История одного замужества

- Танцуй, дочка! Тебе письмо пришло! - сказала Ольга Павловна, обращаясь к только что вошедшей дочери.
- Ладно, мама, станцую! Дай только руки вымыть, - и взглянув на письмо, добавила, - Это от Ирки! Она сейчас в турпоездке, в С.Петербурге. Интересно, чего это она вздумала мне написать? На днях вернуться должна.
 
Лиде надо было сделать несколько срочных звонков, да и перекусить не мешало бы, и она хотела отложить чтение письма до вечера. Но, любопытство не давало покоя, знала, что не стала бы подруга писать, если бы не произошло что-то важное. Вскрыв письмо, Лида сразу же увидела фотографию. С интересом посмотрела на нее. На фоне Медного всадника была изображена Ира с молодым и очень интересным мужчиной. Они держались за руки и смотрели друг на друга влюбленными глазами. "Вот это, да! - подумала Лида, - такого интересного мужчину отхватила! Ну, и мышка серенькая!" Десять лет она работала с Ирой в одной школе, все десять лет дружили и Лида никогда не замечала повышенного внимания к Ире со стороны мужчин. Да и мужчин и в школе, и в поселках, где они жили, было не много.
 
Письмо было написано мелким Ириным почерком и с нехарактерными для нее ошибками и описками, что можно объяснить ее сильным волнением.
"Лидуха! Как жаль, что тебя нет рядом, и я не могу с тобой поделиться, а так хочется кому-то рассказать о моем радостном событии! - читала Лида, - Ты не поверишь! Как часто бывает, я совершенно неожиданно и не ища, встретила ЕГО! Он стоял на Невском, держал карту в руках, и пытался там в чем-то разобраться.  Я была с молодой женщиной из нашей тургруппы, и когда мы проходили мимо него, он обратился к нам на английском языке, вставляя туда русские слова. То, что он что-то искал, было понятно, но что? Моя спутница английский не знала совершенно, она даже не определила, на каком языке он говорит. Я же сразу узнала английский язык, но мои познания настолько мизерные, что  я ничего не поняла. Проходивший мимо молодой человек, перевел, что интересует иностранца.
- Ему надо пройти к Русскому музею! - сказал он..
- О! Ест, ест! - обрадовался иностранец.

Времени у нас было достаточно, да и самим хотелось там побывать и мы вызвались его проводить. У музея мы расстались, он долго держал мою руку в своей и что-то воодушевленно говорил. Когда он ушел, мы подошли к кассам, купили билеты и тоже вошли в музей, совершенно не надеясь и даже не желая его там встретить. Но, мы встретились! В этот выходной день людей в музее было слишком много, и мы ходили по залам менее загруженным. Восторгались бронзовой "Студенткой Малдой" Залькална, хихикали над гранитной "Строительницей"  Кремнева, а затем  стояли возле картины Архипова "Прачки" и моя спутница блистала своей эрудицией, рассказывая об этой картине, как вдруг, я увидела его! Он шел через зал по направлению к нам. Первая мысль была: "Ну, вот, опять будет что-то спрашивать!" Совсем не хотелось демонстрировать перед всеми свое незнание английского языка. Но, он подошел и, достав из кармана словарик, прочитал на русском: "Я хочу вас пригласить в ресторан и надеюсь, что вы не откажите мне". Он дал нам визитку ресторана и на ней написал: "21 час" Я думала, что иностранец приглашает нас в ресторан из-за моей спутницы. Она очень красивая женщина и вызывает интерес у многих мужчин. Я заметила, как некоторые даже оглядываются ей вслед. Конечно, я не считаю себя уродиной, но и с ней сравниться не могу. Каково же было мое удивление, когда я узнала, что именно на меня обратил он внимание! Не буду описывать,  как все произошло, но это было очень красиво! В ресторан он пригласил переводчика, который впоследствии и скрасил возвращение домой моей спутницы, а мы в переводе уже не нуждались! Мы всю ночь бродили по Питеру, наблюдали открытие и закрытие мостов через Неву, присоединялись к разным группам и группкам туристов, пели с ними песни, танцевали, выкрикивали разные лозунги, как малые дети. Нам было хорошо вместе.

