Киммерийцы и дольмены Кавказа

                Киммерийцы и дольмены Кавказа

Дольмены Кавказа являются ровесниками пирамид; они как и египетские пирамиды хранят много тайн. Но если со времен Наполеоновского похода в Египет, мы узнали о древнейшей цивилизации и ее памятниках очень много (пирамиды рассказали о народе их построивших очень много), однако  дольмены по- прежнему хранят молчание и не спешат раскрывать свои тайны.
Два исторических факта, связанных непосредственным образом с Кавказом, представляются мне очень интересными: с одной стороны, в III-II тыс. до н.э. некий народ построил каменные исполины почти по всему западному побережью Черного моря и  примыкающему к нему предгорью, а затем бесследно исчез, не оставив после себя преемников и даже каких бы то ни было следов в этнической карте последующих эпох. С другой тороны, большой и могучий народ, вошедший в историю  разных культур под многими названиями и упоминаемый в эпиграфических текстах и хрониках древнейших  государств  Востока, долгое время живший по берегам Керченского пролива, вдруг покинул родину, чтобы смертоносным вихрем пронестись по странам Закавказья, Передней и Малой Азии, сразиться  там  с родственным кочевым народом и навсегда исчезнуть.
Отсутствие каких бы то ни было следов дальнейшего эволюционного развития культуры строителей дольменов и внезапный уход киммерийцев из Северного Причерноморья – не являются ли звеньями одной цепи, не взаимосвязаны ли эти явления?
Поиски народа, с которым связана дольменная культура Северо-Западного Кавказа, как и установление этногенеза киммерийцев являются, пожалуй, самыми сложными вопросами, решение которого требует разносторонних подходов.
В истории  киммерийцев, о которых идет речь, гораздо больше вопросов, чем ответов. Не установлено их происхождения, не выявлены границы этнической территории, особенности  уклада,  культуры, а, самое главное причины исхода из нашего региона.
Мне представляется для решения указанных проблем весьма полезно сопоставление имеющихся сведений об этих культурах, включая археологические материалы, письменные источники, данные топонимики и лингвистики.
В археологии принято относить распространение дольменной культуры  к III – второй пол. II тыс. до н.э. ; расселение киммерийцев в Крыму и на Тамани связывают с концом  II – началом I тыс. до н.э.  Их прямыми потомками одни исследователи считали тавров, а другие кизилкобинцев . Несмотря на некоторые сходства предметов и  время бытования (1 тыс. до н.э.), культуры имеют существенное различие, наглядно проявляющиеся в погребальном  обряде. Кизилкобинцы хоронили покойников в небольших курганах с могилами катакомбного типа; положение покойников вытянутое на спине, ориентированное головой обычно на запад. Тавры же погребали своих покойников в каменных ящиках, присыпанных землей. Положение умерших скорченное на боку,  головой на восток. Предшественниками тавров принято считать представителей кемиобинской культуры, распространенной в предгорном и горном Крыму во второй пол. III – первой пол. II тыс. до н.э. Носителей позднекатакомбной культуры принято считать предками киммерийцев . Однако на Фонталовском полуострове, бывшей Киммериде, зафиксированы погребения, связанные скорее с таврами,  чем с носителями катакомбной культуры.
 На Северо-Западном Кавказе поселений дольменной культурой выявлено очень мало, на мой взгляд, это связано с тем, что их жилые постройки не являлись прочными каменными сооружениями в отличие от погребальных. Небольшую стоянку, где, вероятно, строители дольменов жили в период возведения культовой постройки, обнаружено на горе Аутль, что находится недалеко от современного селения Солохаул. Кострища, обломки керамической посуды с орнаментами, несколько каменных орудий – вот и все, что удалось обнаружить на нем. Не особо расширили познания о строителях дольменов исследования поселения, обнаруженного в 1970 г. недалеко от культовых строений на Богатырской поляне  у станицы Новосвободной.
