По примеру Алексея Стаханова

Выдающееся трудовое достижение донецкого шахтера Алексея Стаханова. стало не только известно всей, стране, но и сразу нашло тысячи и тысячи последователей. Уже 1 сентября 1935 года в цехах нашего завода прошли бурные митинги. Выступали и ветераны, и молодежь. И все они не только восхищались стахановским рекордом, но и вносили конкретные предложения о внедрении метода работы Стаханова на своих рабочих местах. Уже осенью 1935 года на предприятии число стахановцев составило 245 человек.
Стахановское движение на заводе родилось не на голом месте. Ему предшествовало более чем десятилетнее движение ударничества, которое зародилось еще в конце 20-х годов. 1932 год стал годом окончательного поворота к сознательному отношению к труду. Движение ударничества на заводе возглавили партийный и профсоюзный комитеты. Ежемесячно и гласно подводились итоги: на общих собраниях определяли ударников за каждый месяц. Появились меры морального и материального поощрения передовиков. Лучших ударников рекомендовали в ряды партии. Коммунистами стали П.М. Ланжин — организатор первой на заводе производственной коммуны, Д.А. Лосик — молодой инженер, А.А. Ковалев - столяр с трудовым стажем в 36 лет, установщик Л.И. Шулешев, мастер деревостаночного цеха С.Д. Кудрявцев. Всего 64 лучших ударника были приняты в ряды партии к 1 мая 1932 года. «Культурно жить — Производительно работать!» —, под таким лозунгом ширилось движение ударников на заводе.
Стахановское движение стало качественно новым этапом социалистического соревнования. Если вначале довольствовались рекордами отдельных рабочих. то уже вскоре стало ясно, что этого недостаточно. Что маяки нового движения - это пример для подражания. Вот таким примером нового отношения к труду стал Тимофей Федорович Агеев, известный тем, что изобрел так называемую пневмопочту, создавший помпу, получившую его имя  — «помпа Агеева».
А начинал просто. В те времена еще считалось настоящим «пролетарским» шиком ходить на работу в грязной промасленной одежде. Подготовка рабочего места к работе и приведение его в порядок после смены было в диковинку. Упор делался на физическую силу, вера в новую технику была слаба. Люди порой просто боялись нового сложного оборудования. В цехах было грязно, неуютно. Ели прямо у станков....
Каково же было удивление, когда однажды Т. Ф. Агеев пришел на работу в чистом костюме, свежей рубашке, все это аккуратно снял, сложил в специально сделанный ящик, а сам облачился в сшитый ему женой серый халат. Детали снимал со станка и клал на ватку, проверяя точность обработки. Свое рабочее место содержал в идеальной чистоте и порядке. А скоро притащил из дома большой фикус в кадке. Его примеру последовали другие, так в цехе появились целые зеленые оазисы.
В последующие годы стахановскoe движение приняло на заводе поистине массовый характер. Сами стахановцы не только резко увеличили производительность своего труда, но и изменили отношение к нему, к рабочему месту, цеху, заводу. Теперь рабочие  понимали, что на одних мускулах далеко не уедешь. Вот как писал в те годы в заводской многотиражку знатный стахановец А.И. Вергун: «3а счет чего растет производительность труда? Мне думается, за счет трех основных условий — рационализация, уплотнение рабочего дня, технической культуры рабочего». Стахановец Н.А. Чубаров, выступая на слете передовиков завода в городском драмтеатре в канун 1936 пода, говорил: «За годы пятилеток жизнь наша стала радостнее, хочется творить чудеса. Если сегодня я радуюсь своему достижению, то завтра оно меня уже не особенно радует, мне хочется сделать новую, еще большую победу».
В 1940 году на заводе состоялся первый выпуск курсов мастеров социалистического труда. Лучшие люди завода — стахановцы и ударники, учившиеся три года без отрыва от производства, успешно сдали экзамены, защитили дипломные проекты перед государственной комиссией… Завод получил мастеров социалистического труда, культурно выросших, технически грамотных. Среди первых выпускников были контролер И.Ф. Филиппов, электрик М.Л. Мостовой, слесарь И.П. Малашенко. Одним из самых прилежных учеников был 50-летний стахановец П. Ф. Тихонов… Он не отставал от молодых ни в учебе, ни в работе. Выполняя план постоянно на 200—250 процентов, на курсах он защитил дипломный проект на звание мастера с оценкой «хорошо»!
