Шляпа

                Шляпа

Иван Сидорович ! О-о… Иван Сидорович! – страстным шепотом пронеслось по коридору, захлопали двери, щелкнули замки, и воцарилась тишина. И только Александр Михайлович не успели или, скорее не пожелал закрыть дверь своего кабинета, за что и поплатился.
-Здравствуйте ! –вполне жизнерадостно проговорил возникший на пороге высокий русоволосый с серыми глазами мужчина в серой фетровой шляпе. – Давайте познакомимся, Иван Сидорович!.. Заметив замешательство, он упреждающе поднял ладонь. – Я по поручению администрации…
-Какой администрации ? - Вместо представления спросил Александр Михайлович.
-Администрации края… Какой это у нас отдел?
-Редакционный…
-Уже лучше. Так как Вас зовут? Извините, не расслышал…
-Александр Михайлович.
-Александр Михайлович, очень приятно познакомиться. Значит, издаем всю необходимую для института продукцию…
-Да, но… -В этот момент Александр Михайлович вспомнил  разговор об одном сумасшедшем, который время от времени шляется по городу и не гнушается обойти кабинеты НИИ свекловодства и сахара. Он заходит ко всем, раздает задания; был случай, когда он даже ворвался в кабинет генерального.
Происходило это в благостные постперестроечные дотеррористические годы и бабули-вахтеры пропускали его, приняв за ученого гостя, даже не требуя пропуска. Ивана Сидоровича можно было бы и вытолкать, но сумасшедшие, даже те, что на вид, как он были щуплыми и тихими, в возбуждении бывают сильными и неудержимыми.
-Что Вам надо? – спросил Александр Михайлович как можно официальнее и холоднее.
-Постойте, постойте, не спешите… Для начала хотел бы взглянуть на Вашу визитку… Как у Вас, главного редактора института, отвечающего за выпуск печатной продукции, нет визитки… Это плохо, ужасно плохо. Хорошо, хорошо, поговорим об этом позже, а сейчас скажите, что Вам мешает в Вашей работе ?.. – Серые вполне осмысленные и добрые глаза Ивана Сидоровича были абсолютно спокойны, жесты и мимика не выдавала никакого волнения. – Ладно,  ладно, - торопливо произнес он, заметив решимость собеседника не вступать в его игру. – Тогда сообщите, какую литературу или печатную продукцию выпускает возглавляемый Вами отдел ?
-Я не имею права разглашать эти сведения посторонним…
-А кто здесь посторонний ?.. – Иван Сидорович оглянулся на дверь и посмотрел на усмехающуюся операторшу Люсю. – Я думаю, здесь нет посторонних. Ведь, это, как я понимаю, Ваши сотрудники, кивнул он на Люсю и корректора.
-Вы – посторонний. Пожалуйста, выйдите из кабинета. Не вынуждайте меня обращаться к охране.
-Зачем к охране ? Просто мы собираем сведения. Я от товарища Прохорова. Как Вы не знаете, кто такой товарищ Прохоров, Александр Васильевич ?.. Может Вы не знаете и министра сельского хозяйства…
- Нет, я хорошо знаю, но Вас не знаю и не видел документа, который бы свидетельствовал, что Вы уполномочены от вышестоящего начальства. Выйдите ! И не мешайте нам работать…
-Хорошо, хорошо, я сейчас уйду, только одно поручение запишите себе… Или, ладно, запомните. Вам необходимо до следующего вторника изготовить визитку… Вашу визитку. Срок – одна неделя. Вам достаточно ? Хорошо – две недели!
Александр Михайлович протянул руку к телефону:
-Вызываю милицию.
-Я уже ушел, но через две недели буду с проверкой.
Позже Александру рассказали, что он легко от Ивана Сидоровича избавился, обычно процедура его вывода из кабинета занимает долгое время, иногда ценой синяков и ссадин. Говорят, был случай, когда Иван Сидорович проскочил мимо секретарши прямо в кабинет директора. Там как раз шло совещание. Иван Сидорович расположился прямо напротив директора и принялся было раздавать задания, давать советы. Секретарша Нелли Ивановна, слывшая цербером, виновато стояла в двери и не знала, что предпринять, чтобы загладить свою вину. Не знал, как вывести Ивана Сидоровича из кабинета и директор. Совещание срывалось; директор вышел в приемную.
-Что делать ? Что делать? Не знаю, - разводил он руками.
Иван Сидорович, осознавая свой звездный час, уселся в кожаное директорское кресло и доброжелательно, иногда, уступчиво-ласково, давал указания заведующим отделов:
-Вам следует увеличить сотрудникам отпуск, - сказал он появившемуся в кабинете директору. – Понимаю, понимаю, но хотя бы на один день. День в вашей деятельности роли не играет, а люди могли бы оздоровить свой организм в загородной поездке, на даче…
Заведующие едва сдерживались от смеха, а директор, как школьник, не выучивший урок, стоял перед собственным столом и разводил руками.
-Ну кто-нибудь может его вывести отсюда ? Кто-нибудь может унять этого говоруна ? Или мне вызывать милицию…  Нелли Ивановна, пригласите милицию!
-Давайте я попробую, - пробурчал бас подоспевшего заведующего АХЧ, человека чьи габариты были весьма внушительны.
-Давай, Никифорыч, на тебя вся надежда, - проговорил директор, вытирая платком испарину на лбу.
Никифорыч решительно подступил к директорскому креслу сбоку и, обхватив Ивана Сидоровича за плечи, попытался стащить с кресла, успев зычно крикнуть остальным мужчинам:
-Ну помогайте же, что сидите как пни…
Иван Сидорович, приподнятый было над сидением, вцепился обеими руками в толстую крышку огромного овального стола, не пожелал расстаться с нагретым местом. На помощь Никифорычу никто не подоспел, и тот, пыхтя и обливаясь потом как не пытался, не мог оторвать гостя от стола.
Откуда только сила у этого щуплого мужика, по сути старика, в отстаивании своего желания не покидать полюбившегося ему директорского кресла.
И тут, говорят, невиданную смекалку проявил нынешний зам по науке, а тогда еще просто заведующий сектором инновационных программ  Геннадий Кудрин. Когда накал борьбы Голиафа с Давидом спал, он подхватил со стола фетровую шляпу Ивана Сидоровича и отправился с ней  в приемную, а оттуда в коридор.
Иван Сидорович отпустил стол, вырвался из рук Никифорыча и бросился вслед за Кудриным. Он словно собачонка бежал за Геннадием, не сводя взгляда со своей шляпы. Кудрин вышел на улицу и бросил шляпу на скамейку рядом с обнимавшимися студентами. Ее тут же проворно словно драгоценность схватил Иван Сидорович.
-Закройте дверь и не пускайте больше в здание института этого сумасшедшего ! – нарочито громко приказал вахтершам Геннадий. – Будет буянить, звоните в милицию и вызывайте скорую !

