Сорок первый севастиец
9 марта/22 марта - день его памяти.
Кесарий Каппадокиец, врач…
О нем почти никто не знает; о нем вспоминают от силы один раз в год те, кто заглядывает в церковный календарь. Его имя обычно теряется и в сиянии подвига сорока севастийцев, и в славе его знаменитого старшего брата.
Трудно, если не невозможно, найти его икону. Его нет среди «собора целителей» - как и многих его собратий по искусству, впрочем. Как составлялись эти списки? По принципу – «те, кто помогает?»…Очевидно, он «помогает» плохо. Как и Александр Галльский – мученик из «Церковной истории» Евсевия…
…Младший брат – это почти приговор судьбы. Особенно, если старший гениален. Но судьбы нет. Так сказал мученик Трифон судье…
Младшему брату положено оставаться в тени и помогать старшему в трудах. Не затеняет ли мощная, почти эпическая фигура Василия Великого его братьев Григория Нисского и Петра Севастийского? Рядом с Василием неразлучно стоит его друг, Григорий – поэт и богослов, так явно «не умеющий жить», идеалист и интеллигент четвертого века. Из его слова – надгробного!- как и из нескольких разрозненных замечаний в его трудах, мы знаем о младшем брате.
Что вынудило его бежать из отчего дома в Новый Рим? Почему, невзирая на требования строгого отца – Григория старшего – он оставался там? Не загадка ли перед нами, не семейная ли тайна?
Крутой ли характер отца – о котором даже Григорий говорил в Похвальном слове на его могиле –был тому причиной? Старший брат, в отличие от младшего, был послушен – пусть со слезами, со стенаниями – но он принял иго и управления имением (Какой, в самом деле, помещик-крепостник из Григория Богослова?!) и пресвитерства – а потом и епископства. Григорий, ребенок, вымоленный у Бога кроткой Нонной, не мог противиться тем, кто отрывал его – помимо его воли – от милой его сердцу созерцательной жизни.
Младший брат, родившийся так неожиданно, после долгого бесчадия матери, вслед за старшим, был иной. Не сходство ли в характере с отцом вызвало эту затянувшуюся – на всю недолгую жизнь Кесария – семейную драму? Отец – строгий и бескомпромиссный к себе и другим, честнейший человек, не знающий, что такое взятки и воровство из казны, безгранично любимый народом – и потому внушающий страх даже императорским чиновникам – не хотел ли отец видеть рядом с собой помощником Кесария? Младшего вместо старшего? Не потому ли требовал он – безрезультатно – от сына вернуться в Назианз?
Но Кесарий не вернулся. Он сражался против власти отца – и победил.
Константинополь принял его – молодого врача, только-только закончившего обучение в блистающей науками и искусствами Александрии. Город Константина принял его с такой же силой радушием, какая сравнится с неприятием к его старшему брату – позже, значительно позже…Камни, что бросала в него толпа, Григорий будет помнить всегда.
Младший брат был одарен – и одарен многогранно. Один, без поддержки родных он делает карьеру при дворе – провинциал из далекой Каппадокии становится знаменитым придворным врачом. Григорий в ужасе. Даже в Надгоробном слове он не удерживается, чтобы не повторить – «мне это было совсем не по вкусу». Братская любовь не понимает этого, увы – она не всегда идет рука об руку с братским пониманием.
Стремительное восхождение Кесария по ступеням придворной лестницы при императоре Констанции.
Он – совсем молодой человек, не достигший еще и тридцати лет – член сената, один из архиатров. Его каппадокийский акцент – тот самый, что чернь Нового Рима будет высмеивать у его брата – не стал для него помехой. Он сражался среди столичных интриг – и победил. Он – врач и философ, политик и ученый. Но врач императора-воина – военный врач, всегда сам воин, как Махаон из Илиады.
Наступает 361 год. Со смертью Констанция разгоняются сгустившиеся тучи гражданской войны. В Новый Рим входит новый император – Юлиан. На его знаменах уже нет монограммы Константина – первых букв имени Христа – «Хи» и «Ро». Он – Гелиодром, служитель Непобедимого Солнца.
