопить. Я видел что это рыба, но не понимал какая! Без автомата я с ним никогда б не справился. Несколько дней весь личный состав ел эту рыбину. Мне даже не попало. Полярный палтус вырастает до двух с половиной метров. Этот был маленький - с меня.


ЧЕРНОТРОП - время тяжелое. До снега чуть-чуть. Кажется что выпадет снег и станет теплее. И главное - виднее. Две недели дождь. Две недели мокнем в камуфляже - плащ одеть нельзя - шуршит он.
В городах бывает темно, но не совсем. А здесь даже не просто темно - здесь бывает тьма. Мы ходим как шахтеры с фонарями. День уже не наступает , бывает странный сумрак на пару часов и опять темно. Но сейчас два ночи.
Мы с Андрюхой лежим под скалой. Скала всего метров пять в высоту. Мы тут все знаем наизусть. Друг друга мы конечно не видим. Мы не видим ничего вообще... Он метрах в двух от меня. Мы лежим и слушаем их... ОНИ с другой стороны скалы - метров двадцать от нас.ОНИ сначала плакали, потом хохотали, сейчас мрачно воют. Мы вспоминаем рассказы и инструктажи. Как солдат шёл впереди, сержант сзади. Пока солдат соображал что к чему, изготовился, поймал в луч... поздно. Голову сержанту съели. Представляю каково было солдату перед трупом стоять...Как часового спас штык на автомате - автомат был на плече, а ОНИ прыгают сзади. ОНИ невероятно сильны и умны... Позвать бы Андрюху... Жертву они разрывают... Только бы молчала радиостанция...Медведи-уроды блин...
...примерно в середине зоны . наряды туда не заглядывают - не зачем.
до ближайшей заставы -50 км. Кроме нас там нет никого и быть не может.
Любой кто захотел бы там оказаться был бы уничтожен на входе . там на входе станковый пулемет стоял с РЛСкой спаренный.
И я бы туда никогда не попал если бы не самолет. Самолет выгнали .. и мы пошли..
Два инструктора, два стрелка , связист и замполит.
Все молодые коммунисты. Сначала пошли заслоном , но скоро сбились в стадо. Ощущения - профессора из " Сталкера". Только сталкера с нами нет. И зона постарше. Сорок лет тут людей небыло . Кругом следы войны и грибы. Красные...много-много. под горой туман. в тумане серые коряги и опять грибы. Чем ближе, тем яснее что она не отсюда. Кругом все без граней, все из кривых линий состоит. А она вся по линейке нарисована. Я потом спросил - в ней дырка на одиннадцать километров к ядру земли. приперлись блин..


В принципе отдохнуть можно было и на открытом месте - присесть на камни. Перекурить , спрятав сигарету в кулак, и дальше..Но под скалой уютней показалось. Мы бы и не заметили что тут кто-то был, если б не задержались. Похоже один и прятался от солнца. Пошли по следам.
Идти ночью в пустыне по следу - русская рулетка. Тебя видно за километры, ты видишь только то что в луче. Тот кто был впереди - шел или по компасу или вырос здесь - азимут держал железно . Утром фонари погасили . А через пол часа увидели - сидит. Один на камне. Солнце сбоку выкатывается , хмарь утра скоро на пекло смениться. И аксакал в лучах восхода . Его реакция на упертый в бок автомат меня потрясла :
" Скажжи... как.. мине воспытыват дэтэй ?"

...тогда я был "другом узбеков"
Пригласили меня в "закрытое заведение". На стоянке только очень дорогие автомобили. Оазис в каменистой пустыне. Роща гиганских чинар . Чинары стоят на каменных островках, соединенных резными мостиками . Родниковая вода в протоках прозрачна до головокружения.
На топчанах , стоящих на островах, отдыхают уважаемые аксакалы . Кажется что и время замерло здесь. В воде лениво плавают огромные толстолобики. Перед едой нужно с ними поделиться - бросить кусок лепешки или горсть плова . Они здесь хозяева оказывается . Смотрю на это дело глазами рыбака : " а нельзя ли тут удочку забросить- ?"
" - ты гость, тебе все можно. .. потом правда тбя зарэжют ..". Оказывается того кто обидит Толстолобика до следующего утра должны не застрелить , не задушить а именно зарезать . ==Восток понимаете..

