Сельди залом

У меня в 1955 году появилась рыбацкая лодка, но двигатель еще не был поставлен. Поэтому далеко от места причаливания лодки к мосткам дебаркадера нельзя было отойти. Слишком тяжела была рыбацкая фелюга. Вид у нее был красивый и когда я говорил о ней, как о паве, то Виктор Ильич Гадышев – мой отчим – растекался в улыбке. Это означало, что он очень доволен, но невозможность отойти дальше 500 метров от места причаливания говорила о необходимости скорейшей установки двигателя. Он был, но ... И это выходит за пределы данного повествования.
Рано утром, хотя и было тяжело, я отчалил и встал недалеко от дебаркадера. Говорили, что наступает пора прохода сельдей. Глупая сельдь зачем-то клюет на красную тряпочку (самодур).
Опускается груз с леской до дна. На основной леске 3-5 поводков длиной по половине метра, оснащенных крючками размером № 8 -10. Эти поводки с крючками прикрепляют к заранее заготовленным петлям основы, идущей ко дну. На крючки привязывают красные ленточки. И все – самодур готов. Опускаешь его до дна и ждешь поклевки. Она выдает себя резкими рывками основы. Если хочешь – тяни, а если хочешь – жди другой поклевки.
В тот день было бешеное количество качественных поклевок. Иногда удавалось подсечь сразу трех сельдей, которые называются “залом”. Вес заломов достигает 0.5 – 0.6 килограмма. Вы не купите такую прелесть в магазине: из нее приготавливают пластовку. Пластовка – вяленая сельдь, имеющая форму пласта. Иногда этот пласт имеет ширину, равную длине или даже больше. Исключительно вкусная рыбка. Теперь ее трудно найти. О ней вспоминают как о былом волжском богатстве.
В тот день я не смог отнести улов домой за один раз. Представьте улов из 132 сельдей-заломов. Это, по меньшей мере, 40 килограммов рыбы. Пришлось отдать смотрителю дебаркадера 10 килограммов заломов, чтобы он охранял лодку и улов, который я смог перенести домой только за два раза. Ничего подобного я никогда в своей жизни не видел и теперь уже не увижу.


Рецензии
Валери, добрый вечер!
С Вашим рассказом о сельди залом столкнулся в интернете. Дело в том, что в январе 2012 года я опубликовал рассказ об этой редкой и вкусной сельди под названием "Царская сельдь залом". В нём я более или менее подробно рассказываю об этой не всем знакомой рыбе. В Вашем рассказе меня удивило, что в 1955 году эту сельдь можно было поймать на самодур, да еще в таком большом, если не сказать, огромном количестве. Вероятно, в те годы её косяки не были выловлены до конца, но еще в старые царские времена залом считался редкой сельдью. Возможно, Вам, как старому рыбаку, будет интересно познакомиться с моим рассказом, даю на него ссылку: http://www.proza.ru/2012/01/17/1272.

Я заглянул на Вашу страницу, но рассказа о заломе почему-то там не нашел. Где он прячется? Но увидел у Вас несколько рассказов на рыбацкую тему. Рыбак рыбака видит издалека. Когда-то и я был заядлым рыболовом, впрочем, как и заядлым грибником.

Доброго Вам здоровья!
С уважением -
Вадим Иванович.

Вадим Прохоркин   11.01.2018 18:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.