Великая тайна поэзии
Тайна – это от Бога
В поэзии нет секретов,
Но есть тайна.
Анна Ахматова
В самом деле: все ремесленные секреты стихосложения давным-давно пропе-чатаны в учебниках.
А тайна – это от Бога. Или, выражаясь современным языком, некая виртуаль-ная сущность, продуктирующая читательские эмоции.
О своём присутствии тайна заявляет явно. Если после того как стихотворение прочитано или услышано, вдруг что-то всколыхнется в сердце и появится властное желание сохранить эти драгоценные строки, то всё в порядке – это и есть истинная поэзия, в отличии от просто стихотворения, даже хорошего, которое такой реакции не вызывает.
Тайна поэзии, в отличии от научной, уму не подвластна. С помощью разума можно строить только подходы к её постижению с разной степенью приближения к ней.
Таким образом общение с поэзией протекает в две фазы. Первая – установле-ние самого факта присутствия тайны и вторая – разумные подходы к ней. В нераз-рывной слитности и единстве этих двух фаз и заключается искусство наслаждения поэзией.
Разумеется, истинная поэзия должна отличаться высоким техническим совер-шенством. Мастерство поэта тем и отличается, что его «звуковая дорожка» ласкает слух, как мелодия скрипки, а душу читателя охватывает восторг удивления – как, каким чудом сами собой эти слова расположились единственно возможным обра-зом.
Ниже на правах информации к размышлению, предлагается вниманию чита-теля некоторые соображения о поэзии, составленные по методу свободных ассоциа-ций.
*** 2 ***
«Сухая» поэзия
Вырос я
И вот теперь взыскую
Честного и грубого стиха!
Я люблю поэзию
Такую, что была б
Бесцветна и суха
Евг. Винокуров
Словосочетание «сухая поэзия» можно понимать только в переносном смысле В каком именно Винокуров не пояснил. Остается предположить, что он имел в виду полное или почти полное отсутствие в тексте средств поэтической изобразительно-сти, т.е. метафор и эпитетов.
В приведенном ниже тексте Николая Доризо на всё про всё одна метафора и одно прилагательное, обозначающее цвет:
Огней так много золотых
На улицах Саратова.
Парней так много холостых
А я люблю женатого…
Эх, рано он завел семью!
Печальная история…
Я от себя любовь таю,
А от него – тем более.
Я от него бежать хочу,
Лишь только он покажется!
А вдруг всё то, о чем молчу,
Само собою скажется?
Его я видеть не должна –
Боюсь ему понравиться.
С любовью справлюсь я одна,
А вместе нам не справиться…
Речь идет о сильной душе, способной не только горячо любить, но и найти, принять трудное решение в сложившейся драматической коллизии. Такая тема пре-допределяет разговор простой, «грубый», почти деловой. А это и есть «сухая по-эзия».
Таким образом поэзия может быть «сухой». Но не обязательно.
*** 3 ***
Поэт и рыцарь
Когда на выжженном плато
Лежал я под стеной огня…
К. Симонов
Только очень мужественный человек мог выдержать такую войну, и столько написать о ней. Только очень мудрый и сильный человек мог, в сталинские послево-енные годы, занимать руководящие должности в Союзе писателей и быть главным редактором главного литературно-идеологического журнала страны - «Нового Ми-ра».
С таким характером нужно было родиться. Его отец, царский генерал, погиб на фронте Первой Мировой. Маленький Костя его не знал. Его отчим, благотворно повлиявший на судьбу мальчика, был Красным командиром, так называли царских генералов, служивших в Красной Армии. Его мать, княжна Оболенская, не эмигри-ровала. Под фамилией мужа она работала машинисткой в разных министерствах, где высоко ценилась за свою интеллектуальность.
Именно ей, княжне Оболенской, мы обязаны тем, что поэт Константин Симо-нов был и остается славой России. Отметим, что семья весьма способствовала ши-рокой эрудиции Кости в литературе.
Было ещё одно качество характера, которое он получил по наследству: муже-ственное рыцарство, в старомодном, но высоком смысле этого слова. Оно просмат-ривается во всем его творчестве.
Тринадцать лет. Кино в Рязани,
Тапёр с жестокою душой,
И на заштопанном экране
Страданья женщины чужой.
Погоня в Западной пустыне,
Калифорнийская гроза,
И погибавшей героини
Невероятные глаза.
Но в детстве можно всё на свете,
И за двугривенный в кино
Я мог, как могут только дети,
Из зала прыгнуть в полотно.
Убить врага из пистолета,
Догнать, спасти, прижать к груди.
И счастье было рядом где-то,
Там, за экраном, впереди.
Когда теперь я в темном зале
Увижу вдруг твои глаза,
В которых тайные печали
Не выдаст женская слеза,
Как я хочу придумать средство,
Чтоб счастье было впереди,
Чтоб хоть на час вернуться в детство,
Догнать, спасти, прижать к груди …
Маленький рыцарь Костя оказался весьма дельным молодым человеком. По-сле ФЗУ, набрав рабочий стаж, он поступил в литературный институт и уже был принят в аспирантуру, как на дальнем Востоке началась война с Японией и остро были востребованы военные корреспонденты.