Как я с ненцами дружил.
... Вездеход уткнулся в кучу хлама. " чум ". Гора хлама , лаз, занавешенный брезентом. Занесло нас к оленеводам. Удивительные люди - лица не выражают вообще ничего . Внутри запах как у хищников в зоопарке. Но тепло. Едим консервы , пьем чай. Входит еще один ненец- хромает. Смотрю его ногу - гноиться мозоль, мелочь. Делаю перевязку, объясняю : менять повязку каждый день. Оставляю банку мази Вишневского. Утром мы уезжаем. Через неделю , возвращаясь , заглянул к ним опять. " Как твоя нога?" - " Спасибо все прошло." "-Слава богу ". Иду к вездеходу и.. в спину мне.. как выстрел ".. "- Я не все лекарство съел, пол-банки осталось." "-Ты ел мазь Вишневского !? " - "Да, Как ты сказал - раз в день-",,,.
Южный Таджикистан. Пограничная зона. У меня простейшая задача : за две бочки солярки выменять у местных барана. Афишировать дружбу с нами им ни к чему, нам тоже, значит, в кишлаке нельзя. Время, место - всё оговорили заранее. Еду на "стрелку". В скалах меня уже ждут. Их человек десять или чуть больше. Люди без возраста, без эмоций и как будто вне времени. Они полны достоинства вековых дубов и величия карельских валунов. Оказавшись среди них , я кожей чувствую , что все они думают какую-то одну мысль. Одинаковую !!! Какую-то вечную, по сравнению с которой жизнь - пыль. Эта мысль не враждебна. Она между ними. Я тону в ней как в дыму. Я им не враг, так мелочь. Все прошло спокойно. Но ощущение ничтожности и чужеродности ещё долго не покидало меня.
Полярная ночь наваливалась на заставу туманами, дождем и мраком по двадцать часов в сутки. Мы третью неделю сидели на консервах. Почему-знал только прапорщик-старшина. Он то собирался резать поросенка, то откладывал это мероприятие. Видно собирался отправить в управление "гостинец", но оказии все не случалось. Мы решили ускорить процесс принятия решения. Прапорщик был туповат и мало начитан. " Приключения Шерлока Холмса" слава богу в руки не брал - мы выяснили. Отправляясь на партсобрание мы-трое молодых коммунистов прихватили с собой сгущенку, сушеные грибы и соленую рыбу. У нас этого добра было в избытке. В Североморске после собрания произошел обмен с голодными моряками : мы им еду, они нам литр фосфорного порошка. Дальше все понятно : в ночи на вышедшего покурить прапорщика запускается "Свинья Баскервилей". Свинья несется в свой сарай, но старшине кажется что на него. Пистолетом он его остановить конечно не может. Команда часовому " Огонь". Часовой-один из нас-заговорщиков только этого и ждал. И у нас около центнера мяса. Вопрос " А в чем это свинья на помойке извалялась, что аж светилась, быстро забылся ".
В глухих уголках Заполярья среди сопок в долинах вылизанных когда-то давно ледником встречаются удивительные озёра. Даже летом вода в них ледяная. Дно из полированного гранита. Наверно из-за холода в них совсем нет водорослей, вода в них не цветет, и поэтому совершенно прозрачна. В солнечный летний день мы надули лодку и с местным аборигеном отчалили от берега.
Вода настолько чиста, что в неё неловко опускать вёсла. На десяти метровом шнуре я опустил груз. Он не достал до дна, на котором я мог рассмотреть каждый камушек. Так мы и "парили" , завороженно глядя в воду. Я думал озеро мертвое, в нём совсем нет жизни. Но через несколько минут нашего " висенья" промелькнула рыба . Форель! " Чем она тут питается ?" - спросил я. " Летом насекомые". " А зимой " . " Зимой нечем. Спит, наверно ". Похожие озёра я потом видел только на большой высоте в Припамирье.
 


Рецензии
Будучи непосредственным участником многих описанных событий,рад был прочесть.

Александр Шведов 2   27.01.2011 00:28     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.