В одной из таких групп, к которой мы примкнули,  к нам подошла женщина, напоминающая цыганку, а может быть,  и действительно цыганка, и сказала: "Вы недавно познакомились, но вы поженитесь! Вспомните меня тогда! Я говорю правду! - и обращаясь только к НЕМУ, добавила, - а ты береги ее и обращайся с ней так, словно она хрупкое стекло." ОН начал приставать ко всем и просить перевести ему то, что сказала цыганка. Не знаю, насколько точно ему это перевели, но он ответил: "Ест! Ест!" и дружелюбно-подбадривающе улыбнулся мне. Я была счастлива, как никогда! Ничего подобного с моим, растворившемся в тумане, мужем,  папиком моего сына, у меня не было! На второй день он забрал меня и мои вещи из беззвездного отеля, где я остановилась с группой туристов, и перевез в свой, довольно шикарный отель, в каком и быть мне никогда не доводилось. Я с ужасом думаю, сколько денег он на меня потратил! Цветы все новые и новые, рестораны каждый день, такси по Питеру, и в Питергоф, и Павловск, в Пушкино и даже на Валдай! Когда я остановилась возле ювелирного магазина и взглянула на витрину, он тут же начал меня звать туда. Но, ты же знаешь, я не могу и не хочу ни о чем просить, и с настойчивой категоричностью отказалась туда заходить. Моя группа уже уехала из Питера, а я осталась. Ты не поверишь! Но, я даже не могу запомнить как его зовут! Он англичанин, живет в Вустершире и имя такое сложное, что мне не выговорить! Я его называю  Яша, и он не возражает. Иногда Яша приглашает переводчика, и мы разговариваем через него, но, в основном, все, что надо понимаем сами. Яша купил электронный переводчик, и мы часто прибегаем к его помощи. Мне кажется, что эти переводчики сделаны специально для того, чтобы поднять людям настроение. Они переводят так, что без смеха слушать нельзя.

В планах моего Яши в этот приезд посетить Москву и Нижний Новгород. Меня он берет с собой, и я рада, что у учителей такой длинный отпуск, и я могу больше времени провести с ним. Жаль только, что сын мой Макс будет долго без меня. Но, знаю, ты не осудишь меня! Спасибо тебе за то, что ты присматриваешь за ним. Постараюсь тебе еще написать из Москвы. Жаль, что я так  боюсь всякой техники, что даже не научилась пользоваться электронной почтой! У Яши есть маленький компьютер, и он каждый день кому-то что-то пишет. Предлагал и мне, но я боюсь к нему и подходить. До свидания! Твоя счастливая подруга Ирина".

Лида отложила письмо и еще раз посмотрела на фотографию. Ее ни чем не приметная подруга рядом с красавцем-мужчиной смотрелась слишком серенько и Лида, хотя и очень желала подруге счастья и удачи,  не поверила в серьезность этих взаимоотношений. Ответ писать было некуда, и она терпеливо начала ожидать подругу. Еще с большим нетерпением ожидал Иру ее сын, четырнадцатилетний Максим. Ему хотелось быстрее домой, там, в своей комнате он никогда не скучал, а здесь не знал чем и заняться. Там, дома, в соседнем поселке остались все его друзья, а здесь и играть не с кем! Одни девчонки! Макс был парнем длинным и угловатым, но, при этом, довольно ловким и проворным, у него было простое симпатичное лицо и рыжеватые волосы. Ира называла сына сорвиголовой, но наставлений не читала. Возможно, не хотела поколебать его уверенность в себе, а может быть сомневалась, что он обратит на ее слова внимание.