Здесь рождалось содружество рабочих и инженеров — замечательный сплав технической мысли, эрудиции, практического опыта, смекалки и горячего желания сделать труд высокопроизводительным и интересным, давший добрые всходы. На заводе появились группы коллективного творчества, которые занимались разработкой «узких мест», давали реальную помощь производству и приносили огромное моральное удовлетворение людям. Из этих групп выросли впоследствии многие грамотные, талантливые инженеры, руководители — Игнатов, Брауде, Семенов….
А ведь еще недавно многие из них были почти на социальном дне. Приведу лишь один пример. Давид Абрамович Брауде. Человек и сегодня известный на заводе. А ведь как он начинал? В 16 лет рабочий по найму, потом безработный, потом чинил обувь на базаре, потом возчик тачки, только в 1926 году немного повезло, устроился к нэпману Негло, у него работал конюхом, дворником, словом куда пошлют. В 1929 заочно закончил чертежно-конструкторские курсы (были тогда такие). И вот с 1929 он чертежник завода № 31, а потом конструктор, при этом продолжал учиться, в 1937 закончил экстерном Таганрогский авиационный техникум, а потом до 1941 года заочно учился в Донецком индустриальном институте. С 1941 по 1946 в армии, фронтовик. Его мать фашисты расстреляли в Петрушинской «Балке смерти» как еврейку. А Д.А. Брауде после службы вернулся на завод и проработал здесь еще 40 лет. Прошел путь от конструктора до Главного технолога завода. Сколько событий, сколько трудных и добрых дел вместила только эта одна человеческая жизнь. А ведь таких как он, были сотни и тысячи.
Рос завод, росли кадры, Правда, в семье не без урода. Были и на заводе такие. Но с ними активно велась борьба, борьба с бракоделами, прогульщиками, пьяницами. В стенной печати и «молниях», которые читались всем коллективом, красочно отображались итоги работы участка; цеха.
Стахановцы в первую очередь получали путевки в санатории и дома отдыха, они же первыми получали участки, земли, льготные суммы, стройматериалы для индивидуального строительства. Не случайно этот район застройки (ныне это район от улиц Ленинградской до Олега Кошевого) вскоре стал называться стахановским городком завода № 31. Всего 112 семей стахановцев с помощью завода построили здесь в короткий срок новые дома.
На заводе с целью развития стахановского движения были проведены двухдекадники, а затем по разрешению наркома отрасли и стахановский месячник. Все это привлекло в ряды стахановцев тысячи людей.
С гордостью рапортовали стахановцы механосборочного цеха Поповский, Шелестенко, Шамина, Барков, Васильев, братья Чубаровы, что апрельское задание 1938 года выполнили на 400 с лишним процентов. Именно в стахановский месячник коллектив завода перешел от стахановцев-одиночек к массовому росту стахановских групп, бригад, участков, цехов. На ряде участков и цехов стали вводитъ бригадный метод труда. Всему заводу, всему городу были известны имена, лучших стахановцев: фрезеровщиков В.Г. Мастикова, И.Н. Иванова, токарей М.Е. Головко, А.К. Кузери, А.П. Бианко, слесарей Д.С. Клименко, В.К. Шевченко, токаря-лекальщика Г.Ф. Афонина, технолога М.Ф. Тарасова, шлифовщика В.К. Григорьева, диспетчера В. Зайцевой, медника Ф.Ф. Борзунова, моториста Р.Д. Черчаги, мастеров В.И. Мацеева, П.П. Коробейникова и многих других.
Стахановское движение позволило коллективу предприятия не только в короткие сроки освоить новые станки, машины, оборудование, но и успешно решать сложные и ответственные производственные задания. Продукция завода заслуженно пользовалась высоким авторитетом, отличаясь отменными эксплуатационными качествами и новизной.
Замечательную школу руководства, хозяйствования, высокой технической подготовки и новых форм организации и управления производством прошли на заводе сотни молодых специалистов. Многие из них совсем молодыми были выдвинуты на руководящие ответственные должности. Отлично зарекомендовали себя молодые инженеры М.С. Делерзон, В.В. Мануйлов, Я.И. Дворкович (кстати, его внук А.В. Дворкович, сейчас помощник Президента России), Д.Г. Чиженко, А.В. Веретенников, М.А. Суббочев, А.Д. Соломахин, М.Н. Гудсков, Г.С. Тришкин, И.Е. Захаров, А.Н. Кессених.
В годы первых пятилеток наш завод становится поставщиком квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров на многие новостройки отрасли.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.