Про социальное дно

В детстве мои родители говорили мне такую поговорку: « От тюрьмы и от сумы не зарекайся». Тогда я не понимала, как это - не зарекаться, ведь, если жить честно и  не нарушать законы, то в тюрьму не попадешь, а, если работать хорошо, то и деньги будут.
Но чем больше я сталкивалась с жизнью, тем больше понимала, как в ней много несправедливости. Иногда в тюрьму можно попасть по ошибке или потому, что ты кому-то мешаешь, а работа не всегда оплачивается достойно. Поэтому, сейчас я понимаю эту народную мудрость и согласна с ней.
Я задумалась о бомжах...
Ну а причем же здесь бомжи? А притом, что никогда не стоит зарекаться в том, что ты сам не станешь бомжем. Лично я не отношу себя к тем людям, которые считают бомжей какими-то «другими» или «особыми» индивидуумами, которым нет места среди «нормальных» членов общества. Напротив, я полагаю, что каждый человек может по тем, или иным причинам оказаться бомжем. Мы не можем знать, как повернется наша жизнь, и поэтому каждый из нас не застрахован от потери жилья, близких и всего остального на сто процентов.
По этой причине я отношусь к бомжам, как к обычным людям, попавшим в ужасную ситуацию. Конечно, среди бомжей, как и среди всех людей, есть:  хорошие и плохие, преступники и честные люди, больные и здоровые. Только условия жизни и возможности у них иные: они никак не защищены законом, и у них фактически нет никаких прав.
Однажды, когда я училась в школе, мы с подругой гуляли по Старому Арбату, и к нам подошла женщина. Она попросила у нас денег. Мы дали ей по 10 рублей. Женщина очень растрогалась и рассказала нам, что уже несколько лет бомжует потому, что ее обманули и отобрали у нее квартиру. Тогда мне стало очень жаль эту женщину, и я подумала, что такая ситуация может случиться с любым человеком.
Но многие мои знакомые полагают, что бомжи – это некая каста неприкасаемых, которые сами заслужили такую жизнь. Такое отношение к людям я считаю проявлением невежества и в какой-то степени ксенофобией.
Когда милиционер зверски избивает бомжа, он проявляет власть сильного над слабым, подобною истязанию рабов кнутом в примитивном обществе. Человек в погонах делает это, потому, что знает, что бомж не может ему ответить – у него нет гражданских прав: он не может обратиться в суд, поскольку у него нет документов.
Но и просто обычные люди, проходящие мимо бомжа и демонстрирующие свое пренебрежение, наносят этому человеку удары, но не физические, а моральные. Общество создает стену между бездомными и «нормальными», тем самым, вырабатывая у бомжа комплекс неполноценности и чувство стыда, и, таким образом, ломая его личность окончательно.
Я считаю, что у бомжей должно быть право на восстановление своих прав и статуса человека. Потому, что за словом бомж стоят судьбы тысяч или миллионов людей, все они разные и у каждой из них может быть разный финал. Просто общество должно терпимее относиться к чужим порокам, и иногда вспоминать о собственных грехах.


Рецензии