Покаяния отверзи ми двери...

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Ольга РОЛИЧ/ЗАРЯ


ВРЕМЯ СОБИРАТЬ ДОБРОДЕТЕЛИ

Первое воскресенье Великого поста, традиционно называется Торжеством Православия -
день, когда Святая Церковь празднует восстановление почитания  икон.
Позади первая неделя Великого поста.
Впереди - еще шесть недель духовного подвига, посвященного покаянию.
Что такое покаяние? Что значит поститься? Что такое Великий пост?
На эти и другие, часто задаваемые вопросы мы попросили ответить
протоиерея Владимира КОРНЕЛЮКА (на фото), настоятеля Свято-Воскресенского собора г. Бреста.

     - Почему пост назван Великим?
     - Великим он назван и по продолжительности (так как соединяет два поста: Четыредесятницу - 40 дней собственно поста и пост Страстной седмицы), и по духовной значимости. Четыредесятница установлена в воспоминание 40-дневного поста Господа нашего Иисуса Христа, когда Он «сорок дней … ничего не ел».  Освятив пост личным примером, Спаситель повелел поститься и Своим ученикам.  Святые Апостолы, готовя себя к служению постом, в свою очередь повелели поститься и всем христианам.
     В 69 Апостольском правиле так и записано: «Если кто епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен». Вот так строго соблюдали первые христиане установления Божественного Учителя.

     - Батюшка, в правиле все же есть оговорка «кроме препятствия от немощи телесной». Как правильно понимать эту немощь и как поститься больным?
     - В любом деле надо знать свою меру. Если существуют какие-то серьезные заболевания, то нужно поговорить со священником и сделать послабление, которого требует болезнь.
     Но нет Великого поста без пощения. Жаль, что в настоящее время люди либо несерьезно относятся к посту, либо неверно понимают его духовное значение. Ведь пост - это не символическое лишение себя чего-нибудь. Пост - это личный подвиг, который включает в себя и добросовестное соблюдение правил поста, т. е. употребление постной пищи.
     А собственно воздержание от пищи сегодня не является исключительно христианской практикой. Оно существовало и существует в других религиях и вне религии, например, в различных терапиях. Сегодня люди постятся (воздерживаются от принятия пищи) по самым различным причинам, включая даже политические причины. Поэтому для христианина важно разобраться в духовном значении поста.
     Пост - это наш путь к Пасхе Христовой. Пост – это время покаяния (изменения), поэтому, начиная уже с Прощеного Воскресенья, испрашивая друг у друга прощения, мы молитвенно взываем: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...».
     Ранее пост обозначался словом, взятым из военного словаря, «statio», что обозначает войско в положении военной тревоги и мобилизации, так что можно представить, в каком положении должна находиться душа в дни поста: стоять на страже своих интересов, собирать добродетели, удаляться от всего, что развлекает, возбуждает и усиливает ее греховные навыки. Вот в чем аскетическая цель поста - подчинение тела духу. А воздержание в пище только способствует этому, ведь «не хлебом одним жив человек».

     - Как все же правильно понимать слово «покаяние»? И что это за молитва, читаемая во время поста с земными поклонами?
     - Молитву святого Ефрема Сирина  называют еще великопостной. Читается она  в конце каждой великопостной службы от понедельника до пятницы (по субботам и воскресеньям она не читается). После прочтения этой молитвы кладется земной поклон.
     Коротенькая и простая молитва занимает важное место во всем великопостном богослужении, потому что в ней перечисляется, если можно так сказать, список наших индивидуальных подвигов.
     Помните слова молитвы? «Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Основной наш недуг — праздность, лень, нерадение, небрежность. Плодом праздности является уныние, приводящее нас к пессимизму и неспособности видеть свет, стремиться к нему. Лень и уныние наполняют нашу жизнь желанием властвовать – любоначалие. Душа, не направленная к Богу, ставит целью свои эгоцентричные желания – все должны подчиняться мне. Желание командовать и властвовать над другими людьми приводит к празднословию. А слово, лишенное правды, может и убивать.
     Вот так прослеживается власть греха над душой, если не прибегнуть к покаянию.
Покаяние в молитве сводится к четырем добродетелям. Просим целомудрия - противоположность праздности, т.е. целостность мнений, понятий, поступков. Чудесным плодом этой целостности (или целомудрия) является смирение. За целомудрием и смирением следует терпение, которого так не хватает в наш суетливый век. А терпеливое, бережное отношение и уважение к каждому венчает добродетель - любовь. В конце молитвы звучит самое главное прошение, без которого все тщетно: «Видеть свои прегрешения и не осуждать брата своего». Когда мы «видим наши грехи» и «не осуждаем брата своего», тогда в нас и поселяются целомудрие,  смирение, терпение и любовь. Соединяя нас в одно целое, эти добродетели уничтожают главного врага — гордость. Вот такое изменение себя и есть покаяние.

     - Батюшка, а как соблюдать пост беременным женщинам и кормящим матерям?
     - И для беременных женщин, и для кормящих матерей телесный пост ослабляется. У кормящих матерей свой подвиг - вырастить ребенка. И беременным надо не о еде думать,   что кушать, что не кушать,  а  заботиться о том, чтобы сердце было чистым: удаляться от всего ненужного  (плохих фильмов, шумных компаний), чаще посещать храм, больше времени уделять молитве, быть милосердной к близким, не ссориться и не раздражаться – вот истинный подвиг женщины, готовящейся стать матерью.
     Но, если вас что-то смущает, посоветуйтесь со священником, чтобы делать все не по самочинию, которое часто приводит к неправильным последствиям, а по благословению, т.е. по воле Божией.

