Мы- всего лишь дорожные камни по которым торопится

Мы- всего лишь
Дорожные камни,
По которым  торопится жизнь.
В.О. Кудяков

Сыну Максиму и   внуку Вячеславу.
(Кто МЫ , откуда пошли, кем были наши предки)
Наставления и разъяснения
В нашем роду  было принято  выполнять ниже перечисленные заповеди, к плохому они не приводили , а  от бед  спасали.
• Сдерживай язык , особо во время застолья.
• Мертвых не хули ,живых и стариков чти.
• Береги себя Сам.
• Языком не упреждай мысль.
• Дорожи  временем, и своим именем.
• На непосильное не посягай.
• Не спеши в пути.
• Покоем пользуйся.
• Законам потворствуй.
• Лучше потеря , чем дурная прибыль.
• Лучше с умным потерять , чем с дураком найти.
• Хорошо начальствовать учись на своем доме.
• Не выслушивай бессмысленные речи.
• Больше люби знание , чем незнание.
• В счастье не возносись, в несчастье не унижайся.
• Что сам ненавидишь , не  желай другому.
• Люби больше слушать , чем говорить.
• Силой ничего не верши.
• Помни -Умного учить , только портить, а дурака учить , что
         мертвого лечить.
• Необходимо иметь в сердце  своем доверие к Жизни, ощущать ее силу и заботу о тебе, правильно понимать подсказанное тебе Жизнью и верно  это исполнять.
- Что бывает трудно ?
« Умолчать о тайне , не злоупотреблять досугом, терпеть обиду.
-  Что отличает людей воспитанных от  людей без воспитания ?
«У образованного – умного человека лицо приятное , «светлое», мысли добрые, ум острый , но не жестокий.     Слова понятные , не грубые располагающие окружающих к общению и совместным делам.»
Воспитанный  человек – умеет компенсировать   природные недостатки своим поведением , не раздражающим окружающих и не вызывающего отвращения к своей особе.
Считалось нездоровым проявлением и всячески порицалось:
• Любить унижать других
• Приставать с назойливыми вопросами.
• Наносит вред близким тебе людям своими словами и действиями.
• Надсмехаться над слабым, слепым либо увечным человеком
• Подстрекать  людей к вражде, особенно в своей семье.
• Покрывать свершившего зло, участвовать в злом действии.
• Покидать близких или друзей из-за выгоды или несчастья в доме.
• Рассуждать о деле , в котором не смыслишь.
• Учить тому ,чего сам не ведаешь.



-    Пройдет время, наступит понимание, придет понимание  появится мудрость , а если нет – значит  так и должно быть. Бог не дал Вам ни острого ума , ни мудрости , ни красноречия, ни богатства. Значит он дал Вам , что- то другое. Постарайтесь быть счастливы с тем, чем Вас одарил Создатель, и не пытайтесь сесть не в свои сани , Будьте самим собой.( Вячеслав Кудяков-Енгалычев)

Это письмо я начал писать 31 июля 2005 года, в самые теплые и прекрасные дни наступившего года. За окном  середина лета, за плечами , большая  половина прожитой жизни. Выросли дети, стало меньше сил, все чаще напоминает о себе прошлое, очень часто по ночам снится или детство , или ушедшие из этого мира люди которых любил и у которых многому научился. Подрастает внук Вячеслав . Конечно  очень хочется прожить дольше, как можно больше передать будущим поколениям, но так устроена жизнь и этот мир , что каждому живущему отведено в этом мире определенное время и не более того. Женщины – наделены  умом близким , поэтому и стараются лечиться изо всех сил , досаждают врачам , врачи в свою очередь пользуются этим и наживаются на слабостях несчастных женщин. Но каждому будет воздано за дела земные после его смерти .Одних забудут ,как будто их не было и вовсе, других будут ругать и проклинать какое то время  ,до тех пор пока не ослабеет память ,третьи оставят после себя богатство детям и внукам , но материальное богатство недолговечно , и как правило испаряется в неумелых руках неразумных потомков.  Четвертые , оставляют после себя добрую память в сердцах детей внуков и правнуков и просто людей знавших этого  человека. Но это конечно при условии , что в детях или внуках посеяны зерна доброй памяти. Конечно  сразу  понимание  к человеку не приходит , да и как оно может прийти особенно в наш 21 век. Все приходит в сравнении. Если  в молодости  человек воспринимает своего родителя как нечто ужасное , не дающее погулять , выпить . покурить, просто ничего не делать, то со временем когда жизненный опыт приходит с годами, все становится на свои места. Любой ребенок учится жизни не в школе и не по учебникам , а по поведению своих родителей. Старшему поколению и моему поколению было больше выбора в том с кого брать пример , была пропаганда, были  книги о войне, были рассказы отцов и дедов о их героическом прошлом , и о далеких предках достигших в этом мире каких либо  высот .В детстве  все это воспринимается просто как сказки , красивые рассказы с захватывающими эпизодами, с борьбой добра со злом и конечно в детской памяти  оседает  только победа добра над злом и торжество справедливости. Вы  мне возразите . так в жизни не бывает , зла больше, плохое глаза колет . кругом все только отрицательное .злое, корыстное, жестокое , на экранах телевизоров и вокруг нас разврат . уголовщина, воровство, вопиющая несправедливость. Конечно во многом Вы правы . но в детской и взрослой памяти остается с годами . только хорошее, доброе , смешное. Когда Вам перевалит за 55 , Вы начнете все это воспринимать по иному и возможно согласитесь с моим мнением.
 