«Немедленно покинь двор Отступника!» - летят письма в Новый Рим из гористой Каппадокии. Там, вдали, за Назианзом, за рекой Ирис, виднеются горы Армении, там – Арарат, куда причалил ковчег Ноя. Вернись! Вспомни о судьбе Хама и Ханаана!
Он не вернулся.
«В семье не без урода» - подумали благочестивые люди в Каппадокии. «Горе-то какое, Нонна!» - говорили соседки, крестясь. Нонна молчала. Она знала, что за сердце у ее младшего сына.
Сорок севастийцев стояли в водах озера – их полк снова вернул себе ровный счет. Один воин покинул их, но вернулся другой. Помнишь, Григорий, когда ты уснул на празднике в честь Сорока мучеников, твое видение? Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн…
…Он мало писал домой. Как он готовился к диспуту с императором Юлианом? Для всех его знакомых это было лишь формальной процедурой – признать правильность веры императора-язычника и сделать новый шаг по карьерной лестнице. То, что Кесарий будет участвовать в диспуте, его друзьями было воспринято, как намек на грядущие императорские милости. Полноте, не стал ли так малоизвестный епископ Пигасий главным жрецом? Да и не он один…
Когда он шел на диспут, придворный врач, Орибасий, изнывал от зависти. Почему император возвышает отступивших христиан, и забывает старых друзей-эллинов, которые всегда были с ним, несмотря на опасности и угрозы. Как несправедлива судьба!
Но судьбы – нет.
«Карьерист! Лицемер!» - шептались за его спиной иные. «Верно говорят, что змея, укусив каппадокийца, умерла!».
Это было – сражение. Двух философов и двух риторов. Кесарий спорил с императором – и не был побежден. Он не поддался и – победил. Юлиан шокирован такой дерзостью. Не панегирик услышал он – столь привычный ему, хоть он верил и не верил во все эти слова обращения в эллинство зв теплое место при дворе в награду. Но зачем вступать в диспут, если не желаешь сдаваться? Это – вызов? Но Кесарий врач вырос при алтаре, где лежали тела воинов-севастийцев…
…Его не казнили. Кто знает, готов ли он был к мученичеству тогда? Думал ли он об этом – одинокий, вдали от непонимающих родных и шумных, многочисленных друзей? Юлиан не хотел давать христианам мучеников. Ссылка. Кесарий удален от двора навсегда.
Какая головокружительная, пьянящая свобода в его поступках! Ветер ранней церкви развевает полотнища сброшенных знамен с монограммой «Хи» и «Ро». Нет, это не пресловутое – «легко добыто, легко и прожито». Это – мужество воина.
Это – та свобода во Христе, которая с легкости отличит левую руку от правой, главное от балласта, которая знает, какие вещи можно вменить, как сор, когда речь заходит о главном.
Едва достигший тридцати лет молодой человек, познавший славу и власть, совершил поступок, достойный зрелого мужа и философа.
«Отправляйся в свою каппадокийскую деревню! Там будешь философствовать!»
Жизнь сломана – как казалось, навсегда. Он отдал Христу все, что было его – по праву, заработано трудом и бессонными ночами. Не раздумывая, отдал.
Его не казнили. Но, кроме жизни, он потерял все, что имел – а думали, что он к этому «всему» и стремился в столице… Впрочем, о ссыльном скоро забыли. Гнев императора скор. Где вы, веселые друзья с пирушек? Он и не ждал, что они придут или напишут письмо. Овидий напрасно уговаривал лучшего друга писать ему в ссылку – что взять с тех, которые привыкли угощаться за чужой счет!
И лишь верный Григорий восклицает: «Кесарий, это лучше, чем если бы ты разделил с Юлианом царство!». Отчего же позже убежишь ты в ужасе из славных Сасим, Григорий?
…Орибасий начал писать свой труд. Дюжина писцов исправно строчат перьями по дорогому пергаменту – все оплачено из государственной казны. Имя Орибасия войдет во все учебники по истории медицины. Имени Кесария там никогда не будет. «Орибасий – знаменитый врач четвертого века, написавший самый подробный свод по античной медицине». И лишь немногие в скобках заметят, что он был никудышним хирургом, а современники называли его «обезьяна Галена» - в молодости он вскрыл одну или двух обезьян.
