95

To dear A. with love.
Дорогому А.  с любовью посвящается



Руки стали совершенно слабые; настолько слабые, что едва удерживают полупустой стакан, расплескивая его содержимое на стол, грудь и ноги.
Трясутся не только руки , но и голова. Протекание обычной деменции или болезни Альцгеймера? Альцгеймер великодушно подарил свое красивое родовое имя уродливой болезни. Странная фамилия,бессмысленная. Но звучит  добропорядочней  Альтгеймера.А может поколения  предков врача так и несли на себе бремя  азартной страсти, пока  кто-то в роду не решил избавиться от сомнительного прошлого,изменив одну маленькую буковку в фамилии?Но разве можно избавиться от прошлого, не повредив настоящему?Да и какая разница как называется болезнь, приносящая неудобство окружающим и  страдания самому больному?!Название никогда не выявляет сути самого явления, до которого доходишь исключительно пониманием.
В кресле- каталке неподвижно сидит то, что носит мое имя- старец с трясущимися белой головой и  иссохшими, сплошь покрытыми лилово-черными синяками, руками. Неподвижные, потухшие  глаза смотрят в никуда, сквозь  поминутно набегающие  мутные слезы: слабеющая память и  повышанная чувствительность- неизменные атрибуты старости.Или все-таки болезни?Иногда трясучка  ненадолго оставляет меня и неподвижное тело не выказывает  признаков существования.Но я существую, потому что  мыслю. В неподвижном теле продолжают  возникать быстрые и юркие мысли.

Они перемещаются так стремительно, что иногда наскакивают друг  на друга и создают путаницу в голове. Правда тут же распутываются и разбегаются  в разные стороны с молниеносностью  разогнавшихся до  максимальной скорости монорельсов. Большая часть поездов мыслей уносятся  прочь навсегда, но есть и те, которые постоянно возвращаются. Медлительные и исполненные собственного достоинства, они неторопясь бережно везут груз воспоминаний.Странно: чем слабее память, тем сильнее эти самые воспоминания. Я не могу вспомнить, что съел  за завтраком, но  события давно прошедших дней воссоздаются в воображении с такой яркостью, точностью деталей, как будто это происходит сейчас и здесь. Как объяснить причину, по которой  дырявая память цепко удерживает  ненужное- то, что я не в состоянии ни вернуть, ни изменить? Отчего она, память , вдруг больно кольнет израненное, но продолжающее сражаться, сердце давним стыдом за недостойный проступок? И снова заставит пережить запоздалое раскаяние? Или разольет по сердцу  успокоительным бальзамом тепло некогда испытанного блаженства духа и тела?

Человеческое тело... Как оно странно устроено, если в старости некогда крепкий мужчина превращается в сентиментальную дурочку, проливающую слезы по любому  пустячному поводу. Тогда как сентиментальная дурочка, состарившись, более напоминает циничного, безжалостного и грубого эгоиста. Ученые  сваливают все на гормональные изменения, а у меня на этот счет имеются свои соображения. Когда-то,  те кто  населяли планету были двуполыми  существами и жили вечно. Уходя в вечность, мы снова становимся древними обитателями Земли.
Бессмертие... Оно было бы безусловно прекрасно, если бы люди не старели никогда. Но что  за удовольствие жить вечно, большую часть вечности  проживая беспомощным существом с трясущимися руками и головой?! Может оттого старые люди видят возможность успокоения в смерти, что  им невыносимо чувствовать свою невозможность жить вечно?

Я  постоянно думаю о чем –нибудь. Эта привычка выработалась у меня еще в детстве.Как  только я научился  читать книги.

Книги! Всеми своими знаниями человечество обязано тому, что закодированно с помощью букв или иероглифов  в бесценных текстах.  Любое дело, великое и малое, начинается с  короткой неуверенной  записи и кончается  ликующим отчетом о достигнутом успехе. Или  грустной констатацией провала.

