Время красной рыбы Александра А. Смышляева

                Я стал задаваться вопросом: для чего я оставлен жить?
                (Краткая рецензия на книгу А.А. Смышляева «Время красной рыбы»)

         Вышедший в Холдинговой компании «Новая книга» сборник повестей, рассказов, очерков и зарисовок «Время красной рыбы» Александра Смышляева состоит из произведений, написанных на Камчатке и, в основном, о Камчатке. Предвижу, что некоторые «цензоры-рецензоры», имевшие авторитет у партии в «застольные» времена и сегодня приятно примостившиеся к современной писательской кормушке, просмотрев книгу, надуют губки: «Фи! Намешал жанров в одной книге! Как так можно? Художественное – это художественное, а публицистика – это журналистика».
         Можно! Так и раньше практиковалось, а сейчас, когда сам автор ищет деньги на издание своих писательских вещей, ему сам Бог велел отступать от устарелых издательских канонов. Тем более, что иной очерк, смело и в тему написанный, десяти других, растёкшихся по древу рассказов стоит. Потому что в нём звучит современность и действительность, а за действительность иногда приходится головой отвечать перед современниками. А для ответа большое личное мужество нужно. И судить о писательской правоте – дело читателей и прерогатива времени, а не единичных деятелей от современного искусства. Тем более от такого искусства, которым руководит министр культуры Швыдкой, заполонившего все прилавки книжных магазинов и экраны телевизоров порнушной и детективно-бандюковской продукцией. Как будто в России вот только это и осталось, и все поголовно ждут - не дождутся выхода в свет очередного кровавого сериала. Люди, конечно же, понимают, что это неправильный крен в нашем обществе, но противостоять такому наплыву гнусности без государственной поддержки не могут.
      Тем более приятен на этом фоне выход книги серьёзных размышлений Александра Александровича о сущности бытия.
        Смышляев сам сделал себя  в журналистике, литературе и на телевидении, и, я бы сказал, стал уже визитной карточкой Камчатки, как кекуры Три Брата. Всем прилетающим из Москвы журналистам и телевизионщикам, желающим побеседовать со знающими Камчатку людьми, по праву, одного из немногих, предлагают Александра Смышляева. И он не отказывается от встреч с желающими его лицезреть, кто бы там ни был. Опять же – он один из немногих, кто, не взирая на теперешние транспортные трудности, продолжает летать по Камчатке. И, наверное, нет уже места на её карте, где бы он ни побывал. И ему дают на это средства. Вертолётчики приглашают в полёты, потому что знают, что он не гоняется за сенсациями, а добросовестно описывает только существующую реальность. И даже негативы он описывает, не смакуя подробностей, а констатируя свершившиеся факты.
Так что Александр Александрович сам, задолго до выхода своей книги, знал, какой она должна быть и имел право помещать в неё все те свои произведения, какие мы сегодня и видим на её страницах.
            Теперь чуть подробнее о содержании:

           Начинается книга с одноимённой повести «Время красной рыбы». Я бы назвал метод её написания реалистически-романтическим или реалистически-приключенческим, написанным на историческую тему. Лично я не люблю произведения писателей, пишущих на историческую тему художественным языком. Особенно, если героем выступает какая-нибудь известная историческая личность, а не вымышленная особа. Таким писателям я просто не верю. Несерьёзно выглядит их герой, допустим, уложенный в постель со своей женой и рассусоливающий с ней о формах и методах управления людьми, исторгая умозаключения, вложенные ему в уста писателем, а не использующий эту кровать по назначению. Сразу за описываемой личностью начинает проступать сам интриган-писатель. Так и подмывает его спросить: «А где же вы  в это время находились? (Действие происходит, допустим, в 17 веке) Под кроватью, что ли сидели?» И в подтверждение действительности этого диалога магнитофонную запись попросить. Я понимаю умом, что произведение художественное, а вот душой и сердцем такие фрагменты принять не могу.
         А Смышляеву я верю. Потому что нет у него подобных постельных диалогов, а сюжеты построены естественно, логично и правдиво. Тем более, что начало повествования отсылает нас к действительным его встречам с наследниками героев Плотниковых на Аляске. И я вспоминаю свои зарубежные встречи, после которых, действительно, в недоумении разводишь руками и лишний раз восклицаешь: «Да-а! Земля действительно круглая, мир тесен, а Петропавловск – вообще дыра – большая деревня!»
          Так вот, пожалуй, повесть «Время красной рыбы» по праву является стержнем всей книги, по которой и дано её название. Быт аборигенов Камчатки после прихода советской власти, издержки коллективизации, романтические устремления героев, наткнувшиеся на стену идеологического парадокса и перешедшие по воле рьяных поборников коммунизма в криминальные разбирательства, привели в результате к трагическому исходу, о котором никто первоначально и не подозревал. А вслед за тем – уход рискнувших противостоять этому парадоксу героев в вынужденную эмиграцию и выход на другой путь развития.
          И уже потом, читая следующие повествования Смышляева, ты невольно возвращаешься мыслью к этой повести, как к истоку тех перемен, которые произошли на Камчатке от начала 30-х годов до наших дней.
           Считаю, что повесть автору удалась и хочу его с этим поздравить.