Прошло полгода, если не больше, Иван Сидорович не казал носа в институт. Потом он как всегда неожиданно нарисовался на пороге редакционного кабинета.
-Здравствуйте ! Александр Михайлович, Вы мое задание выполнили ? – вполне доброжелательно, почти по-отцовски спросил он.
-Какое ?.. А это опять Вы… Нет, и не собираюсь, мне визитки не нужны.
-А вот мне Ваша  нужна и очень. – Иван Сидорович умостился напротив Александра. – Нехорошо не выполнять задания. Да-да это было задание, считайте, что от товарища Прохорова, самого Александра Васильевича…
Александра неожиданно взяла злость, может быть от осознания того, что из-за этого полоумного с отчетом придется просидеть до глубокой ночи. И он  закричал на старика:
-Слушайте, у меня нет времени… Если Вы сейчас же не уйдете, позвоню в милицию или в скорую. Вы понимаете, я занят, у меня срочная работа, времени нет и минуты.
-У Вас нет времени? – неожиданно жестко переспросил Иван Сидорович. – Хорошо, я сообщу товарищу Прохорову и у Вас, я обещаю, будет много времени, очень много. У Вас будет время, чтобы подумать о себе, своей жизни, о родине… - В голосе Ивана Сидоровича слышалась угроза, а глаза его смотрели колко и холодно. – Так мне сообщить товарищу Прохорову, чтобы обеспечил Вас свободным временем ?..
-Не знаю, и знать не хочу никакого Прохорова, - пробормотал Неклюев, а про себя подумал: «А кто такой в самом деле этот Прохоров ? И на что намекает этот сумасшедший хрыч ? Не на тюрьму ли ? За что ?.. А может это за то, что был в толпе на Лубянке, когда свергали Феликса или что был активистом «Мемориала» в 1990-х… Неужели он знает такое обо мне, что товарищ Прохоров может обеспечить временем ?»
-Иван Сидорович, я Вас очень прошу, уйдите, мы готовим отчет, у нас много работы.
-Хорошо, я уйду, но Вы не забудьте мое поручение.
-Угу…
* * *
Еще через какое-то время Неклюев из НИИ перевелся в исследовательский центр и надеялся, что больше никогда не встретится с Иваном Сидоровичем, но ему еще дважды довелось видеть старика. Один раз он обратил на себя внимание тем, что не хотел в маршрутке оплатить свой проезд.
-Да Вы знаете кто я такой? Вы не знаете меня… Да меня губернатор знает, мэр знает. Вам показать удостоверение ?
-Послушайте, мужчина ! – Водитель остановил маршрутку. – Я не знаю кто Вы такой и знать этого не хочу. Платите за проезд или выходите !
Иван Сидорович полез в карман за деньгами, бормоча вполголоса:
-Что ж я сообщу, куда следует о Вас и Вашем маршруте.
В другой раз Неклюев при повороте маршрутки на одну из магистральных улиц, перед которой на небольшой площадке в розарии стоял гранитный камень с серой головой «железного Феликса», а напротив бетонная доска почета времен СССр с барельефом Ленина, неожиданно услышал знакомый голос, приглушенно проговоривший:
-Здравствуйте, дорогой Феликс Эдмундович, я рад Вас приветствовать в нашем городе. И Вам сердечный привет, дорогой Владимир Ильич ! Вас хоть и не видно за елями, но я знаю, что Вы на том же месте… Мы еще покажем… Вернется еще наше время, дорогие вожди…
Неклюев выглянул из-за кресла и увидел бледное и умиленное лицо Ивана Сидоровича, а также его фетровую шляпу, сжатую сухощавыми пальцами рук.


Рецензии