Хутор Крапивин

На фото:
Мой школьный друг Володя Рабинович (справа) и его приятель, Гена Попов, также имеющий родственников на хуторе Крапивин.
1954 - 55 годы.


Когда приходило лето, у нас с Володей Рабиновичем – моим Волгоградским другом - зрели планы, всегда связанные с речкой Иловлей, протекающей через казацкую станицу – хутор Крапивин. Этот хутор находился рядом с железнодорожной станцией Иловля в 80 километрах от Волгограда (к этому времени Сталинград только что был переименован в Волгоград).
Хутор Крапивин состоял из приблизительно 20 домов, огороженных плетнями. А вокруг - пески и колючки. Пустыня и только, лишь за плетнями - сады.
Я всегда думал: “Почему плетни покосившиеся? Неужели нельзя их подправить?” Потом я понял, что основная рабочая сила – бабы, у которых просто не хватает времени на это. Тетя Тася встает в 4 часа утра и ложится с темнотой, проводя все время в работе. Нужно подоить коров, и ходить за козами, иначе они обрастут репьями. Надо выгнать их к идущему рано утром стаду, напечь нам пышки и приготовить каймак, сделать постные щи, вычистить хлев, убрать избу, сходить к проходящим пассажирским поездам и продать запеченную рыбу, пышки и яблоки; встретить возвращающийся скотину, почистить ее, накормить ужином нас. Потом еще масса мелкой работы. А рук всего четверо - женских, натруженных. Я искал способ помочь Тасе. Но она от всего отказывалась: “Вам нужно отдыхать, студенты”. Володя был студентом Волгоградского института городского хозяйства. Тася гордилась столь почетными гостями, говоря всем: “Они у меня  - студенты! Пусть отдохнут. Потом – много работы”. Я все же напросился пасти скотину и, когда пришла очередь Таси, я встал рано и весь день провел, гоняя коз и коров. Эта скотина все норовила залезть не туда. Когда я привел стадо домой, у меня болели ноги и, я уснул, как убитый. Даже не стал ужинать или вечерить, как говорили.
Зато на следующий день я занимался рыбалкой с чувством исполненного долга. На рыбу, которую мы приносили, Тася смотрела скептически, как смотрят на игрушки любимых детей: “чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало”. Окрестной красоты она, как и соседки,  не видела.
Да разве уловы “детей”  могли сравниться с уловом уклейки частым неводом в лунную ночь, который продемонстрировали нам мужики, работающие на железной дороге. Один заброд невода и у вас ведро жирной уклейки, которую, подсолив, вы завтра разбрасывали в тени по горизонтально положенному плетню. Через 2-3 дня уклейка или, как говорили местные мужики, “уклея” - готова. Ешь ее, как семечки. Однако насыщаешься быстро. Жир так и капает.
Мужики показали нам, как ловят и крупную рыбу, но во всех случаях нужны не наши поплавочные удочки, а сети. Но мы же, с Володей, предпочитали удочки.

В двух часах от Волгограда
Сердце так волнуется,
Будто в юности, отрада,
Мы с тобой целуемся.

То местечко - все в песках -
Хуторок Крапивин -
А крапива лишь в лесках,
Где склонились ивы.

Вдоль речушки Иловли,
Что течет до Дона,
Место рыбной ловли.
Здесь в гостях, как дома.

Здесь круги уклейки
Вызовут улыбку,
Запах пальцев клейких,
После ловли рыбки
          
             Из стихотворения “Хутор Крапивин” в сборнике “Полынь”


Рецензии