Коллекционер, или притча о разбитом зеркале
Когда-то, давным-давно, отчаянный романтик Роберт Луис Стивенсон сказал : « Если какое -либо занятие человеку явно не по душе, неприятно, необязательно и, в сущности, бесполезно, то… чем скорее он его бросит, тем лучше для него самого и для всех, кого это касается».
Коллекционирование антиквариата всегда было делом увлеченных, влюбленных до всепоглощающей страсти в предмет собирательства, людей, а подчас и одержимых этой страстью до безумия. Мир скучен для скучных людей, а уж скучными коллекционеров не назовешь.
“ Послушайте, - барон, сказал Ротшильду сталелитейный магнат Фрик,- у меня два Вермеера, у вас только один, я куплю его за любые деньги, это возможно, барон? Конечно, но только после моей смерти, а вы, дружище, ведь намного старше меня. Это ничего, барон, значит мы завершим сделку после нашей благополучной кончины,- главное, что вы согласны».
В конце лета 1993 года я возвращался домой, в Россию, через лондонский Хифроу, позади были суетные дни пребывания на туманном Альбионе, отпечатавшиеся в сознании яркими пятнами красных камзолов гвардейцев, такими же омнибусами и телефонными будками в стиле «прощай старая, добрая Англия », красными бифитерами, бросающими ярко-красное мясо черным королевским воронам, охраняющим, увы - плохо, королевский дом, что стало ясно после смерти Леди Дианы. Невольно подумал, что приходится поддерживать традиции королевского дома столь ручным и неловким способом, правда куда более цивилизованным, чем развешивание на зубцах Тауэра именитых висельников. Тут же всплыл в памяти наш Московский Кремль, тоже буро-красный и появилось сознание некоторого культурно-исторического превосходства, - цари на его стенах никого не вывешивали. В Пыточном Приказе, напротив Боровичей, - да, бывало, рвали на части, на площадях - бывало и толпа рвала, - но на стенах, на обозрение, не выставляли. Все же Кремль по замыслу - духовный град Иерусалим, а не тюрьма. Согревшись в преддверии осенней России этой мыслью и скотчем, с тем же краснощеким дядькой - бифитером на этикетке, погрузился в сладкую дремоту,- в то состояние легкой полудремы, когда сон еще не обладает полным произволом над миром фантазий , и ты сам можешь наполнить его приятными тебе вещами. Поместил я сюда Стрэтфорд и скромное жилище Великого Вильяма, клетчатую Шотландию Вальтера Скотта и её медовые холмы, одинокие гудки над туманной Темзой и яркое пенсне Большого Бена, густо прокуренные и пропитанные элем пабы, тружеников Лондона, которых можно увидеть или очень рано в лондонской подземке, или здесь, в пабе,- но уже без инструментов, которые задремавший пролетарий прижимает к себе с той крепкой нежностью, которая говорит об этом единственном источнике его благополучия гораздо больше, чем «Морнинг Стар». Жгущая сердце мелодия «Yesterday », на Пиккадили,- всплыла, как Желтая Подводная Лодка или дождевик бобби. А наверху, на золотисто-масляных Имперских Собако-Львах сидели счастливые тинеджеры и влюбленно распивали поп-вино. Но эти счастливые образы заслонил грустный нью-йоркский круг с печатью вечной музыки на Стробери Филдс - «Imagine“. На середину его, как на алтарь, кладут фотографии погибших музыкантов и цветы, напротив скамейки, где сидел Леннон.
Этот круг невозможно разорвать и сделать из него диалектическую спираль, этот круг - Любовь. Вползает в сознание, как искуситель, мысль «за деньги мы вынуждены платить свободой и любовью». А впереди был страшный октябрь Москвы 1993 года.
Так что же мы приобретаем этой непомерной ценою любви и свободы?
Вещи, вещи,- реже, хорошие и нужные вещи и, совсем редко-- антикварные вещи.
Около 1510 года Леонардо да Винчи, на своем рисунке, изображающем падающий из облаков дождь из вещей самых разнообразных и инструментов для их создания, написал: « О человеческое ничтожество, как многим вещам ты служишь за деньги».