          Судьба!  Довольно ты меня палила!
Повремени !  Не насылай беды!
  Ты доброй доли мне  не отделила
                И не вознаградила за труды!
                Пришел , чтоб получить и часть и участь;
                Увидел  : ничего не унести.
      Как удивительна невежд живучесть,
                А память о   премудрых – не  в  чести!

Но с чего лучше начать , так что бы не быть слишком навязчивым.  В современных архивах скопилось огромное количество материалов за все минувшие столетия и эпохи. Всего что лежит и пылится в архивах, не знает никто. Это просто невозможно.  Что бы познать все , одной жизни не хватит, нужно жить миллион лет и все это время работать с архивами.  Память человека , конечно способна  запомнить все это. Но жизнь коротка ,а значит  умственная – биологическая память человеческая бессильна без записей на бумагу или  на  что то другое .Многие архивы просто недоступны  простым людям , как это происходило за  несколько предыдущих веков . В каких то  записях отражены  нелицеприятные стороны жизни сильных мира сего и их соратников, поэтому  на какое то время на архивные дела накладывают гриф секретно , а некоторые , как  Иван 4  , Грозный , или летописец Нестор они переписывают целые главы истории на свой лад, или по пожеланиям власть имущих. Да это возможно, но все тайное все равно со временем становится явным и конечно же очень больно бьет по потомкам. Увы есть  еще одна причина – это язык и письменность. Так например что бы восстановить  всю историю моего рода нужно знать Татарский и древне Арабский, Персидский, древний Китайский  и еще несколько языков.

Покинь места, где зло тебя гнетет,
И дом , куда удача не идет.
Покинувший -  найдет другую землю.
Но  дважды жизнь нигде не обретет.
Не бойся зла , что ночью нападает,
А вдруг иной случится поворот.
Кому  же  суждено погибнуть где то –
В  других местах вовек  не пропадет.




В далекой приморском городе, где небо сходится с землей.  А солнце ложится спать. Что бы утром  взобраться на  вершину неба. Жили ,были мои дедушка и бабушка. Были они добры и трудолюбивы. Дед занимался тем ,что содержал извоз. Несколько пролеток  да коней  шесть. Жили в добротном каменном доме. Во дворе  был еще небольшой домик.
В нем  жили прислуга и конюхи. Родом они были  не отсюда. Но так уж сложилось , что стали жить здесь. Улица была  тихая. А со времен Крымской войны называлась , Нижней госпитальной. Улица была недалеко от Пушкинского бульвара. Но что бы попасть на бульвар. Нужно было перейти по мосту, речку Салгир. Салгир – это небольшая речушка .Она спешит по каменному дну и  скрывается где то …по вечерам , по Пушкинской. Гуляли  прилично одетые люди. Чинно здороваясь друг с другом. Казалось, что так будет вечно. Все знали друг друга и в лицо, и  по имени. Было это в начале двадцатого века. В то время Симферополь был маленьким городом. В городе жили люди различных национальностей. Различного происхождения и вероисповедания. Жили . должен заметить мирно. За исключением , одного нелицеприятного  исторического момента. Когда Турки , резали Армян. Заодно . досталось и Евреям и Караимам. Мои  дедушка и Бабушка , не были ни Армянами ни Караимами, ни Евреями. Они были Татары. Было у них четверо детей. Дети росли парами. Старший Нури. Закончил еще в Тарханах  училище у своего деда  Енгалычева.  Сестра Анфиса, пансион для девиц, и школу для девочек , в тех же Тарханах. Нури  в Симферополе работал учителем. Он преподавал Историю, Географию. Литературу. Дети его любили. Был он строг. Но справедлив. В 1910 году в семье  родились сразу двое детей. Мальчик Его назвали Омером и девочка Анифе. Оба ребенка росли крепкими и жизнерадостными. Имена  были  даны им при крещении. С этими именами они и ушли  в  конце длинной жизни  в мир иной.
Жизнь как дождь,
Что прошел без следа
И дела наши громкие
Будто вода.
Много лет мы в трудах и заботах кипели
А покинь этот мир
Все уйдет без следа.