О, эти долгие полтора года! Словно погружение в смерть, которому нет конца… «Григорий, пиши, не скрывай своих талантов!». Они говорят о Платоне и Пифагоре, о Гиппократе и Асклепиаде, о течении звезд и о причине приливов.
Споры – на грани шутки – братьев о том, кто более любим матерью. «Я один питался ее молоком, как же ей не любить меня более всех?» - смеется Григорий.
Юлиан, раненый копьем неизвестного воина во время войны с персами, умер на руках своего придворного врача…
На престоле – престарелый император Иовиан, любимец солдат – христианин.
В 363 году Кесарий возвращается в Рим, оставив – теперь уже навсегда в своей земной жизни - Каппадокию. Откуда ни возьмись, появляются старые и новые друзья – император благоволит к нему. У Кесария много, очень много друзей. Он шутливо говорит об этом невзначай – с грустной улыбкой. Ему ли не знать, что такое одиночество?
К нему, бывшему ссыльному, снова ставшему известным и богатым, сватают наперебой знатнейших невест Константинополя. Напрасно. Он остается безбрачным. «Странно», - говорят за его спиной, - «такой хороший путь наверх – разумный, выгодный брак!»
Кесарий – квестор Вифинии, хранитель государственной казны. Покровительство императора Валента прочит ему еще более блестящее будущее.
Землетрясение в Никее уносит жизни всех, кто заседал с ним. Его, чудесно спасшегося, достают из под обломков. «Теперь-то», - в один голос пишут ему брат и Василий, - «теперь-то не будь неразумен – посвяти себя Богу!».
И он принимает крещение. Там же, в Вифинии. Он слагает с себя квесторскую тогу. Крещальная риза становится для него погребальной – внезапно развившаяся болезнь прерывает его земную жизнь. Друзья…Где вы? Напрасно взывает к ним в горе Григорий – письма из Каппадокии идут нескоро. Дом разграблен, тело лежит непогребенным. Сколько это продлилось?..
…Его похоронили в Назианзе, и Григорий сказал свое надгробное слово о брате. Нонна молча слушала слова старшего сына. Когда-то мать младшего из севастийских мучеников ободряла свое дитя, самого молодого воина, устрашившегося казни… Здесь же, рядом с телами сорока мучеников, в одной гробнице с младшим сыном, скоро упокоилась и Нонна. Они – и мать, и сын – были милостивы к страдальцам. Не желание ли сделать мир лучше влекло Кесария по ступеням государственной лестницы? Не было ли это отзвуком женского милосердия Нонны в жестоком мире мужчин? Приют для прокаженных был открыт Василием в 370 году на год позже его смерти. Григорий убеждал каппадокийцев, что прокаженные нуждаются в милосердии. Не мысли ли его младшего брата звучат в том слове Григория?
Но Кесарий умер неудачником. Он ничего не сделал – имя его полузабыто. Он умер молодым, в расцвете сил. Невзгоды ссылки наложили отпечаток на его жизнь.
Он не творил чудес, как другой знаменитый вифинский врач – Панталеон- Пантелеимон. В том же возрасте, как и Кесарий, Пантолеон предстал перед императором – и засвидетельствовал о воскресении Христа.
И радостным являлся Кесарий старшему брату в ночных видениях – умерший, но живой.
Святой Кесарий врач, моли о нас Христа Бога, Которого ты возлюбил!
____
Историческая повесть о Кесарии Каппадокийском "Врач из Вифинии" - http://proza.ru/2009/07/04/912
Свидетельство о публикации №209031000839
Не сочтите за труд разъяснить для меня несколько моментов:
1. "Но судьбы нет. Так сказал мученик Трифон судье…"
...хорошо бы чуть подробнее об этом...в каком смысле "судьбы нет"?
что под словом "судьба" понимал Трифон... - т.к. встречается в тексте не один раз.. и звучит очень интонационно.
2. "Но Кесарий не вернулся. Он сражался против власти отца – и победил".
..."почитай отца своего..." Здесь нет "разногласия"?)
И можно ли еще несколько слов об отце? /имя..должность..почему "сражался"/
....старший брат Кесария - Григорий - какой? Богослов?
3. "Он – Гелиодром, служитель Непобедимого Солнца".