В наше время этот дождь превратился в ливень, заливающий планету. Многие могут задать вопрос, и часто задают его : « Как выбрать в этом обилии вещей нужные, зачем собирать старые вещи и тем более совсем старые - древние, если прибывают все новые и новые?». Хороший вопрос, но, к сожалению, на него нет хорошего ответа.
В основе собирательства или коллекционирования могут лежать разные принципы, цели и задачи: духовные, эстетические, художественные. Духовная принадлежность вещи вызывает духовно-мистические переживания, а прекрасная вещь рядом - навсегда источник любования, вдохновения ; экономические ( вложения в антикварные ценности, как правило, не подвержены инфляции ); психологические ( социальный статус коллекционера антиквариата достаточно высок, это занятие престижно, а часто просто элитарно, из этой графы не исключается фетишизм, как основная мотивация собирательства ); научные и научно-образовательные ( поскольку существуют коллекции предметов, вещей, материалов и тд. в области всех разделов человеческих знаний, как правило отражающих историю их развития, изложенную по определенным принципам систематизации, - отсюда вытекает повышенный научно -практический интерес к таким коллекциям), etc. Вне зависимости от природы целей коллекционирования, каждый серьезный коллекционер, где бы он не жил, должен знать, что настанет время, когда он, или его ближайшие родственники,- будут решать вопрос о статусе коллекции. А точнее, - о передаче коллекции на государственное хранение. Не думайте, что Вас минует участь сия. Все музеи мира, когда-то были частными коллекциями, иногда сохраняющими память об их основоположниках. Почему это происходит, спросите вы? Первая причина - желание сохранить коллекцию целой, не разрозненной, хорошей сохранности и как правило на своей национальной почве. Все это требует значительных вложений, еще при жизни основоположника коллекции, а далее затраты могут расти в геометрической прогрессии. В некоторых странах (США), вы не сможете передать коллекцию в дар государству, не передав вместе с ней средства на её поддержание и развитие.
Что может помочь антиквару или коллекционеру уже на первом этапе - сложения коллекции, съэкономить или потенциально уменьшить будущие расходы?
СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА!
Эти советы будут касаться принципов отбора вещей в коллекцию, основных
требований по уходу за коллекцией, принципов консервации и реставрации антиквариата.
Если вы прочтете весьма представительное издание аукционного дома «SOTHEBY’S”- “Уход за антиквариатом» ( Caring for antiques, 1992, Conran Octopus) , то у вас может сложиться впечатление, что без опытных профессионалов - консерваторов и реставраторов, вообще лучше не приближаться к антиквариату.
Возможно для сложных случаев, когда возникает опасность потери самого произведения или утраты его важных составляющих,- это и так. Но существует ряд простых мер позволяющих продлить жизнь почти любому антикварному произведению.
Первое правило: Лишний раз не беспокойте произведение, создайте ему стабильные условия хранения, максимально изолирующие его от вредных климатических, световых, техногенных воздействий и возможных проявлений вандализма, исходящего ли от ваших обаятельных детей или злоумышленников,- не суть важно. К стабильным условиям хранения относятся - плюс восемнадцать градусов Цельсия и сорок восемь - пятьдесят пять процентов влажности. Максимальная освещенность в пятьдесят люкс, что в среднем в шесть раз меньше стандартной суммарной освещенности жилища. Исключите из состава воздуха серу и все её модификации, что обяжет вас жить со своей коллекцией вдали от большого городского скопления машин и будет весьма полезно вам самим.
Не курите в присутствии цветов, детей и антиквариата. Регулярно обеспыливайте ваши произведения, делая это осторожно, и упаси вас Бог делать это влажной тряпкой. Пыль всегда является нежелательной гидрофильной субстанцией, резко меняющей как внешний вид пористых материалов, так и ускоряющей коррозионные процессы и жизнедеятельность микрофлоры на поверхности произведения. Никогда не используйте для придания антиквариату внешнего лоска домашних заготовок типа - льняного масла, воска, всевозможных полиролей и притирок.
Некоторые антиквары предпочитают во всех случаях отсутствия у вещи тех или иных фрагментов прибегать к реставрационным доделкам, чтобы подготовить вещь к предпродаже, повысив её стартовую цену.