Наконец, Ира вернулась. Она была веселая и счастливая и даже выглядела как-то не так как всегда, не повседневно, а празднично. Что значит, влюбилась!
- Немного грустно, что расстались, - сказала она, - Но Яша к Новому году приедет. Он обещал!
- Дай-то, Бог, - сказала Ольга Павловна, увидев как Ира светилась от радости, а Лида ничего не сказала, но подумала: "Нет, не приедет!"
   
Однако Яша приехал. Он был недолго, но оставил Ирине приглашение посетить его в Англии и, сделав предложение, надел ей на палец кольцо. У Лиды дух захватило, когда Ира показала ей это кольцо. Огромный, чистой воды бриллиант, окружали бриллианты поменьше и розовые сапфиры. Сам же Яша Лиде меньше понравился. С виду ему было лет сорок пять, а может быть немного и больше.  Идеально овальное лицо с острыми чертами. Темные и довольно густые с редкой проседью волосы, постоянно поджатые в какой-то странной улыбке губы. Он действительно был красив, но не очень приятен.

Провожали Иру всей школой и всем поселком. Руслана Георгиевна, учительница английского языка  сказала, что ее подруга Тамара, с которой она училась вместе на инфаке пединститута, уже около пяти лет живет в Англии в Бирмингеме. Посмотрели по карте: это близко от Вустершира, куда направляется Ира.
- Я тебе телефон ее дам, если что, звони, - сказала Руслана Георгиевна, - Тамара - очень отзывчивый человек. В институте всегда всем помогала. Не думаю, что она изменилась.

Вскоре из Англии стали приходить восторженные письма. Ира писала, как хорошо ее с сыном встретил Яша, какой у него замечательный дом, полный разной умной техники, какая замечательная школа, куда приняли учиться Макса, как нравится ей город, где она живет, речка Севен, которая там протекает и лебеди, которые там плавают. "А чистота какая, - писала Ира, - можно целый день ходить, а обувь чистая! Да, что там обувь! Повез нас Яша в Уэльс посмотреть знаменитый Уэльский собор. Обратно едем и дождь пошел. Да, такой сильный! Ну, думаю, машина грязная будет! Вернулись поздно, сразу спать легли, а утром я выхожу во двор, смотрю, машина чистенькая стоит! Думаю, когда же он ее вымыл? Оказывается, не мыл он ее! Под такой дождь попали, а машина ничуть не выпачкалась!" Писала Ира, как в школе Максу выдали не только все учебники, но и ручки, карандаши, тетради и все необходимые для учебы. Вот это действительно бесплатное образование! Небось, и на ремонт школы никто не собирает. Еще Ира писала, что посещает уроки английского языка в колледже, надеется вскоре заговорить по-английски. А пока выручает Макс. Он молодец, быстро ознакомился со школой и показывает неплохие знания. А с английским у него всегда было в порядке.

Ира писала часто и много. Описывала все. Лида радовалась за подругу, читала ее письма в учительской, показывала фотографии, подтверждающие то, что жизнь у нее складывается хорошо. Но, где-то спустя полгода письма перестали приходить. Лида написала несколько писем и не дождавшись ответа, позвонила подруге в Англию.
- Все плохо! - сказала Ира грустным голосом, - у Яши проблемы с финансами, у него совершенно нет денег, он задержал погашение кредита за дом, не платит коммунальные, у нас отключили воду. Я не знаю, что делать.

Ира сказала. что хотела бы приехать в Россию и продать дом, чтобы помочь мужу выкрутиться из создавшейся ситуации, но у нее нет денег даже на дорогу.

Посоветовавшись с Ольгой Павловной, Лида со своих сбережений выслала подруге 2000 евро. Эту сумму Лида с мамой копили несколько лет. Скоро газ будут в поселок проводить, делать ремонт пора, в доме  окна  прогнили, требуют замены, крышу надо бы отремонтировать. Поэтому и ничего нового себе из одежды не покупали, донашивали старое, все экономили. Но, подруге некому помочь, кроме нее. И Лида нисколько не колебалась, сразу выслала.

