Паровозы

НА ФОТО ПАРОВОЗ МАРКИ - ИС

Значительную часть времени летом я (Лерка) проводил на вокзале. Собственно вокзал и перрон его не интересовали – командирское место было впереди  перрона, если ехать в Поворино, на куче чистейшего речного песка, явно привезенного с Хопра. Куча была громадной, сваленной с переворачивающейся платформы. Она зачем-то нужна была прежнему начальнику вокзала, но он сменился, а куча осталась мне на радость. На ней можно было сидеть часами. И многое, многое видеть. Однажды я даже видел нечто ужасное, долго снившееся мне потом: как отрезанная колесами вагона голова мужика, пытавшегося сесть на поезд, подкатилась к моей куче песка и остановилась, глядя на меня удивленными глазами.
 
Любимое занятие – наблюдение за паровозами. Их было шесть типов: ИС – Иосиф Сталин, СО – Серго Орджоникидзе, ФД – Феликс Дзержинский, СУ, Эр и ОВ, т.е., как мы называли, Суворовец, Эрка и Овечка. 
Самый мощный паровоз - ИС с маленькими колесами, явно приспособленными для перемещения больших грузов. Он мог  тянуть до восьмидесяти вагонов и платформ с грузом. Но я видел его редко. Во всяком случае, наблюдать его было интересно, и он всегда будил у меня гордость. Не узнать его нельзя - вокруг передней части парового котла было написано крупными красными буквами – ИОСИФ СТАЛИН, а на боковой стенке, из-за которой выглядывал машинист - буквы ИС. Когда ИС начинал свое движение, то колеса пробуксовывали несколько раз, указывая на громадное напряжение его сил.
Обычно же грузы  тянул Серго Орджоникидзе или Феликс Дзержинский. Как и ИС, они имели маленькие колеса, и часто их было видно в сцепке с другим таким же паровозом. Это указывало на то, что они уступают в силе ИС.
Паровоз серии СУ мальчишки называли суворовцем. Он напоминал мне оленя. Явно чувствовалось, что СУ и Эр  созданы для развития больших скоростей. Огромные колеса и все они были, как изящные игрушки. Я никогда не видел, чтобы Су сбрасывал пары. Он очень быстро набирал скорость и летел, как птица.
Маленький ОВ мы называли кукушкой или овечкой. Его использовали как маневровый паровоз.


Рецензии