Рождественские рассказы

                1.РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОДАРОК

Я крестилась, ничего не зная о православии, но меня это ни капли не смущало. Не волновало, что не умею молиться и поститься - даже и не собиралась этого делать. Мучила меня только мысль о праздниках. Я никогда в жизни не праздновала православных праздников, да и не знала о них толком. А если в праздник душа не поет - значит все не так, не считается, нечестно перед Богом. А как научиться радоваться в незнакомый праздник? Конечно, можно в церковь сходить, елку купить, ну там еще узнать, что делать положено, но ведь праздник должен быть в душе. А как создать в душе праздник? Не умею я этого. А кто умеет? Вот так - никогда не праздновала, а тут начинай ликовать по незнакомому календарю...
Крестилась я 17-го декабря, на Варварин день. Ближайшим праздником было Рождество - незнакомый праздник... Прошла неделя, но я в этом вопросе ни капли не продвинулась...
Рано утром меня разбудил телефон. Нет, не разбудил - я проснулась за минуту до звонка. Так всегда было, когда она звонила. Она - это моя подруга, шесть лет назад уехавшая в Америку. Тонны писем, звонки на нереальные суммы, я даже была у нее один раз вопреки всякой вероятности.
Она сказала: "Это я", - и замолчала. И я вдруг заорала в трубку, как сумасшедшая:
-Ты приедешь?!!!!
-Да, встречай. Записывай. 7-го января, 10 утра, номер рейса..., авиокомпания... Только я не верю, что долечу. Или случится что-нибудь, или умру по дороге...
-Ничего не случится, долетишь. Ты - мой рождественский подарок!

Свое первое Рождество я встречала в аэропорту, но это было настоящее Рождество. А на Крещение я была уже в храме. Ликовала от невероятной массы свеженькой крещенской воды и больше не боялась незнакомых чужих праздников. Это были мои праздники!

                2.СТИХОТВОРЕНИЕ

    Смерть стояла над Линкой. Врачи не знали, что метастазы разрушают позвоночник. Они говорили, что химия помогает, узлы уменьшаются. А ей становилось все хуже. Не помогали ни обезбаливающие, ни наркотики. Мы видели и не верили. Не могли поверить.
    В Новый год она поднялась и сидела за столом вместе со всеми, и казалось, что врачи правы. После этого она поднималась редко и ненадолго. Когда я пришла с Рождественской литургии, она меня встретила:
    -Я написала тебе утром стихотворение. Оно само написалось, я не собиралась. – Она протянула мне летнюю открытку с цветами и бабочкой (новогодних и рождественских дома не было, не до того было). Я прочла стихотворение, но оно прошло мимо меня. Что могло значить любое  стихотворение рядом с ее болезнью и редкими хорошими минутами... 
    Она ушла из жизни через полтора месяца после Рождества. За месяц до смерти крестилась. Ее соборовали, несколько раз причащали.
    Это последнее в ее жизни стихотворение – Рождественское, написанное на открытке с цветами и бабочками:

     Звезда зажглась, младенец в колыбели,
     Все впереди, и все предрешено.
     Сквозь белое кружение метели
     Голгофы голое окно.

                3.ДЕСЯТОЕ РОЖДЕСТВО

    Три года у меня в доме мира не было. Лукавый мстил за крещение умирающей. И в Сочельник рождественский такой антиклерикальный скандал был...
    А в Рождество тишина и мир. И такое чувство, что так и дальше будет, что это подарено. Так и оказалось.
    И еще подарок получила. У меня крестник есть. Крестили младенцем, семья незнакомая, с множеством проблем, невоцерковленная. С самого начала знала, что только молиться смогу и даже не буду знать, что с ним. А отказаться не смогла – в канун Великой субботы попросили, завтра крестить, а крестную не могут найти. Много лет не знала, что с ними. А на Рождество получила известие: семья окрепла, отец избавился от зависимости, у моего крестника двое младших братьев.