Подобную подготовку проводят и крупные европейские аукционные дома : «Сотбис»; «Кристи», «Антикворум» и почти все другие, называя это - «антикварной реставрацией». Как правило крупные фирмы могут себе позволить платить до двадцати процентов от оценочной стоимости произведения на проведение подобных работ, привлекая лучших реставраторов из разных стран.
Не делайте этого, если вы начинающий коллекционер, даже если вам предложат весьма выгодные условия ремонта, доделок, реставрации. Берите вашу вешь, надеюсь верно атрибуированную, а это вам надо сделать обязательно и желательно вместе с экспертом уже при покупке. Храните, изучайте, любуйтесь, подтверждайте истинность её происхождения вашим интересом к аналогичным вещам на выставках, в салонах, музеях, архивах, антикварных справочниках и журналах. Это - путь знаточества. Хоть слово и корявое, но почти эквивалент английскому - сonnoisseur. Со временем вы будете вознаграждены, и то, что в старой или древней вещи поначалу казалось вам некрасивым, приобретет обаяние времени и особую прелесть, впрочем, не исключено, как и вы сами. Будучи профи, будете решать серьезные вопросы о доделках, реконструкции, восполнении утрат, по-серьезному.
Российский антикварный, далеко ещё не сложившейся рынок, а это всегда показатель не стабильности экономики, - не может себе позволить большие вложения в реставрацию и предподготовку произведения к аукционной продаже. Это говорит о неуверенности диллеров, антикваров, галерейщиков и всех других, заинтересованных в результатах торгов, лиц . Отсутствие в России культурного экономического пространства, где отношения регулируются международными правовыми нормами, зато присутствие в Красной Зоне всех элементов чернорыночных , "диких" отношений, с нормой прибыли за конечные операции реализации до пятисот процентов ,- сделали антикварный рынок малопривлекательным для международных диллеров, но особо привлекательным для киллеров. Отсюда - оборот легального антикварного рынка невелик, черного- огромен. Следует учитывать, что Россия - страна победитель во Второй Мировой, аккумулировала колоссальные европейские культурные ценности, распределив трофеи достаточно равномерно среди военной, партийной, и государственной элиты поствоенного периода. Сегодня реституционные амбиции отдельных чиновников Министерства Культуры мешают народу-победителю распоряжаться трофеями на легальных условиях, что сильно криминализировало антикварный рынок. По-видимому нормой отношений здесь может быть только выкуп у народа реальных ценностей на весьма выгодных условиях,- не менее пятидесяти процентов от экспертной оценочной стоимости произведения. Это, собственно и было предложено, в свое время, немецкой стороной МК РФ . Но, как писал ученый, любивший Россию,- В.В.Леонтьев:» В России все начинания, нужные народу, спотыкаются о камень коррупции».
Одним словом, на реставрацию выделяют мало средств, если это не эпохальные работы в Большом Кремлевском Дворце. Антиквары, пользуясь быстрыми услугами, случайных и дешевых самодельщиков, или , что много хуже, изготовителей «фальшаков«, фабрикантов краденого,- получают соответствующий результат. Историческая, антикварная реставрация часто уродует так вещь, что на антикварных салонах Европы её уже не продашь, и её можно «впарить» только здесь, «шейху из Тюмени«. Чем сегодняшний антикварный рынок, собственно и занимается. Добавьте к этому юридическую возможность исполнительной власти изымать, выморачивать бывшую собственность граждан, при наличии у них некоторых факторов риска: отсутствие бумаг, подтверждающих легальность приобретения, например трофейных ценностей?; почтенного возраста, когда вдруг появляются невиданные дальние родственники, а бумаги имеют обыкновение теряться; силовое давление, оказываемое на коллекционера или владельца антиквариата со стороны криминальных, а часто и федеральных структур и тд.
Разбитое революциями зеркало русской духовной культуры разлетелось в разные стороны тысячами осколков.
Сможет ли российский антикварный рынок собрать оставшиеся осколки в единый образ великолепия Божьего мира? - вот главный вопрос. Если сможет, -значит российские граждане начали просто и нормально жить, а не выживать, чем они занимались последние сто лет.
Свидетельство о публикации №209030700990