Краевед и музейный работник И.И. Аханов в 1949 г. обнаружил в северо-западной части Геленджикской бухты поселение, которое он отнес к неолитическим памятникам. Исследовав коллекцию собранных  краеведом материалов, хранящуюся в Геленджикском музее, А.А. Иессен пришел к выводу, что поселение и предметы, поднятые на нем, относятся ко II тыс. до н.э. и связаны с дольменной культурой .
Дегуакско-Даховское поселение,  обнаруженное в 1970 г. на берегу р. Белой, дало немало ценных сведений. На нем были выявлены гончарные горны, плавильная печь для бронзового литья, хозяйственные ямы. Поселение находится в 200-250 м. к югу от Дегуакского дольменного комплекса, состоящего из  140 сооружений. Соответствие керамики и ее орнаментации позволила ученым связать это поселение с носителями дольменной культуры. По углям, обнаруженным в горне удалось установить время ее функционирования, а, следовательно, и существования поселения – III тыс. до н.э.
Крайней точкой распространения дольменной культуры на северо-западе Кавказа является Таманский полуостров. Это связано с тем, что каменные постройки, напоминающие дольмены, видел  на Тамани в 1794 г. П.С. Паллас.  Знаменитый ученый-энциклопедист, описывая свой проезд из Тамани на косу Чушку, говорит, что у восточной оконечности Таманского залива он осмотрел широкий вал и ров, тянувшийся на две версты с востока на запад.
“За этой линией дорога, - пишет П.С. Паллас, - несколько повышаясь, ведет к плоским высотам, богатым пастбищами, на которых находится хутор, построенный на остатках деревни Чокрак-Кой с прекрасным источником холодной воды, вытекающий к северу по глинистой канаве. Далее продолжается высокая равнина, по которой тянутся неправильно разбросанные могилы то от O к W, то от  N к S не татарского, но, вероятно, черкесского происхождения; они окружены большими плоскими плитами известкового и песчаного сланца, стоящими на ребро. Я замерил также несколько могильных столбов вышиной в сажень, схожих с находимыми на могилах в Токлуке…” .
Вероятно,  ученый видел те самые киммерийские укрепления, о которых   вскользь упомянул  Геродот  и более подробно Страбон: “В прежнее время Киммерик был городом на полуострове и запирал перешеек рвом и насыпью…” .
Скорее всего, остатки этого рва и вала видел П.С. Паллас в 1794 г., но из его описания следует, что речь идет, скорее всего, о Фонталовском перешейке, простирающемся от восточной оконечности Таманского залива (северо-восточная окраина пос. Сенного) до Ахтанизовского лимана, а не о самом Фонталовском полуострове. И находились каменные погребения, похожие на дольмены, на гряде холмов с горой Цымбалы, тянущимися от городища Кепы в сторону упомянутого выше лимана. К сожалению, П.С. Паллас не сделал  детального описания “каменных могил”, нет  их и у  Ф. Дюбуа де Монперо, бегло осмотревшего руины гробниц и каменные столбы между ними  в 1803г. Попытки отыскать их  во второй половине XIX в., предпринятые К.К. Герцем, не увенчались успехом - каменные погребения были растащены местными жителями и использованы в качестве строительного материала. 
Не вызывает никакого сомнения, что именно эту местность древнегреческие авторы связывали с Киммерией или Киммеридой. Еще раз напомню, что, по словам Страбона, Киммерик вместе с валом и рвом закрывал Киммерию.   Но где в таком случае находился   этот Киммерик ? На месте ли станицы Ахтанизовской или у Пересыпи, городище которой идентифицируется многими археологами с Тирамбой, или  у восточной оконечности Таманского залива ? Предпринимавшиеся ранее поиски Киммерика результатов не принесли – ведь никакого значительного поселения, кроме Кеп, в районе Фанталовского перешейка не выявлено. Вероятнее всего, Кепы, которые с греческого переводятся как “сады”, и являлись древним Киммериком догреческой колонизации.