...если можно, несколько слов, что это - орден..секта?
4. "Помнишь, Григорий, когда ты уснул на празднике в честь Сорока мучеников, твое видение?.."
И всё-таки - какая связь со севастийскими мучениками (хотелось бы более откровенно)
5. Спор Кесария с императором Юлианом...хотя бы в двух словах (ответ Кесария)...
6. "Отчего же позже убежишь ты в ужасе из славных Сасим, Григорий?" - это мысль Автора...?...к кокому событию?
7. Хорошо бы надгробное слово...если есть текст...
8. "Кесарий умер неудачником. Он ничего не сделал.... Он не творил чудес..." - и всё-таки он святой....??
Ольга Ролич 18.03.2009 15:04 Заявить о нарушении
1. "Но судьбы нет. Так сказал мученик Трифон судье…"
...хорошо бы чуть подробнее об этом...в каком смысле "судьбы нет"?
что под словом "судьба" понимал Трифон... - т.к. встречается в тексте не один раз.. и звучит очень интонационно.
- Судьбы – античной судьбы, чей путь можно угадать по звездам и внутренностям жертвенных животных – Тюхе, слепой Фортуны и слепых богинь, что звались Мойры или Парки – божеств, определяющих путь человека, действительно, нет. Человек свободен, так его создал Бог. Это библейский взгляд, перерастающий в евангельское благовестие. Св.мученик Трифон, будучи христианином, отрицал судьбу, как и всех остальных языческих божеств. Он знал любовь Божию, открывшуюся в Жертве Христа. Промысл Божий – не судьба. Бог желает всем спастись во Христе – достигнуть божественной свободы в Его Сыне, обОжения. Это – традиционно церковное учение.
2. "Но Кесарий не вернулся. Он сражался против власти отца – и победил".
..."почитай отца своего..." Здесь нет "разногласия"?)
- Не знаю. Может быть, есть, а может быть, и нет. Это – тайна Кесария. Ради чего он воспротивился отцу – отец, как и сын, тоже святой, кстати.
И можно ли еще несколько слов об отце? /имя..должность..почему "сражался"/
- Отец Григория Богослова, св. Кесария и св. Горгонии, муж св. праведной Нонны – свт Григорий старший.
«Сражался» - образное слово, разногласия бывают в семьях, как были они и между апостолами (Павлом и Варнавой, Павлом и Петром), как были они и между святыми – Иоанном Златоустом и Епифанием Кипрским, например, или ближе к нашему времени – свт .Филаретом Московским и свт.Игнатием (Брянчаниновым), или свт.Феофаном Затворником и свт.Игнатием…
....старший брат Кесария - Григорий - какой? Богослов?
3. "Он – Гелиодром, служитель Непобедимого Солнца".
...если можно, несколько слов, что это - орден..секта?
Император Юлиан Отступник, отказавшись от своего юношеского крещения, стал митраистом, Гелиодром – второй уровень (очень высокий) посвящения в мистерии бога Митры.
4. "Помнишь, Григорий, когда ты уснул на празднике в честь Сорока мучеников, твое видение?.."
И всё-таки - какая связь со севастийскими мучениками (хотелось бы более откровенно)
- Связь – явная – через память св.Кесария в день памяти севастийских мучеников, которых чтили на его родине и в его семье. Свт. Григорий, уснув в юности, во время этого праздника, увидел во сне сорок севастийских мучеников, которые строго велели ему пробудиться от сна и идти на службу.
Это 10/22 марта – в это воскресенье. В календаре увидите внизу имя этого святого – Св.Кесарий, брат свт. Григория Богослова.
Иная связь – традиция мученичества как жизнь Церкви – не только явное мученичество, но жизнь христианина, как свидетельство. И это касается, естественно, не только св. Кесария.
5. Спор Кесария с императором Юлианом...хотя бы в двух словах (ответ Кесария)...
К сожалению, текст диспута не сохранился. Существуют слова против Юлиана свт Григория Богослова, преп Ефрема Сирина и других авторов.
6. "Отчего же позже убежишь ты в ужасе из славных Сасим, Григорий?" - это мысль Автора...?...к кокому событию?