Вскоре приехала и Ира. Лида пыталась удержать подругу от продажи дома. Мало ли что может случится! И Максим подрастает, вдруг ему дом понадобится. Но, Ира была категорична.
- Никогда, слышишь, никогда ни я, ни сын сюда не вернемся!
 
Дом продали быстро. Дали хорошую для их поселка цену. Ира получила деньги и сразу уехала. Лида согласилась с тем, что Ира отдаст ей долг немного позже. Все равно на полный ремонт еще не накопили. Зато, эти деньги подруге помогут! Но, ситуация у Иры не улучшилась. И она написала подруге: "Моя дорогая Лида! Я в ужасе от того, что происходит! Я не узнаю своего мужа! Из любящего, заботливого человека он превратился в деспота! Каждый день он требует с меня завтрак, в то время, когда в холодильнике совершенно нет продуктов. Сам он уже забыл дорогу в магазин и все, что появляется в холодильнике, покупаю я из тех мизерных алиментов, что получаю на Макса. Знала бы ты, какой скандал он мне устроил, когда я вернулась с деньгами за проданный дом! Он не поверил, что я привезла все деньги! Он не предполагал, что стоимость моего большого дома так мала! Оказывается, еще до его продажи он через интернет ознакомился с ценами на недвижимость в России. Я пыталась сказать, что у нас в сельской местности дома гораздо дешевле, чем в городе. А он этого не понимает, говорит, что такое большое количество земли не может стоить так дешево! Не верит мне!

Но, и это не главное! Я беременна! Когда он узнал об этом, у него случился нервный стресс! Ему не нужен ребенок! Он не хочет ребенка! У него есть уже дети от первого брака и ему больше не надо!

Мне было так тяжело, что я воспользовалась телефоном, который дала мне Руслана Георгиевна и позвонила. Тамара приехала в тот же день. Мы с ней сидели в кафе и я поплакала вволю. Тамара обещала помочь. На второй день ко мне приехали несколько русских женщин и мы наметили план действий. Первое, что они мне предложили, это сделать аборт. Я не пойду на это. Ребенок - это то единственное, что позволит мне остаться здесь. Я не хочу уезжать отсюда! Я не хочу опять в наш поселок, топить печку дровами и углем, садить огород, выращивать цыплят и месить грязь по нашим улицам. Я не хочу этого! Мне нравится здесь! И я отсюда никуда не уеду! Мы решили обращаться в разные инстанции, узнали, что в моем положении можно получить и социальное жилье. Но, надо собрать много документов и пройти несколько инстанций, а я все еще не знаю языка. Тамара взялась за это и помогает. Она сопровождает меня всюду. А муж требует, чтобы я с Максом выехала с его дома. Я - законная жена! Мы зарегистрировали наш брак! Он не имеет права так поступать со мной! Тамара мобилизовала мужей нескольких наших русских женщин и те приходили к Яше, пробовали его воспитывать. Думаю, что сделали еще хуже! Он им сказал, что я беременна неизвестно от кого, но не от него! Боюсь, что они поверили в эту чепуху. Во всяком случае, Тамара начала мне настойчиво советовать прервать беременность. Нет, не для того я приехала сюда, чтобы вновь вернуться, где была! Я буду рожать, буду жить здесь и никуда отсюда не уеду. Жалко только Максима. Он стал нервный, ершистый и непослушный. А,  ведь, сразу по приезду Яша даже предлагал усыновить его! И мы бы сделали это, но потребовалось согласие отца Максима, а он такое согласие давать отказался.
Буду надеяться на лучшее! А ты меня извини за то, что пока не могу отдать тебе долг.
Твоя подруга, Ирина" 

Лида расстроилась, прочитав письмо. Жаль было подругу. Как быстро прошла любовь! Она разбилась о быт! На ум пришло старое стихотворение Николая Доризо:

Он провожал ее в Москве, у пятого вагона,
И сразу, по-мальчишески лукав,
Встречал ее в Чите, у пятого вагона!
В ТУ-104 поезд обогнав!