Конечно  же велика сила учения, но если нет в человеке изначальной доброты и мудрости,  плодами его станет циничный эготизм извращенной натуры. Ограниченность ущербной души глядит на мир глазами Зависти и Злобы. И вгляд этот, подобно взгляду мифической  Медузы- Горгоны, превращает жизнь в мертвую окаменелость последней стадии отчаяния.Знать, еще не означает понимать и чувствовать. Только добрый ум и умное сердце способны объединить в себе все три стадии познания мира-знание, понимание и ощущение.

Познавший мир ясно видит человеческие слабости и благодушно прощает их.
Ведь если к  людям относиться с пониманием, то  они снова , как в детстве, проявят лучшие свои качества: искренность, доброту и сострадание. Но нет прощения подлости, идущей от осознанной  зависти и озлобленности!

Я уже давно не могу читать из-за  слабого зрения, плохо слышу и часто  впадаю в полудрему. Но память моя, к счастью, еще  сохранилась. Она , память, мой главный спаситель. И она же- мучитель. В который раз, на яву и во сне,  как  кадр заклинившего  дивиди, видится одна и та же картина: черный гроб , исчезающий в пропасти могилы. Я  видел ее последнее появление на людях из окна  автомобиля, не в состоянии покинуть своего кресла на колесах. Мы так долго были вместе! А теперь ее нет.  Я не боялся , когда она была рядом,но теперь мне страшно оставаться наедине со своей немощью.Спасаясь от страха, я уползаю  в мир воспоминаний. Вспоминаю нас молодыми, красивыми той  здоровой красотой, которая свойственна людям только в молодости.
Но  невозможно мечтать вечно- физическая боль или неудобство вскоре возвращает меня к действительности. Таблетка приносит облегчение и мысли вновь начинают свой бесконечный бег.

В старости неизменно возвращаешься к тем вопросам на которые тщетно искал ответы в молодости. Ведь в зрелые годы  не было времени на основательные поиски. Но сейчас, когда погоня за  славой, деньгами и положением в обществе,  вызванная желанием иметь больше- гораздо больше-, чем надо для нормальной жизни, уже   завершилась, многое проясняется.
Разве  не удивительно, что именно слабеющий разум и уходящая память находят ответы на загадки  юности?! «Если молодость бы знала,если старость бы могла!»
Только перед больным и немощным стариком истина решается предстать в  обнаженном виде.Потому, что не боится быть изнасилованной  и порабощенной; заключенной в  жесткие колодки рациональности.Я постигаю смысл жизни.
Он заключается в том, чтобы  жить, приобретая знания о жизни. И использовать приобретенные знания  на благо  людей, честно делая то, что умеешь делать лучше всего.Будь это  проектирование космических станций или разгрузка вагонов.
И тогда, превратившись в жалкое подобие самого себя,  которое не в состоянии выпить стакан воды не расплескав содержимого, ты  будешь уверен хотя бы в одном: тебе удалось быть полезным  и внести посильную лепту в  общечеловеческое дело. И это, на мой вгляд, самое главное- быть нужным кому-то.При жизни и после смерти.

Потому что ничего никогда не кончается и, согласно единому закону трансформаций, жизнь и смерть неотделимы друг от друга. И одно, завершившись в своей видимой и потому доступной сознанию форме, переходит в невидимую и недоступную. Подобно тому, как яркие краски прозрачного дня  превращаются в монохромную непроницаемость ночи. И если  вибрация атомов- бесконечный процесс, то физическая смерть- лишь зеркальное отображение жизни, дополняющая  ее и  позволяющая  продолжаться этому бесконечному циклу жизни и смерти.

Ибо жизнь  несовершенна без своей противоположности-смерти.
Как  мужчина  несовершеннен без женщины рядом.
Как быстрая и точная мысль несовершенна без полнейшей бессмыслицы.
Как  несущий жизнь свет- олицетворение движения, несовершеннен без  ть...


Март 2009
Сидней
 


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.