                4.МИШКА

    Мы вместе учились в математическом классе. Никто из нас не знал, кем будет в жизни, кроме него. Он всегда знал, что будет геологом.
    Поступал на геологию в Питере. Я зашла на факультет посмотреть список поступивших, но списка не обнаружила. Зашла в деканат:
    -Где списки поступивших?
    -А кто Вас интересует?
    -Левит.
    -Наш Миша?! Конечно, поступил!
    Всегда и повсюду был всеобщим любимцем.
    Стал полевым геологом. Экспедиции на Дальний Восток. Самозабвенно любил эти края.
    Не верил, ни к какой религии не принадлежал, иногда заходил в православные храмы, побывал на Валааме. Никогда себя не берег, Бог его оберегал.
    Обычный для него случай. Хирург настаивает на ампутации пальцев ног. Он, как всегда, от ампутации отказывается. Наконец, хирург говорит, что может помочь одно немецкое лекарство, если его достать...
     В справочной аптеке такого названия нет. Все-таки звоню одной знакомой, аптекарше.
    - Я его сегодня в руках держала! - Оказалось, что она перешла на новое место работы и сейчас принимает аптеку бывшего санатория ЦК. И сегодня держала в руках ампулы на полный курс. Их когда-то выписали для члена Политбюро, но колоть почему-то не стали. Так и лежат. Срок годности прошел, но рука не поднялась выбросить.
    Хирург не поверил, когда увидел ампулы. Помогли.
    Он не смог найти себе места в постсоветской жизни. Долго мыкался, потом уехал в Израиль, там тоже не нашел себе места, бомжевал, его изувечило в ДТП.
    Всегда звонил и поздравлял восьмого марта, где бы он ни был. После моего крещения стал поздравлять два раза в год – на Пасху и Рождество.
    Прошлое Рождество позвонил 7-го днем, часа в четыре, сказал, что записался на экскурсию «Рождество в Вифлееме», но перед Новым годом одолжил на день все свои деньги – так и не вернули, не смог поехать. Спрашивал, где еще храмы открыты, куда можно попасть. Я не знала.
    Очень хочется, чтобы в это Рождество он добрался. Или в следующее...

                5.ОТРАЖАТЕЛЬ

    Стала замечать у некоторых женщин на сумках нелепые цветные бляшки. Очень странные и дикие, но неудобно спросить, зачем такое носят... Вдруг знакомая дарит мне бляшку салатного цвета и объясняет, что это отражатель, что он виден в лучах фар, что его надо обязательно носить и скоро людей без отражателей штрафовать будут. Не поверила, спросила у священника. Оказывается, правда. Пока еще не штрафуют, только агитируют, а потом штрафовать начнут.
    Не ношу. Уж очень противно.
    В начале Рождественского поста по дороге в храм вижу в парке макет – силуэт ангела с надписью. В переводе с латышского: «Пешеход, без отражателя станешь ангелом». И такие макеты повсюду понаставили. А кем станет пешеход с отражателем, не сказано.
    Очень мне эта надпись понравилась. Хожу без отражателя и каждый день себя в зеркало рассматриваю – нет, на ангела не похожа. Но я не теряю надежды, может быть, к Рождеству...

                6.РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ

Моя подруга воцерковилась пару лет назад. Дочка невоцерковленная и антиклерикальная, а внук кое-что слышит и понимает. И крест стал носить, только на физкультуру надевать стеснялся. Позавчера вечером зашла она к внуку, видит - крест отдельно от него.
-Почему?
-Не хочу.
Ну что тут сделаешь...
А вчера днем были с ней на панихиде. Только панихида кончилась, ей дочка на мобильник звонит - мальчик на уроке физкультуры небольшую травму получил, она его домой везет и просит, чтобы бабушка вернулась с ним посидеть.
Бабушка помчалась домой. Спрашивает у внука:
-Понял, зачем крест нужен?
-Да понял, понял уже.
Надели крест, помазали больное место мазью. Через некоторое время бабушка спрашивает:
-Ну как ты?
-Совсем ничего не болит.

                7.СВЕТ

    В дни рождественского поста один человек мне рассказал, что на своей первой исповеди видел свет между собой и священником. Многим людям в начале пути Бог показывает что-то особенное для его укрепления, но эта история меня очень сильно зацепила и не отпускала. Думала о том, что этот свет всегда есть между нами и священником (и в таинствах, и в благословении, и в беседе), и мы всегда должны помнить об этом, хотя мы этого света и не видим.
    А сегодня на воскресной литургии подумала о том, что этот свет есть между мной и любым другим человеком, с которым я общаюсь, и что об этом всегда надо помнить.
    Не дай мне забыть, Господи!
 


Рецензии
Какие мудрые, светлые и мистические у Вас рассказы.
Так просто и близко к жизни.
Выводят из лабиринта эгоизма и уныния на Свет Божий!
Сочувствием, счастьем, соучастием...
Благодарю!

Иволга Летняя   15.09.2011 15:00     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна.

Христина Либенсон   15.09.2011 16:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.