А дальше стены общие, немые…
Бранливые, ворчливые слова...
О, как мне жаль большого самолета,
Что запросто разбился о слова!

Лида написала подруге что-то утешительное и посоветовала все же подумать о возвращении в Россию. Сообщила, что теперь и в их школе есть интернет и она сейчас, как и все учителя заимела свой собственный электронный адрес, который и сообщила подруге, в надежде на то, что переписываться сейчас станет легче. Но,  электронные письма приходили гораздо реже, чем обычные. В каждом письме страдания и жалобы на неустроенность в жизни. Затем они вообще прекратились. Переживая за подругу, Ира позвонила ей в Вустершир. Трубку взял Яша. Хорошо, что она пригласила Руслану Георгиевну на всякий случай! С Яшей разговаривала она. Лида не понимала о чем они говорили, но судя по тому, как из трубки доносился громкий, почти кричащий голос, поняла, что разговор не из приятных.
- Он сказал, что Ира с ним больше не живет, сказал, что она сбежала от него, сделав его совершенно нищим, - сообщила Руслана Георгиевна, положив трубку.
- Это он ее сделал нищей! - ответила Лида, - Ира осталась без дома, без денег, в чужой стране, беременная и уже, наверняка, родила! Где ее искать?
- Она знает твой адрес. Надо будет ей, сама найдется! - сухо ответила Руслана Георгиевна и ушла.

Долго письма не приходили и Лида каждый день, придя в школу, проверяла свой электронный почтовый адрес в надежде получить хоть какую-то весточку. Ничего!
Письмо пришло неожиданно. Настоящее! В конверте с красивыми почтовыми марками.
"Дорогая Лида! Лидуха! Ты у меня осталась единственная кому я могу все написать о себе. Дела мои складываются очень тяжело. Ситуация почти безвыходная. Ни жилья, ни денег, в чужой неприветливой стране скитаюсь по чужим квартирам с двумя детьми. Во время родов и после мне помогала подруга Русланы Георгиевны Тамара и некоторые другие русские женщины, живущие здесь. Мы обходили много инстанций, писали, просили, но социальное жилье мне так и не дали, и сейчас мы живем на квартире у приятеля Тамары, который выделил нам небольшую часть своего дома. А мой бывший муж тоже обратился в иммиграционные службы для того, чтобы лишить меня визы, так как мы с ним уже не проживаем. И меня бы департировали в Россию, если бы я не родила ребенка. А в моем положении, как пострадавшую от мужского произвола, они обязаны обеспечить  социальным жильем, надо только более настойчиво требовать. Но, ты же знаешь, моего английского хватает лишь для того, чтобы в магазине покупки сделать и то, если самообслуживание! Мне, как никогда, нужна помощь Тамары! А, она все меньше и меньше уделяет мне внимание. Видно, надоело ей возиться со мной! Но, она же делает это не бесплатно! Я плачу ей! А так как денег у меня нет, я отдала ей  то, красивое и дорогое кольцо, которое Яша подарил мне, когда делал предложение. До последнего, я надеялась, что она не возьмет! А она взяла! Что будет со мной, ее мало интересует. А вчера она позвонила и сказала, что ее приятель пожаловался, что я развела грязь в его доме. Какая грязь? Я вымыла ему все окна, которые были не мыты, наверное, лет десять, я постоянно убираю на кухне и мою плиту. Я поддерживаю чистоту, но у меня маленький ребенок и, конечно, идеального порядка, в связи с этим, быть не может. Зачем они придираются? Хотят, чтобы я съехала? Но, куда мне съехать, если аренда квартир здесь очень дорогая?
А тут еще Макс совсем от рук отбился! Не нравится ему, что я больше внимание уделяю маленькому ребенку, чем ему. Стал хуже учиться в колледже. Работает в супермаркете на выкладке товаров, получает зарплату, а денег мне не дает. То ли копит, то ли куда-то тратит. У меня все это вызывает тревогу. Не знаю, как жить дальше..."
На этой печальной ноте письмо закончилось. "Интересно, почему она ничего о родах не написала? Кто у нее родился? Мальчик или девочка? Как прошли роды? Бедная, бедная Ирка! А чем можно помочь?" - думала Лида. На второй день, в учительской собрались преподаватели, чтобы подумать, как помочь Ире. Решили собрать деньги и выслать ей.  Сумма получилась небольшая, но это все, что они могли позволить себе из своей скромной учительской зарплаты. Руслане Георгиевне поручили связаться с Тамарой и попросить ее не бросать Иру. Вскоре, Тамара Георгиевна подошла к Лиде и предложила ей прочитать письмо, пришедшее от Тамары по электронной почте. Лида читала:

"Здравствуй, Руслана! Меня очень удивило и обидело твое письмо! Мы с тобой знакомы не один год, и ты должна меня знать. Ты должна  знать, что я не способна на те поступки, о которых ты пишешь. Когда Ира мне позвонила и попросила помощи, я тут же откликнулась. Мы вообще здесь все русские помогаем друг другу. Когда Ира обратилась, ее семейный конфликт уже разгорелся во всю. Полагая, что виновником конфликта является ее муж, мы уговорили своих английских мужей поговорить с ним и те охотно сделали это. Но, вернулись они не столь агрессивно настроенные против Ириного мужа, как были. Они не стали посвящать нас в свои переговоры, но сказали, что в этом конфликте помочь трудно, и Ира с мужем  должны сами разобраться в своих отношениях.

Мне, как русской, хотелось бы принять ее сторону в этом конфликте, но все меньше и меньше остается аргументов в ее пользу. Ее никто из дома не выгонял, она сама собралась и ушла на квартиру в другой город. Вскоре оказалось, что она не может оплачивать эту квартиру и попросила нас одолжить ей определенную сумму денег. Как я сказала, мы, русские женщины, помогаем друг другу, но это была не та сумма, которую мы могли бы себе позволить. Богатых среди нас нет! И я предложила Ире пожить пока на квартире у моего приятеля. Приятель не возражал, и Ира переселилась туда. Мы обращались в разные инстанции, ездили несколько раз в Лондон и все это было за мой счет. Одна поездка в Лондон и обратно для нас двоих обошлась мне примерно столько же, сколько стоит авиабилет из Лондона в Москву и обратно! Очень дорогие билеты на поезда. Здесь, по месту ездили на моей машине. Естественно, затраты, и не малые, на бензин и парковку легли на меня. А потом началась подготовка к родам и роды. И всюду нужны деньги! На приданное для малыша скинулись русские женщины, но не более того! Как раз в это время хозяева квартиры, которую Ира снимала первоначально, подали иск в суд об оплате задолженности по арендной плате. Посоветовавшись с Ирой, я оплатила задолженность, а для этого   я вынуждена была занять деньги у приятеля, что для этой страны почти неприемлемо. Я спросила у Иры, может быть, у нее есть что-либо такое, что можно продать? На что она ответила, что все, что у нее было, так это дом в России, и  она его давно продала и все деньги за дом отдала мужу. Сейчас вот только колечко есть, которое ей подарил муж, делая предложение. Я посмотрела на колечко, оно действительно имело ценность, и взяла его. Боже упаси, его я взяла не для себя! Я продала его. Вырученных денег хватило для того, чтобы полностью оплатить расходы, связанные с родами, и отдать долг моему приятелю. Компенсировать мои расходы я не могла. Да, я и не думала об этом. Но, Ире еще были нужны деньги, и я решила сама поговорить с ее мужем. Встретились мы в кафе. Он уже был менее эмоциональный, чем раньше, когда никакого разговора не получалось. И вот, что он рассказал. У них с Ирой все складывалось замечательно. Своей скромностью она сильно отличалась от его предыдущих двух жен, готовила замечательные вкусные блюда, и он не мог нарадоваться правильно сделанным выбором. Еще когда он собирался ехать в Россию, у него была цель, найти там себе спутницу жизни. Он знал, что русские женщины менее разбалованы и не капризны и более хозяйственные и