Он отлично понимал механизм действовавшей тогда идеологической системы и остро чувствовал «злобу» дня. Вот почему он умел написать то, что нужно и как нужно. Отличный пример к сему «Жди меня». Он был неотъемлемой составляющей духовной жизни народа в то время. Его светлую, звонкую лирику любили и пони-мали. Лев Ландау почти всё знал наизусть и гордо называл себя «симонистом».
Сталин, хорошо понимал, что к чему в литературе. Зная, конечно, биографию Симонова он, тем не менее, доверил ему идеологию и шесть раз наградил премией, которые тогда именовались «Сталинскими».
*** 4 ***
Чудо весны
Голубенький, чистый
Подснежник цветок,
А рядом сквозистый
Последний снежок…
Аполлон Майков
Во «Временах Года» Чайковского, «Апрель» - это пронзительно трепетное упоение прелестью новой весны, первым подснежником, что наивно и радостно расцветает на ещё холодной земле.
В Древней Иудее весной, первой поспевала мелкоплодная смоковница. Её плоды – баккуроты - знаменовали начало весеннего обновления жизни.
И сказал Иисус ученикам своим: «Вчера вы ели сладкие весенние баккуроты. Смерти нет, ибо человеку не дано знать, что он мертв».
*** 5 ***
Счастлив будь, зараза!
Две руки,
Две ноги,
Оба глаза -
Счастлив будь, зараза!
«народная мудрость»
от Владимира Леви
В поэзию реалистической школы легко встраивается просторечный, яркий, го-рячий фольклор. Если это сделано мастерски, то при ненарушенной цельности за-мысла, поэзия приобретает задорный кураж, а иногда и добродушное веселье.
Примеров таких не счесть. Приведу некоторые из них.
У комбрига мах ядрёный
Тяжелей свинчатки!
Развернулся, и с разгону -
Хлабысть по сопатке…
Эдуард Багрицкий
И тебе в вечернем, синем мраке
Часто видится одно и то ж, -
Будто кто-то мне в кабацкой драке,
Саданул под сердце финский нож…
Сергей Есенин
Давно пора, ядрена мать, -
Умом Россию понимать!
Игорь Губерман
*** 6 ***
Виртуальные миражи
Что касается символизма и последовавших за ним течений, то здесь разговор особый. Нужно иметь хорошо натренированный литературный вкус, чтобы разо-браться в сложной композиции виртуальных миражей.
Иногда это удается.
Белое танго, белая лилия,
Белая чайка, черная линия…
Линия жизни и линия смерти,
Черные буквы в белом конверте.
Алым пожаром вспыхнули маки,
Ищу на ладони - линии, знаки,
Боги ведут арифметику строго,
И всё же прошу их – накиньте немного!
Мне это лишним не будет нисколько, -
Под старость и жить начинаю я только…
Ксения Исхакова
Только в зрелости, с каким-то особым, трепетным чувством прелести мира се-го, видится и полёт белой чайки над синим морем, и полыхание алых маков под теп-лым, ласковым ветром. И это странное, неуталённое желание жить, познавать и удивляться.
Разные лица мелькают в экране
Хрупкой, доверчивой памятной грани.
Мыслей и чувств суета, теснота…
Быль или небыль? То свет? Темнота?!
Памяти книгу послушно листаю, -
До мелочей свою жизнь вспоминаю.
Сколько их было? Игривых, задорных,
Милых, улыбчивых, грустных, влюблённых…
Тихо, чуть слышно, позёмкой кружатся
Образы, души, чтоб вновь возвращаться.
Чтоб восхищаться, чтоб снова любить
Мир наш Земной, где так хочется жить.
Мария Борисова
*** 7 ***
Не оставляйте, жизни, “на потом”!
Ночью, в час я вышел.
Очень сыро, но тепло и мягко.
На Пьяцетте камни мокры.
Нежно пахнет морем,
холодно и сыро
вонью скользких темных переулков,
от канала свежестью арбуза.
Над Пьяцеттой
против папских статуй, на фасаде церкви
в светлом небе бледный месяц
то сияет, то за дымом тает,
за осенней мглой, бегущей с моря...
Иван Бунин, Венеция
Какой покой, какой глубокий душевный уют в этих строках а, между прочим, пейзаж явно не способствует возникновению яркой положительной эмоции. Нена-стная осенняя ночь, синяя мгла, бегущая с моря, мокрые камни на мостовой…
Дело в том, что драгоценное чувство душевного уюта возникает не только при созерцании красот мира земного, но оно имеет ещё и глубокие генетические нейро-физиологические корни. Во всяком случае, как справедливо заметил в своей «запис-ной книжке» Илья Ильф, это одно из древнейших чувств. Вот эти «корни» и срабо-тали в данном случае.
Конечно, нужно активно работать по обустройству мира земного, но ощуще-ние прелести жизни нельзя откладывать на завтра.
Не оставляйте, жизни, “на потом”!
Понятия, “потом”, у жизни, нет.
Вдруг, полоснёт, отточенным серпом,
И, только память, сохранит ваш след...
Мария Борисова
4 марта 2009года
Свидетельство о публикации №209030400893
Мария Борисова-Ипокрена 03.10.2014 22:48 Заявить о нарушении