Не будешь богатым, а будешь горбатым!

> Похоже,марксистам, даже имея текст "Капитала" не удаётся прийти к общему мнению по вопросу о стоимости продукта труда. Итак,что такое стоимость-некое "отношение" или "кристализованые" в продукте,в вещи затраты мышечной и нервной энергии, рабочей силы?
> Г.Минаков

Текст "Капитала" мало вносит ясности в этом вопросе, поскольку акцентирует внимание больше на финансовых вопросах, чем на социально ценностных. Итак:

Ценность - это мера неудовлетворенной потребности человека и мера интеллектуальных, эмоциональных, энергетических = ресурсных затрат, необходимых на ее удовлетворение, субъективно сопоставляемые с качествами средств удовлетворения потребностей = товаров и услуг.

Фундаментальными ценностями для людей являются: сама возможность жизнедеятельности = доступ к чистому воздуху, к чистой питьевой воде, к чистым продуктам питания; средства защиты от холода, зноя, хищников и врагов и т.д., в зависимости от условий обитания, возраста и пр. объективных параметров.

За ними следуют (надстроечные) эмоциональные и интеллектуальные потребности, (которые так-же предопределены био-генетической природой человека) : свобода воли и деятельности, сексуальные потребности, потребности общения и т.д., неудовлетворенность которых не угражает быстой смертью, но ведет к тяжелым стрессовым нагрузкам.

Надо признать, что любое сравнение - сопоставление является субъективно оценочным, относительным, динамично меняющимся в зависимости от множества переменных, психологических и ситуативных параметров. В одних ситуациях покупатели радовались, что всего за "килограмм" золота удалось купить "колокольчик", а в других условиях человек готов отдать все, что имеет, за "глоток" воды. Какие здесь могут быть объективные критерии? Никакие, кроме ситуативно статистических - интер-субъективных.

Приходилось торговать на рынке, иначе я никогда не бывал на рынке перед началом торга. Это очень интересная ситуация, похожая на коллективные виртуальные весы: Есть постоянные продавцы и постоянные покупатели. Именно они (каждый- субъективно) сопоставляют цены, объемы предложения и спроса в предыдущие дни с нынешним предложением и спросом. Через несколько минут рекомендуемое соотношение потребностей и средств их удовлетворения формируется в ропот: "три сорок" или "три шестьдесят", что является в конечном счете интер-субъективной оценкой "общественно полезных затрат" на производство 1кг. (мяса), абстрактно усредненного качества, готового переместиться в сумку покупателя И столь-же усредненная оценка "общественно полезных усилий", необходимых для добывания этих самых: "три сорок" или "три шестьдесят". На самом деле никто не думает конторским языком "экономов", а думает сопоставлением собственных потребностей с собственными возможностями. В ходе торгов цены (стоимости) корректируются наиболее активной частью покупателей и продавцов.

В итоге: Задолго до изобретения компьютерных систем существовала смысло - информационная система итер-субъективного определения ценности товаров и услуг, локализованным коллективным сознанием. Вот Вам и "стихия рынка", которая незримо учитывает тысячи объективных, субъективных, переменных и векторных параметров. НО! Но только в объективно обозримом информационном пространстве.
В условиях, когда возможен коллективный сговор продавцов, возможно сокрытие или искажение информации о условиях производства и транспортировки товаров (услуг) возникает возможность неэквивалентного (несправедливого) обмена, как правило: с непропорционально высокой выгодой для торговцев. Эта менее многочисленная, более организованная и объединенная корыстными интересами социальная группа склонна преувеличивать собственные "тяготы" перед непосредственными производителями товаров и перед конечными покупателями (потребителями) товаров и услуг.

Систему торговли можно сравнить с огромным "черным ящиком", с одной стороны которого люди обменивают свои трудовые усилия на средства обмена, а с другой стороны обменивают средства обмена на необходимые товары и услуги. Хитрость "черного ящика" в том, что сдавший 1000 деталей, обойдя "ящик" может купить лишь 300 - 100, только что сданных собственных деталей. Оказывается, что у "ящика" есть третья дверь, через которую потребляются "излишки" продукции деятелями системы управления, торговли и информационного обеспечения процесса перераспределения ценностей.

Поэтому народная мудрость гласит: "От работы не будешь богатым, а будешь горбатым!" Чтобы быть богатым, надо быть встроенным в систему перераспределения потребительских, производственных и прочих социальных ценностей. Можно перефразировать поговорку: "С миру по нитке, хитрым и ловким - на безбедную жизнь!" Простой пример из советского прошлого: продавец мороженного на бойком месте имел доходы на дань и кроме нее, суммарный доход академика, сталевара и учителя. Поэтому, торговать всегда выгоднее чем производить, а за право на столь выгодное занятие приходится дорого оплачивать государству и/или уголовному миру, что часто является двумя сторонами одного явления.

Теперь можно сказать, что розничные цены в обществе лжи, страха и насилия являются глубоко абстрактными пропорциями, отражающими возможности удовлетворения аппетитов паразитирующих сословий и возможности обирания социальных групп, занятых производством действительно полезных социальных ценностей. Например: производство вооружений по все стороны границ только выглядит "общественно полезным", реально поддерживая существование системы социального иждивенчества и паразитирования.
Когда государство и церковь традиционно брали лишь по 10% от доходов подданных, тогда (грубо говоря) на сто трудящихся приходился; один чиновник, один вор, один торговец и два служащих. Теперь явные и скрытые поборы доходят до 70 - 90%, а социальных иждивенцев стало больше, чем производителей ценностей. Аналогично происходит с призывным возрастом (к примеру): понижать его очень легко, а повышать - практически невозможно, без радикальных преобразований. Такие социальные тенденции имеют свойства "системы ниппель" - однонаправленного движения, ведущего к всеобщему социальному кризису паразитической психологии - психологии господ и рабов.
=   =   =
Гармония - реализуемая функциональность.


Рецензии