Это предположение, как и  высказывание о месторасположении каменных гробниц на возвышенном месте восточнее Сенного требует своего подтверждения. В конце 1970 гг. мне довелось видеть раскопки каменного погребения, вероятно, одного из многих других, скрытых под наносной почвой в районе тракторной бригады у трассы Сенная–Порт Кавказ.
Являлись ли киммерийцы строителями дольменов, или  их погребальные сооружения лишь напоминали дольмены, говорить сейчас сложно.  Для  выяснения этого вопроса нужны дополнительные исследования. Необходимы археологические исследования в районе Фонталовского перешейка и сопоставления  кавказских дольменов с крымскими и “каменными ящиками” тавров. В связи с этим весьма важным выглядит упоминание  П.С. Палласа о схожести таманских “каменных могил” с теми, что он видел в Токлуке  (в окрестностях Судака).
В.И. Морковин высказывает предположение о распространении кавказских дольменов с востока на юго-запад, однако, на мой взгляд, можно предположить, что Таманская Киммерия являлась не только местом, откуда стала распространяться дольменная культура но тем районом, где она завершилась. Установить это можно лишь при сопоставлении археологических  находок, которые будут сделанны при тщательном обследовании погребений на Фонталовском полуострове, в Токлуке и  на  кавказском побережье. 
При сопоставлении имеющихся сведений о культуре киммерийцев с археологическими находками, открытыми в дольменах, бросается в глаза тот факт, что все дольмены так или иначе связаны с культом воды и солнца. Они стоят на водоразделах в непосредственной близости от рек и удалены от берега моря не более 100 км; на стенах этих сооружений часто встречаются орнаменты, означающие воду, а также солярные знаки. Дольмены  ориентированы по солнцу и стояли если не на открытых возвышениях, то в таком месте, куда попадали отраженные от рядом стоящих высот.
Киммерийцы жили  в прибрежной полосе, в непосредственной близости от воды, и, вероятно, основной культ  был непосредственно связан с божеством водной стихии. В дольменах очень часто встречаются останки собак, вероятно, приносившихся в жертву умершим и каким-то образом  были связанны с покойником . Собаки, по-видимому, были неизменными спутниками киммерийцев; по крайней мере, киммерийских всадников на  древнегреческих вазах сопровождают собаки.
Некоторые сведения, связанные с этнонимами, могут пролить  свет относительно занятий народа, выявить его религиозные верования и культы.
Чаще всего кочевые народы поклонялись богам, олицетворявшим наиболее значимые в их жизни  силы природы. Так у скифов особо почитались боги, олицетворявшие солнце, небо, ветер, войну  .
Особое внимание обращает на себя  связь киммерийцев с водной стихией. Вероятно,  для киммерийцев  вода являлась жизненно важным фактором. Вряд ли неслучайны названия киммерийцев – Гомер, Гамир, которые с древнегреческого могут быть переведены как “имеющие отношение к корабельному грузу (фрахту)”, кладу, товарам . В районе Новороссийска и Геленджика во времена Страбона жили  меотские племена, занимавшиеся морским разбоем и выходившие в море на узких длинных лодках. Керкеты, обитавшие у Бат, сбывали награбленное в Синдской гавани.  Разбоем промышляли и тавры, вероятно, этим промыслом занимались и киммерийцы. Вряд ли случайно древнегреческий поэт Гиппонакт из Эфеса, живший почти на столетие раньше Геродота, упомянул о “Синдской расселине”, в которой российский археолог В.Д. Блаватский  видел обходной путь из Черного моря в Азовский, минуя Боспор Киммерийский . В начальный период греческой колонизации (VII-VI вв. до н.э.) Керченский пролив, вероятнее всего, был не таким уж безопасным. 
Аккадско-вавилонские источники III - II тыс. до н.э. называли варваров словом Умманманда. И.М. Дьяконов указывает, что так жители Месопотамии называли киммерийцев. Термин  Umman Manda ученый переводит как “войско Манда” .  В таком случае, важно выяснить значение слова  Манда или Манд?