экономные. Он не искал красавицу. Ему нужна была добрая, порядочная и заботливая женщина. Именно это он и нашел в Ире. Ни о какой, вдруг вспыхнувшей любви речь тут не идет. Он решил, что это именно та женщина, с которой ему будет легко и приятно жить и сделал все, чтобы она согласилась стать его женой. Как он сказал, он бы сделал все, чтобы и Ире у него жилось хорошо, и она была бы счастлива. Первые полгода такими и были. Все началось с того, что однажды, за завтраком, когда он уже практически опаздывал на работу, она сказала, что у нее в супермаркете вытащили кредитную карточку, и она даже не смогла расплатиться за отобранные продукты. Он ее немного пожурил за то, что сразу не сказала, и тут же успокоил, сказав, что сейчас позвонит в банк и заблокирует счет. Каково же было его удивление, когда он, достав из кармана карточку, чтобы посмотреть номер телефона банка, обнаружил вместо своей, Ирину карточку! Оказывается накануне утром он ошибочно взял не свою карточку, а карточку жены, а Ира тоже не обратила внимание на фамилию и взяла ее. Получается, что украли именно его карточку! В банк он позвонил, и там попросили подъехать.  Он с ужасом узнал, что все деньги с карточки сняты несколькими суммами с разных банкоматов примерно в одно и тоже время! Это были ВСЕ его средства, и сумма довольно внушительная! Все осложнялось еще тем, что подошли сроки оплаты кредита на приобретение дома и других срочных платежей. Никаких других средств у него не было! Он даже не мог приобретать бензин на автомашину! А Ира плакала и просила прощения, что сразу ему не сообщила об украденной кредитной карточке. Положение было катастрофическое, за неуплату им уже отключили водоснабжение и  электричество, на очереди были телефон и газ. И тогда Ира предложила продать свой дом в России, чтобы выкрутиться из этой ситуации. Он обрадовался такому предложению. Он считал, что за такой большой дом и очень большой участок земли Ира выручит немалые деньги, которых им хватит на первое время. Не было денег на дорогу в Россию и он одолжил их у друзей. В России Ира была недолго. Вернулась с деньгами! Но с какими?! Это была сумма не намного превышающая потраченные деньги на билеты в Россию! Как он говорит, конечно, он был взбешен и позволил себе лишнее. И, назвав ее обманщицей, сказал, что еще не известно, кто снял деньги с его карточки,  толкнул ее и она упала, плача достала договор купли-продажи и показала его. Там значилась эта мизерная сумма, которую она привезла. Он поверил в это, так как здесь верят документам, а это серьезный документ с солидными подписями и печатями. Извинялся перед нею. Ничего я ему не сказала, но, я то знаю, как у нас оформляют эти договоры. Суммы ставят минимальные, и я не верю, что Ира продала дом за шапку сухарей. Это я и сказала ей, чем обидела неслыханно. А тут еще приятель подлил масла в огонь! Ему надоел постоянный плач ребенка, не просыхаемые лужи на полу и диване и появившийся запах плесени в доме. Ему кажется, что Ира безжалостно или неумело обращается с бытовой техникой. Вышла из строя посудомоечная машина, пришлось заменить тостер и микроволновку. Мне вовсе не хочется ссорится со своим приятелем, который часто меня выручает и помогает и я опять таки сделала Ире замечание и, вполне возможно, не в мягкой форме.
 
