Катание

                Катание

   Раньше, во времена плановой экономики, иногда, чтобы выполнить план по пассажирам, устраивали для населения шоу. Оно заключалось в следующем: В какой-нибудь "захудалый" совхоз, где редко видели самолёты, вылетал борт и за "червонец" мог любой желающий прокатиться над своим населённым пунктом в течении 15 минут. В местной газете предварительно давали объявление об этом. Неоднократно в этих шоу участвовал и я. Однажды мне "посчастливилось" подгонять план по количеству пассажиров в населенном пункте, под названием Шантюбе. Поселок небольшой, но скорее городского типа, чем сельского - много пятиэтажных домов и живут в нём в основном шахтеры. От желающих прокатиться не было отбоя. Уже сделал более десяти катаний. Дело было зимой. Самолёт на лыжах. Аэровокзал представлял из себя полевой вагончик, расположенный в пятидесяти метрах от жилых пятиэтажек, а качестве взлетно-посадочнай полосы использовалась укатанная полоска снега длиной метров шестьсот и шириной тридцать, с брустверами по бокам. И все это хозяйство находилось метрах в 50-70 от многоэтажек. Пассажиры и зеваки столпились между ВПП и вагончиком. Ветер крепчал и поворачивал, становясь всё больше боковым. Зайдя в очередной раз на посадку, я понял, что с посадкой из-за сильного бокового ветра будут большие проблемы, ибо на прямой самолёт сильно сносило, а на лыжах в конце пробега тормоза не эффективны и при сильном ветре может запросто выбросить самолёт за бруствер, а там люди. Во избежание неприятных неожиданностей, я ушел на второй круг и запросил у начальника порта фактическую погоду . Он дал мне её - боковой ветер был предельным. Я переспросил его: "Действительно ли ветер такой, какой он мне дал?". "Да, именно такой!" - подтвердил он. Я предложил, на всякий случай, удалить толпу подальше от полосы, и зашел на повторный заход. Начальник порта игнорировал мою просьбу. Мне пришлось снова уйти на второй круг. И так повторилось три раза. Тогда я пригрозил начальнику порта, что если он не уберёт людей от полосы, то я уйду вместе с пассажирами в Целиноград. Только после этого он отвёл людей за вагончик. Я зашел на посадку в очередной раз. Боковой ветер был очень сильный. Со сносом пришлось бороться не только креном, но и курсом. Самолет неуклюже накренившись вправо, был похож на каракатицу. Я подвёл самолёт к земле, закрылки не выпускал - не тот случай (сильный боковой ветер, да ещё и с порывами), выровнял его перед самой землёй, и, когда он уже стал сыпаться, резко дал левую ногу вперед и добрал штурвал. Перед самым касанием самолет на секунду повернулся влево и коснулся лыжами без бокового скольжения (в противном случае, боковые нагрузки на узлы креплений лыж могут достичь критических значений, со всеми вытекающими из этого последствиями). Самолёт заскользил по укатанному снегу. В первой половине пробега, когда скорость движения ещё велика, из-за чего рули еще эффективны, самолёт слушался хорошо и шёл по прямой. А вот во второй половине пробега самолёт стало разворачивать вправо на ветер. Тормоза я зажал до отказа, педали влево, а элероны вправо (на ветер) - как и положено в таких случаях, но это не помогало - самолёт разворачивало по направлению к толпе.  Меня развернуло на девяносто градусов, перебросило через бруствер и понесло на толпу людей, которые бросились бежать. Впереди всех нёсся начальник порта. Я выключил зажигание двигателя - мотор заглох, до отказа взял штурвал на себя и полностью выпустил закрылки - так больше лобовое сопротивление, до боли в руках зажал тормозную гашетку. Всё разворачивалось как в замедленном фильме. Метров двадцать уже отделяло меня от бежавших последними. И хотя, винт уже остановился, приятного от столкновения ожидать не следовало. Я проскочил метрах в десяти от вагончика и остановился между торцами пятиэтажных домов. Испуганные люди выглядывали из-за соседних домов, затем медленно стали подходить к самолёту. Всё обошлось. Последним к самолёту подошел начальник порта. Я осмотрел самолёт, люди помогли вытолкать его на полосу. Зайдя вместе с начальником в вагончик, я посмотрел на показания приборов и увидел, что боковой ветер сильно превышает допустимую цифру. "Ты что же это творишь?" - сказал я, указывая начальнику на прибор. А ведь согласно твоим данным я обязан был сесть, иначе мне бы указали, что я не соответствую своему классу пилота и понизили бы его. "Так у меня ещё не выполнен план по пассажирам!" - пролепетал в оправдание бледный начальник. "Ты же чуть не погубил людей ..." - и я тут же высказал ему всё, что думал о нём в данный момент, причем, так как в вагончике никого кроме нас не было, я дал волю чувствам, не сильно стараясь обходить стороной крепкие словечки! Начальник кивал в ответ головой, повторял как попугай, что у него всё ещё не выполнен план по пассажирам, и под конец попросил не сообщать об этом ни кому и добавил, что запомнит этот случай на всю жизнь. По его бледному лицу можно было предположить, что он действительно это запомнит на долго.
                Рубцов В.П.


Рецензии