Дедушка Абдулла.
Абдулла . по Русски , переводится , как избранник Аллаха.
Все было прекрасно в молодости .Были и доходы. Было и здоровье. И красив , и силен был Абдулла, как ни кто другой. Одно только  не вязалосьс его образованностью и красотой. Не имел он  дворянского  происхождения. Все было деньги. Дом. Уважение. А этого не было. Точнее оно было. Но по законам Российской Империи, его следовало подтвердить. А как, он внук пленного  из семьи Крымского Хана , мог подтвердить свое  благородное происхождение?
В далекие уже для нас с вами времена. Царствования Екатерины Великой. Под мощными и методичными ударами Русской армии, пал Крым. Как  и во всем тогдашнем  жестоком мире, пленных стали вывозить в Россию. Янычар . поселили  за Доном. Невдалеке от  города Азова. Это место  янычары назвали Бата. Отчизна. В последствии Русские переиначили это название как Батайск. Гарем хана, поселили  не доезжая нынешнего Новочеркасска, хуторок так и по сей  день называется Хатунок. (Хатун –женщина . жена). Армянам, крымским , вначале не повезло. Чем - то они не понравились Императрице. И решила она их отправить в Уфу. Но на их счастье заступилась, за своих соплеменников , бабушка А В Суворова. Вот и живут с тех пор  рядом с Ростовом –на- Дону потомки тех самых Армян. Села Чалтырь и Крым. Есть еще Самбек.  Должен заметить что Ханских детей и их мужскую родню поселили не  в Сибирь, а  недалеко от Москвы. Здесь нужно пояснить. Россия. Это страна  которая  обязана своей историей и благополучием  не Европе, не Америке,  а как ни странно  той самой Золотой Орде. А  порядок, держать семьи  царского рода . после пленения, в непосредственной близости от  Государева ока, был заведен еще самим Чингиз Ханом. И должен заметить, работал безотказно. Так вот и стали жить знатные пленные  в селе Тарханы. Рязанской губернии. Приписали их к  князю Енгалычеву. Енгалычев  имел  поместье и крестьян в  этих самых, Тарханах. Происходил он из знатного Татарского рода.  Был в его предках и Царь Астраханский Али. Вот в честь этого самого Али и назвал Омер своего первенца в 1938 году. Но не буду забегать вперед. Что бы не запутать  Вас уважаемый читатель историческими зигзагами. этой истории.
Абдулла, не боялся ни какой работы. После одной из войн, в которой ему пришлось участвовать, весь израненный  и потоптанный конницей , вернулся он в родные Тарханы. Сабельные и пулевые ранения напоминали в сырое время года о былых победах и поражениях .От Русского царя. Абдулла , получил несколько наград, и приличное вознаграждение. Вернувшись в Тарханы, загрустил лихой драгун. А  тут еще и весна нагрянула.  И как положено в это время года, начал Абдулла заглядываться на  девчат. А девушки в Тарханах , были . одна лучше другой. Но как то вечером , проходя мимо княжеского дома. Услышал Абдулла прекрасный голос. Голос лился как колокольчик, как звонкий весенний ручеек. Девушка пела на родном Татарском языке . песню о весенней поре. О лесе, в котором поют птицы, о ландышах запах которых дурманит разум и вселяет надежды. Грустные нотки сменялись игривыми и даже очень смелыми. Она пела , о возлюбленном, пришедшем с войны. О том , как ее любимый примчится на вороном жеребце и увезет ее в сказочную степь. Где весной цветут  красивейшие тюльпаны, алые маки. Конь мчится по ковру из  разноцветных тюльпанов и … взлетает  высоко в небо. А там в низу промелькнула речка Цна, потом Волга и … И вдруг песня оборвалась. Девушка исчезла из окна, а удивленный Абдулла , так и остался стоять среди широкой улицы, перед княжеским домом.