Но, я вернусь к разговору с мужем Иры. Он сказал, что пытался всеми силами загладить свою вину в своем неправильном поведении, но Ира замкнулась и превратилась в хмурую недоброжелательную женщину. Месяца через два после возвращения ее из России она объявила, что беременна и будет рожать ребенка. По его утверждению, это не мог быть его ребенок, так как он позаботился об этом еще задолго до женитьбы. Я знаю, здесь принято так, если семья не намерена больше иметь детей, мужчина делает несложную специальную операцию. Возникает вопрос: откуда же беременность? Муж признается, что действительно, узнав о беременности, он вел себя не должным образом, о чем сейчас жалеет. Но, выгонять ее он не выгонял, хотя, как он сказал, если вернется, он не примет ее. Он не считает, что Ира воспользовалась его кредитной карточкой, он обвиняет ее лишь в том, что она своевременно ему не сказала об этом. Я также не склонна думать, что Ира все это подстроила, но я не считаю ее порядочным человеком, хотя долгое время считала именно так. Ее алчность и амбициозность прикрываются серьезной и приличной манерой поведения.       
Вот так складываются мои отношения с вашей землячкой. Правильно ли я поступаю, суди сама. Мне все равно, что думает обо мне незнакомая мне подруга Иры, но мне не все равно, что думаешь обо мне ты. И поэтому я надеюсь на понимание! Твоя подруга Тамара."

На Лиду это письмо произвело сильное впечатление. Она вспомнила, как они оформляли дом, как Ира просила покупателя указать минимальную сумму в договоре, вспомнила о своих 2000 евро, на возврат которых уже не надеется, вспомнила о маленьком Максе, который, если и ел конфеты и сладости, то только тогда, когда его кто-либо угощал. Ира экономила на всем, и эта экономия граничила с чрезмерной жадностью. Например, почти каждый день, приходя на обед к Лиде потому что она жила рядом со школой, Ира не считала нужным принести к этому обеду хотя бы немного хлеба, не говоря уже о чем-то другом. Как-то Ольга Павловна сказала Лиде об этом, но Лида отмахнулась: ну, тебе что, тарелку супа жалко, что ли? Больше об этом не говорили, но, если подумать, то она, Лида, не смогла бы воспринимать ежедневные обеды как должное, даже у близкой подруги и она всегда, идя в гости к Ире, покупала что-либо вкусненькое.

Лида не знала чему верить и чему не верить в этом письме. Но, как-то само собой получилось, что писем она уже ждать перестала. Но, письмо пришло. Года через три. Настоящее, в конверте с красивыми почтовыми марками.
Дня два оно пролежало на столе и Лида все не находила времени его вскрыть.
- Ну, ты что, так и не прочитаешь письмо? - спросила Ольга Павловна.
- Прочитаю! Но, немного позже, - ответила Лида. А когда она, наконец, решилась на это, то вскрывая конверт, подумала: "Как мало меня, почему-то, интересует, что сейчас с Ирой!" Но читать, все же начала. "Дорогая Лида! Ты не представляешь, как мне сейчас тяжело! Я тебе долго не писала, была очень занята. Сама понимаешь, маленький ребенок требует внимания, да и с жильем вопрос решала. Социальное жилье мне так и не дали. Пришлось экономить на всем, недоедать, пойти на унижающую меня, неквалифицированную работу и купить, в конце концов, свой домик. Потом ремонт и переезд  занял немало времени, зато потом все пошло, как будто хорошо. Но, мой Максим задумал жениться и ничего лучшего не нашел, как привезти жену из России. Теперь они живут со мной и я вижу, как плохо влияет сноха на сына. Покупая дом, я опрометчиво оформила его не на себя, а на Макса и теперь он предъявляет свои права на него..."

Не дочитав, Лида сложила письмо и вновь положила в конверт. Затем конверт вместе с письмом  ножницами разрезала сначала пополам, а потом на мелкие кусочки, которые выбросила в мусорную корзину.


Рецензии
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.