Известно религиозное течение мандеизм, возникновение которого на Иранском нагорье относят к 1 в. н.э. Многие религиоведы, отмечая связь мандеизма с исламом и христианством,  подчеркивают тесное отношение этого религиозного течения к древним восточным культам. Современные мандеисты считают главным своим пророком Иоанна Крестителя. Они  особо почитают воду как мировой первоэлемент. Культовое строение “манда” (или “манд”) возводилось у рек и  представляло собой подобие мастабы, вода же являлась  особо почитаемым элементом мироздания .
Что же из себя могло представлять культовое строение “манда” или “мандан”? Мне представляется вполне резонным видеть в нем дольмен или каменный ящик, установленный на возвышенном месте и представлявший собой не просто  царское или жреческое погребение, но и являлся местом религиозного поклонения. Подобно египетским мастабам, прах покоящихся в них вождей призван был обеспечить  народу и краю благоденствие и могущество.
Как уже отмечалось выше, практически все  дольмены стоят на возвышенных открытых солнцу местах в непосредственной близости от воды. Эту связь дольменов с водой отмечают многие исследователи дольменной культуры.
Случайны ли такие параллели в культуре киммерийцев и строителей дольменов или они являются закономерными ? И какое отношение киммерийцы – гомеры-гимиры имели к морским перевозкам и складам товаров ?
Этноним киммерийцы, скорее всего, являлось самоназванием народа, жившего  на берегах Керченского пролива  до VII, а, возможно,  и середины VI в. до н.э. Судя по всему, они являлись индоевропейским народом, поэтому вполне оправдана моя попытка “прочитать” этноним с санскрита. 
Название явно двусоставное. Санскритское  kim означает “что?”, “почему?”, “очень”. В составных словах оно ставится обычно первым и выступает в значении определителя - “чей”. Слово  meru означает мифическую  золотую гору, на вершине которой находится город Брахмы, а по склонам во все стороны света раскинулся город Индры с садом, в котором произрастали чудодейственные священные деревья . Таким образом, этноним киммерийцы могло означать – “люди горы Меру”.
Являлось ли место погребения киммерийских вождей горой Меру и почиталось ими как таковое, или же киммерийцы, совершая свои грабительские набеги, искали ее  в странах благодатного полумесяца, ответить сложно.
Целый ряд топонимических, исторических и археологических данных требуют дальнейшего анализа и сопоставления с целью выяснения  высказываемого здесь предположения о тождественности культур киммерийской и дольменной, принимая во внимание вероятные миграционные потоки индоарийских племен, а также связи дольменной культуры с майкопской и катакомбной . Весьма актуально в этой связи стоит вопрос  сохранности древнейших мегалитических памятников, их музеефикации .


Рецензии
Тоже сохранил. :)
Очертания Таманского полуострова так сильно менялись с тех времён, что сегодня можно легко ошибиться, сопоставляя остатки поселений с упоминаемыми в древних источниках. Имхо.

Я не знаю геологического строения Тамани, но вроде там песок и глина (хотя уже в Керчи песчаник имеется). Это я к тому, что Тамань была изначальным центром дольменной культуры. Есть ли там строительный материал? Или его возили с Керченского полуострова?

Мои наблюдения: в районе Новороссийска - Геленджика дольмены встречаются там, где не далеко есть выходы песчаника среди массы известковых гор. Песчаник очень хороший, при первом рассмотрении его можно принять за гранит.

Синферно   29.05.2011 11:13     Заявить о нарушении
Песчаник,вероятно, был и на Тамани, но вот под Сенной я сам видел, как археологи раскапывали огромные каменные ящики из плит, не менее трех метров в длину и около двух в высоту. Где-то там за киммерийским валом находилось и татарское селение Чокрак, у которого еще в конце 18 в. были дольмены. Возможно плиты привозились издалека, но если у народа традиционым было каменное погребение, то они, не считаясь с трудом, таковое и сооружали.

Николай Тернавский   29.05.2011 22:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.