     - Нужно ли детям соблюдать пост и с какого возраста?
     - По традиции нашей Церкви, пост для детей начинается с семи лет. Но в истинно верующих семьях и малые дети говеют вместе с родителями. Все зависит от того, насколько духовной является жизнь семьи. Святитель Феофан Затворник о детском посте говорил так: «Первая закваска очень дорога». Но родители должны вводить детей в подвиг поста мудро, доброжелательно и терпеливо.

     - Почему нельзя причащать детей за Литургией Преждеосвященных Даров?
     - По средам и пятницам в Великом посту служится особое богослужение, называемое литургией Преждеосвященных Даров. Она потому и называется ПРЕЖДЕосвященной, так как за этой литургией не происходит пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.
     Священник причащает людей Святым Агнцем, освященным на предыдущей (в воскресный день) полной литургии. На литургии Преждеосвященных Даров заранее освященный Агнец раздробляется и опускается в Чашу с вином, которая не является Кровью Христа. А младенцев причащают Кровью, а не Телом (по причине их еще неусвояемости твердой пищи), поэтому на Литургии Преждеосвященных Даров причащаются только взрослые. Детей причащать нужно в субботу или воскресенье.

     - Что значит «приготовление ко Причастию»?
     - Правило приготовления ко святому Причастию включает в себя (наряду с соблюдением поста) прочтение специально написанных канонов: Покаянный ко Иисусу Христу, канон Божией Матери, канон Ангелу-хранителю, а также Последование ко святому Причащению.
     Правило допустимо прочитывать и по частям в течение недели: в понедельник - один канон, во вторник - второй и т.д. Только «Последование» нужно оставить на вечер перед Причастием, и молитвы ко Причастию читаются утром в день причащения, до Литургии.
     Желающим причаститься необходимо быть накануне на вечернем богослужении. Примириться с теми, кого опечалили, и с теми, кто огорчил вас. Исповедаться в грехах, содеянных от последней исповеди.

     - Батюшка, что такое Соборование? Часто можно слышать, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется... Что же на самом деле понимается под этим таинством?
     - Правильно это таинство называется Таинством Елеосвящения и, по сложившейся церковной практике, совершается оно в дни Великого поста. Соборованием его называют потому, что оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно (вместе). 
     О Таинстве Елеосвящения говорит в своем послании святой апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего».
     В таинстве Соборования, что не менее важно, человек получает прощение забытых грехов. Не тех, которые мы по каким-то причинам скрыли на исповеди, а именно забытых, которые в силу нашей духовной расслабленности и грубости чувств прошли мимо нашего сознания.
     Что же касается непременного телесного выздоровления, то такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя воспринимать таинства Церкви как некую магическую процедуру. На всё – воля Божия.

     - Отец Владимир, спасибо Вам большое за беседу и что бы Вы пожелали нашим читателям в эти святые дни поста?
     - Достойно их провести, помня, что истинный пост – это удаление себя от зла. Постараться быть православным не только по имени, но и по самой жизни. И, конечно же, в радости встретить Пасху Христову. Помогай всем Господь.


Беседовала Ольга РОЛИЧ.


/Публикация 2009 года/


Рецензии
Очень интересный диалог!
Жаль только, что святые отцы, причём столь высокого ранга, объясняют только действия самой церкви и совсем не касаются истинной сути самого учения Иисуса.
Например:

"Четыредесятница установлена в в о с п о м и н а н и е 40-дневного поста Господа нашего Иисуса Христа, когда Он «сорок дней … ничего не ел». "
- Всего лишь только " в воспоминание"?
А п о ч е м у Иисус вообще постился 40 дней? И ведь не только Иисус! Будда тоже постился по 40 дней, и многие Пророки до Иисуса тоже постились и именно по 40 днй!
В чём заключается важность самого поста? Почему именно 40 дней , а не скажем З0 или 50? Почему мы должна "вспоминить" именно повторяя за Иисусом сам пост, а не просто читая о нём...? и т.д.
Всё подобные вопросы о с м ы с л е, церковных праздников, как правло, в беседах со святыми отцами, остаются за кадром :-(
И великое (без преувеличения) учение Иисуса превращается во всего лишь "воспоминания" о его действиях, с утеоей самогосмысла этих действий...

А ведь иисус для этого 20 лет учился,... а потом сколько усилий портатил на то, чтобы передать эти истинные знания апостолам!!... вплоть до принятия смерти...
И всё мимо кассы! Оказывается только для того, чтобы помнили как он постился...

Нужная беседа... Красиво и тепло становится от таких бесед, но грустно...

Александр Скороходов   27.03.2009 11:46     Заявить о нарушении
Всему, безусловно, своё время. И от внешнего приходят ко внутреннему...
Не сразу же человек начинает ходить...
А святые отцы Православной Церкви объясняют ВСЁ.
Но я, как автор, взяла только ту часть, которую посчитала сегодня доступной для понимая широкого круга читателей.
Для аскетов пишут богословы. И аскеты знают, где и кого (я имею в виду книги) читать.
Спасибо за добрый тон. Всего Вам доброго.

Ольга Ролич   27.03.2009 12:18   Заявить о нарушении
"Спасибо за добрый тон."
- Ну да! А попробуй я написать в недобром тоне , так сразу же в чёрный список угодил бы :-)))
Это предупреждение я у Вас на титульной страничке вычитал :-)

Александр Скороходов   27.03.2009 12:43   Заявить о нарушении
Точно!:)) с юмором и у меня всё нормально... только грубости не терплю.. СПАСИБО!

Ольга Ролич   27.03.2009 12:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.