Ватерлоо. Эссе 2
165х180, 2002, холст, масло, золотая фольга
ВОПРОС: Ватерлоо — это «мост Ватерлоо», как в фильме?
ОТВЕТ: Девушки именно так и понимают… Вы заметили интересную деталь - мы говорим "В России", это у нас, и "В Европе" - разделяя? То есть интуитивно Европой мы себя не считаем! Не Азией, конечно, это нам даже обидно, но и не Европой.
ВОПРОС: А Ватерлоо при чём же здесь? 200 лет прошло...
ОТВЕТ: Ватерлоо - это потерянная надежда, это поражение — наше с Вами, милая девушка, поражение…
ВОПРОС: Чем же — «наше» поражение?
ОТВЕТ: Тем что Вы, со своим российским паспортом, дальше Белоруссии с их провинциальным плебеем-диктатором не проедете — надо загран-паспорт, въездную визу и т.д.
ВОПРОС: Рудименты коммунизма, "железного занавеса"...
ОТВЕТ: Не только. Причина в другом - есть темная, бедная русская глубинка, криминальный непонятный Кавказ. Если толпы оттуда бесконтрольно приедут в Брюгге, например, что станет с этой сказкой Андерсона? Или в Милан, Мюнхен? Работать-то они вряд ли будут, а вот есть-пить…
ВОПРОС: Получается - сначала надо выровнять уровень?
ОТВЕТ: Это не просто и не быстро…
ВОПРОС: Но причем здесь Ватерлоо?
ОТВЕТ: Скажите, что первое можно сказать о Наполеоне?
ВОПРОС: «Великий полководец».
ОТВЕТ: Да. Но сейчас это воспринимается как буффонада, как кино — послать уланов, дать залп картечью… В конце концов — это профессионализм. Что еще? Сделал фантастическую карьеру. Это уже лучше, в наше прогматичное время это социально адаптировано. Еще — это был прекрасный математик — легко умножал и делили в уме цифры до 11 знака…
ВОПРОС: Но закончил пленником на Святой Елене...
ОТВЕТ: Для нас важно другое, другое… И речь, кстати, на только о России. Если, условно говоря, взглянуть из поднебесья - о Европе в целом как о белой христианской цивилизации. «Я воюю не с Россией или Англией. Я воюю за объединенную Европу. Армии будут распущены — (пардон — он сказал «сокращены до гвардий государей» — это XIX век, все-таки), таможни упразднены, товары будут беспрепятственно двигаться по континенту».
Вот! Вот в чем талант этого человека, провидческий талант — объединенная Европа, «Пан-Европа»…
Эти слова забыли потом на двести лет.
ВОПРОС: Почему?
ОТВЕТ: Потому, что Европа не прошла ещё этап национализма, а это середина и вторая половина 19 века. Вспомните, когда объединилась Италия, когда Германия?
И двести лет еще европейцы убивали и насиловали друг друга, прежде чем пришли к пониманию Пан-Европы… И в этом ракурсе Веллингтон, или Кутузов... не младенцы, а скорее просто исполнители, функции.
ВОПРОС: Но они победители.
ОТВЕТ: Скажите, когда для Европы был ее день «наивысший»? Кажется — 1811, вершина наполеоновской эпохи — накануне 1812, катастрофы в России. 600 тысяч отборных европейских самцов еще живы, флиртуют, ещё не замерзли под снегом России, а пофосная эстетика ампира золотом заливает весь континент… «Я воюю не с Россией или Англией. Я воюю за объединенную Европу».
Возможность была, была надежда… И эти юноши
с рельефа Фидия на Акрополе, «Юноши, несущие амфоры» — они интересны по движению — они не уходят, они будто удаляются, медленно удаляются…
И с ними исчезает надежда…
Это состояние и называется — Ватерлоо…
--------------------------------------------------
Вторая работа серии "ЕВРОПА - ПОСЛЕДНИЕ 300 ЛЕТ" :
1. "ВЗЯТИЕ БАСТИЛИИ" - http://proza.ru/2009/03/05/391
2. "ВАТЕРЛОО" - http://proza.ru/2009/03/05/423
3. "АРТЕМИДА" - ХХ ВЕК" - http://proza.ru/2009/03/05/428
4. "ВСТУПЛЕНИК МАО-ЦЗЕДУНА В НЬЮ-ЙОРК" - http://proza.ru/2009/03/05/432
5. "ТИБЕТ" - http://proza.ru/2009/03/05/436
"Как возникла эта серия?" - http://proza.ru/2009/03/05/605
--------------------------------------------------
Далее - http://lauren.ru
Свидетельство о публикации №209030500423