Долго не мог прийти в себя молодой парень. Кто это спросил Абдулла у проходившего мимо купца. А ты что не знаешь, с удивлением спросил тот! Но потом , извинился. Да . пока ты был на войне. У князя младшая дочка подросла. И такая красавица. Умна, образована, добра ко всем, обходительна. Старый князь в ней души не чает. Он ее в Петербург собирается отвезти в Смольный. Там таких прелестных девушек  учат и выводят в люди. Ну . а тебе Абдулла , пора  жениться. Смотри, какие девушки вокруг. Но Абдулла. Ничего не сказал в ответ. А пошел тихо к своему дому. Всю ночь ему не спалось. В его  голове бесконечно звучала девичья песня. Слова , которой запали в душу молодого парня. И он  в такт этой мелодии повторял про себя  слова известной песни, которую пела незнакомая ему девушка. Весь следующий день, Абдулла ходил сам не свой. Куда бы он не шел.  Ноги сами несли его к княжескому дому. Так прошла неделя, началась вторая. Все домашние переполошились. Все спрашивали, не заболел ли ты ?
Абдулла был умнейшим человеком. Знал несколько языков. Умел читать на старо Арабском. Наизусть знал каждую Суру из Корана. Кроме этого дара молодой человек  имел  недюжинную  силу. На войне саблей ,на полном скаку мог разрубить  противника до пояса. На спор , останавливал на полном скаку  коня и валил его наземь. Поднимал и мог нести мешок с  пшеницей  на одной руке. А  в гневе. Кулаком сбивал коня с копыт. Смелости  ему , то же было не занимать. Вот и пошел Абдулла к князю Енгалычеву, свататься. Князь с уважением принял юношу. Выслушал , но отказал. Во первых князь был Христианского вероисповедания. Носил имя Николай. Татарское Гафур. Но это было тайной. Абдулла,  был Мусульманин. Это  вызывало большее  число проблем. Николай, он же Гафур,  по роду своей службы часто бывал у самого царя Николая 2.А женитьба  дочери на  мусульманине, это было против  требований царского двора. Потому молодому человеку было предложено креститься в православие. Но Абдулла наотрез отказался.  Князь рассердился и  указал на дверь. Так бы наверно все и закончилось ничем, как это уже много раз происходило в этом подлунном мире. Если бы не сама девушка. Она  была  очень решительна. И любила  своего избранника , почти как любят самого Аллаха. Молодые встретились и решили бежать. И убежали бы, но князь прознал про их планы и помешал. Долго длилось заточение. Долго  пересылали друг другу весточки молодые влюбленные. Что только не изобрел для этой цели Абдулла. Да и Сахиб, от него не отставала. Князь не выдержал первым. Он позвал Абдуллу на встречу за селом. Долго и обстоятельно разговаривали два очень умных и тактичных человека. В конце . беседы  крепко пожали друг другу руки и разошлись  в разные стороны. А на утро , юная Сахиб исчезла. Вся дворня сбилась с ног. Полицмейстер взмокший за сутки поисков разводил руками. Один только Гафур был сосредоточен и молчалив. Он думал, как же ему поступить. Ведь царская служба это было его  призвание и источник дохода. И  мудрый князь решил. В Крыму у него жили родственники. Вот он и написал  им .В письме  князь попросил подыскать подходящий дом для двоих молодых. При этом не указывал ни имен , ни фамилий. Просто родственники. Так и оказались Абдулла и Сахиб в солнечном  Крыму. Гафур помогал  молодым , как мог. Но и Абдулла  был не из бедных. Здесь родились у них двое первенцев Нури и Анфиса. Потом еще двое Омер и Анифе.А потом была война. И не одна. Но в течении всей довольно долгой жизни, оба , и Абдулла и Сахиб , были верны друг другу. Очень любили своих детей. Дети отвечали им  тем же. В доме , вначале в Ялте, а потом в Симферополе ни когда не было слышно громкой речи. Тем более ругани.  И Абдулла и Сахиб, считали это святотатством. А любовь свою они пронесли до самого последнего своего часа.

2009 год март


Рецензии
Дорогой Вячеслав Омерович!
Прочитал вновь этот рассказ.
Как раз перекликается с трактатом о мудрости(размышление восьмое), который я писал.Вы тоже написали рассказ о мудрых людях. Но это жизненная реальная история и она иллюстрирует торжество людской мудрости, когда они живут в согласии с Богом.
А результат этой мудрости- Любовь двух человек, которые пронесли это чувство через всю свою жизнь,родили детей и жили счастливо, по меркам земным.

Благодарю.
Успехов на творческом поприще.
искренне Ваш Вл.

Владимир Багаев   23.02.2010 20:16     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.