Авария вертолёта

                Авария вертолёта.

   Однажды я возвращался из "Двадцать второго партсъезда" (это не шутка и не каламбур, это - название населённого пункта!), в который летал по санзаданию. Мы должны были транспортировать тяжелобольного в Целиноград на срочную операцию. К сожалению, больной уже был нетранспортабельным и мы летели назад порожняком. Ну не совсем порожняком - целиноградский врач был на борту. Недолетая до траверза Баршино, мы услышали вызов диспетчера по радиостанции - он вызывал именно наш борт. Я ответил. Он сообщил нам, чтобы мы внимательно смотрели справа по полёту - где то в этом районе только что потерпел аварию военный вертолёт. Вскоре я заметил на горизонте столб дыма. Сообщил диспетчеру об этом. Тот дал указание пролететь над очагом возгорания и сообщить об увиденном. Я развернул самолёт в сторону дыма. Подлетев поближе увидел трех пастухов, сидящих у горящей копны соломы. Рядом стояла лошадь с санями. Сделав круг над ними я сообщил диспетчеру об увиденном, вернулся на трассу и продолжил полёт. Вскоре на горизонте я увидел ещё один столб дыма. Дым исходил от ярко сияющей голубым светом звездочки, расположенной на земле. До высоты примерно тридцати метров дым был чисто белого цвета, а выше, без какого либо перехода, превращался в угольно-черный. Связавшись с диспетчером я направился к источнику дыма. Недолетая километров двадцать до Баршино, в заснеженной пойме реки горел остов вертолета. На высоком берегу стояли три человека в военном обмундировании - экипаж. Рядом на земле расстелены два оранжевых парашюта, как я понял - с целью обозначения площадки для спасательной экспедиции. Сделав над ними круг я доложил диспетчеру об увиденном. Он дал разрешение на выполнение посадки. Сел, ориентируясь по парашютам. Подрулил поближе и выключил двигатель. К самолёту подошли три молодых военных летчика. Они были бледны, напуганы, их руки сильно дрожали. Командир экипажа попросил закурить. Мой второй пилот дал ему сигарету (я сам не курю!). Из-за дрожи пилот ни как не мог попасть сигаретой в рот. В конце-концов она выпала из его рук на снег. Второй пилот поднял её, засунул ему в рот и поджег. Врач осмотрела экипаж вертолета. Одному из них обработала имеющуюся на лице неглубокую рану. Я обратил внимание на то, что на земле лежат только два парашюта, а экипаж состоит из трёх.  Командир рассказал, что когда начался пожар, а начался он в не в кабине пилотов, а в салоне вертолета, то парашют бортмеханика оказался в зоне огня. Поэтому он отдал ему свой, а сам с большим трудом (машина уже плохо слушалась рулей) подведя вертолет поближе к земле, выпрыгнул за несколько секунд до падения вертолёта (благо - в пойме реки был очень глубокий снег!). Вертолёт (Ми-8) догорал метрах в ста от нас. Так как заснеженное русло реки было очень глубоким, то горящую машину было вообще не видно. На берегу валялись только лопасти несущего винта. Я хотел подойти поближе и рассмотреть получше - что там к чему. Командир экипажа вертолёта остановил меня: "К нему нельзя близко подходить - там боеприпасы! Это очень опасно!". Я связался с диспетчером и получив указание привезти спасенный экипаж в Целиноград, сообщил пилотам вертолёта об этом. Они отказались, сославшись на какую-то свою инструкцию. Тогда я им прояснил ситуацию: во первых дело к вечеру, зима, мороз крепчает, ветерок хороший и усиливается, натягивая  поземку, во вторых - вы легко одеты в демисезонку, вся тёплая одежда сгорела, еды и воды тоже нет, в третьих - вы нуждаетесь в госпитализации (так утверждал мой санврач), а самое главное - у меня приказ доставить вас на базу. Молча выслушав мои доводы, командир экипажа кивком головы дал согласие. Мы погрузили парашюты в самолет, вертолетчики сразу улеглись на них. Я запустил двигатель, вырулил по уже протоптанному при посадке снежному покрову, развернулся и дал двигателю взлётный режим. Через полчаса полёта нас предупредили, что на встречу летит поисковый военный вертолёт Ми-6 - на его борту спасательная экспедиция. И действительно - вскоре мы разошлись левыми бортами со встречным судном. Я навёл их на место аварии. В Целинограде потерпевший аварию экипаж уже встречали. Долго еще, летая по данной местности, я сверял и корректировал свой маршрут по остову сгоревшего вертолёта. Наверное и сейчас, по прошествии десятилетий он молча напоминает о былой трагедии - место ведь безлюдное!
                Рубцов В.П.


Рецензии