- Григорий Богослов, будучи рукоположен в епископы маленького провинциального города Сасимы по настоянию своего друга Василия великого и отца, позже, увидев это захолустье во всей красе, отказался от епископской кафедры и вернулся в Назианз. Позже его упрекали (после долгих лет проповеди в Новом Риме и победе над арианством), что он желает быть епископом Константинопольским, будучи рукоположенным, как епископ Сасим, что было запрещено. Так он стал жертвой интриги.
7. Хорошо бы надгробное слово...если есть текст...
- Конечно, есть. Слово седьмое, Надгробное брату Кесарию, произнесенное еще при жизни родителей. Собрание творений свт. Григория, том 1. ( в имеющемся у меня под рукой издании Минск, Хпрвест, 2000 – С.192-211; замечу, что слово 8 посвящено сестре – Горгонии, день ее памяти 23 февраля/8 марта)
8. "Кесарий умер неудачником. Он ничего не сделал.... Он не творил чудес..." - и всё-таки он святой....??
- Святые вообще, как правило, неудачники. Неудачником был и Григорий – жизнь его была драматична и тяжела. А что говорить о свт. Иоанне Златоусте?
Да, при жизни Кесарий не творил чудес и не организовал, например, приют для прокаженных (хотя,возможно, он участвовал в этом – приют в Каппадокии был создан свт Василием Великим, другом братьев. Григорий произносил речи, призванные побудить жителей Каппадокии к милосердию к прокаженным – изгоям общества.Учитывая сильное духовное родство и благородную натуру Кеасрия, нельзя думать, чтобы он оставался в стороне. Кроме того, его придворная карьера – не была ли она путем для христианской благотворительности на государственном уровне? Он мало что успел, мы никогда про это не узнаем…) Христос Господь смотрит на сердце и целует намерение.
Он был «милостивым сердцем», как его мать Нонна, и смелым – он ведь стал исповедником.
Кесария почитали, как святого, и это почитание сохранилось – пусть формально- до наших дней. Видимо, тому были причины – возможно, посмертные чудеса. То, что Кесарий являлся в светлых видениях , свидетельствует его брат. Новомученики тоже не творили чудеса при жизни и во время пыток, чем смущали многих простых верующих, кстати. Может быть поэтому, их почитают не так, как следовало бы церковному народу? Это – болезненное явление, то, что новомучеников не любят и не чтут…Во всяком случае, с юродивыми и прозорливыми старцами они явно конкуренции не выдерживают в почитании. Увы.
Еще о Кесарии. Имеется псевдоэпиграф – т.наз.Псевдо-Кесарий, 6 века – трактат о естественных науках. Наличие псевдоэпиграфа предполагает известность автора, которому приписывается псевдоэпиграф, что свидетельствует о незаурядных научных достижениях брата свт.Григория (Григорий тоже указывает на них).
Ольга Шульчева-Джарман 18.03.2009 15:45 Заявить о нарушении
http://www.portal-slovo.ru/theology/37797.php
Ольга Шульчева-Джарман 18.03.2009 15:54 Заявить о нарушении
Я еще вчитываюсь... как много я не знаю:) а мне, рожденной в день памяти Трёх Святителей, надо бы...ой! как надо было бы это знать:)
Спасибо, дорогая! отвечу позже...
Ольга Ролич 18.03.2009 16:16 Заявить о нарушении
Впрочем, на Оригене выросли все каппадокийцы - Василий и Григорий Богослов читали этого великого учителя Церкви, составили даже Оригеново Добротолюбие. Влияние этого мыслителя на их богословие - в положительном смысле - огромно. Не будь Оригена, не было бы и Великих Каппадокийцев. Но история порой делает замысловытые повороты...
Ольга Шульчева-Джарман 18.03.2009 19:13 Заявить о нарушении
Ольга Шульчева-Джарман 18.03.2009 19:18 Заявить о нарушении
http://www.krotov.info/library/03_v/vasiy_vel/2_229.html
Ольга Шульчева-Джарман 22.03.2009 13:51 Заявить о нарушении
Ольга Ролич 23.03.2009 10:11 Заявить о нарушении
Ольга Шульчева-Джарман 23.03.2009 19:42 Заявить о нарушении
Жду Вашего письма...:)
Ольга Ролич 24.03.2009 17:52 Заявить о нарушении