Лагуна-9. Сносная жизнь деда

Первые семь лет жизни мамы, её детство, пришлись на 1914 – 1921 годы, годы войны России с Германией и Австро-Венгрией, гражданской войны, безвластья, грабежей, разрухи, голода 1921-22 годов (от которого в России умерло 5 миллионов человек).
До 1918 года немцы и австрийцы не могли продвинуться на восток, Староконстантинов оставался прифронтовым городом. Затем, как известно, российский фронт развалился, и до лета 1920 года власть в Киеве менялась многократно. Киев, согласно учебникам истории, поочередно занимали немцы, красные, белые, снова красные. В мае 1920 года Киев заняли поляки, а через месяц в нем окончательно утвердилась советская (фактически иудейская) власть. Затем красные пошли на Варшаву и были там разбиты. В эти же годы несколько раз безуспешно пыталась взять власть в Киеве и украинская элита: Петлюра, Грушевский, Скоропадский, снова Петлюра и Винниченко.
Географически Староконстантинов был в центре этих событий, но, думаю, оказался не затронут ими, и семья деда вряд ли пострадала. Вероятно потому, что Староконстантинов находился (и сейчас находится) в стороне от двух железнодорожных магистралей, идущих с запада на восток, по которым и должны были происходить основные передвижения войск, техники, товаров, населения. Одна дорога проходит в 50-60 км севернее Староконстантинова, через Шепетовку. Вторая, на том же расстоянии южнее, – через Проскуров (нынешний Хмельницкий).
Подростковые годы мамы, вторые семь лет её жизни, с 1921 по 1928 годы, совпадают с периодом НЭПа – новой экономической политики. Разрешили частную экономическую деятельность, и это, думаю, было именно то, о чём дед мог только мечтать. Сохранилась семейная фотография 1928 года: дед (51 год), бабушка (40 лет), пятеро детей от 19-ти до 6-ти лет (маме здесь 14 лет, смешливая, веснушчатая). Впереди  у семьи деда оставалось ещё 8 лет вполне сносной жизни, хотя именно с 1928 года ситуация в стране быстро ухудшалась: НЭП закончился, пошли индустриализация, коллективизация, раскулачивание, насильственное переселение людей, снова голод, политические процессы, расстрелы. Создавалась система ГУЛАГ


Рецензии