           «Пленники Аянки» – тоже, конечно же повесть. Но не ставшая ею в полном смысле, считаю, по недоработке самого автора. Не выдержано в полной мере художественное повествование. Текст перемежается ссылками на выдержки из периодических изданий. Некоторые другие недоработки. Хотя и здесь он прекрасно выписывает непонятную зависимость всех российских регионов от Москвы. Пока в Москве делят власть после августовского 1991 года «путча», Ельцин выступает с «броневичка», на Камчатке горят леса и тундра. Тушат их подручными средствами единицы заинтересованных лиц – любители природы - чтобы сохранить эту красоту для России. «Сердцу» же нашей родины не до своих окраинных членов. Невольно задаёшься вопросом: когда в центре власть поделят – придут на богатые окраины олигархи, дадут под зад коленом всем «любителям природы» и скажут: «Это наше!» Кому же выгодна такая политика в России?
            
          Рассказ «Шальное золото» наводит на мысль, что если ещё в «предперестроечные» годы разведчики недр и старатели могли утаивать для себя какую-то часть золотого песка, то что же стало твориться на рудниках при «демократическом» беспределе? И кто на этом наживался за отсутствием власти в России? И хотя сейчас Президент В. В. Путин гордится, что золотой запас страны занимает второе место в мире, после Японии, наша жизнь, отнюдь, от этого не улучшилась.
          
           Рассказ «Первое испытание» – тёплое воспоминание о своей малой родине. Соскучившиеся за годы службы в армии по родным местам, демобилизовавшиеся солдаты Александр Смышляев и Сергей Пожидаев решают покорить горы Поднебесные Зубья в Горной Шории. Покорив Малый и Средний Зубья, добраться до Большого Зуба им помешала метель. Пришлось спуститься.
«И спускаемся мы с покорённых вершин, // Оставляя в горах, оставляя в горах своё сердце!» – Конечно же, пели друзья модную тогда песню В. Высоцкого, покидая Средний Поднебесный Зуб. «И непокорённые вершины порой помнятся лучше, чем взятые. – Заканчивает автор свой рассказ. – Часто они становятся планкой: выше можно, ниже – низко, пройденный этап».
            «Палачи Его Величества» – скорее большой архивный документальный труд, нежели документальная повесть, как назвал произведение автор. Это собранный и подробно изложенный материал о жизни, деятельности и смерти любимого русским народом царя-освободителя Александра II. Я сам узнал из него много полезных и интересных для себя фактов. И для студентов исторического факультета КамГУ этот раздел, считаю, будет очень полезен, как единый и цельный учебный материал об Александре Втором.
          
            «Ночь океана» – хроника тихоокеанского цунами 1952 года, как языком слизавшего целый город Северо-Курильск на Парамушире и множество мелких рыбацких поселений на восточном берегу этого острова и юге Камчатки, также будет полезна всем интересующимся этим видом природного явления, как единый цельный материал, собранный автором по крупицам. Здесь и описания очевидцев, и воспоминания переживших эту трагедию, и отчёты спасателей, и выписки из периодической печати того времени.
          
            «И честь, и дело» – портретный очерк о предпринимателе донской казачьей крови Александре Валентиновиче Острикове – генеральном директоре группы предприятий «Профиль», который, как пишет Александр Александрович: «При этом не продал душу дьяволу, не своровав ни рублика, всё построил своими руками, додумал своей головой». Может и так – автору виднее, но мне приятно, что этот герой казачьих кровей и жаль, что очерки о людях вообще, как-то резко ушли от нас в небытие, уступив место серой бесформенной массе бандитских авторитетов.
         
             «Палатка с видом на сугроб» и «Дело не в смерти, а в жизни» – тоже очерки. Один сюжетный, другой описательный, но оба автобиографические. Написаны с доброй душевной теплотой. В них автор раскрывается, как человек, геолог, искавший и нашедший свой путь в литературу. Здесь он упоминает о своих корнях, их поисках и находках. Эти очерки также будут полезны тем, кто интересуется биографией автора.
         
             «В пути работает душа» – повествование, названное «скорописью журналиста» – не что иное, как портретные зарисовки. Здесь автор представляет известных на Камчатке людей: Владыку Игнатия, организовавшего при областной библиотеке им. С.П. Крашенинникова клуб Русской духовной культуры и способствовавшего проведению фестиваля «Золотой витязь» с обсуждением фильма Бурляева «Лермонтов»; Фёдора Конюхова, который (лёгок на помине) потерялся ныне в просторах мирового океана, следуя на остров Барбадос; Отца и сына – Леонида и Сергея Пасенюков с их книгами о путешествиях.
       
            И, наконец, «Темир-Тау». Большая ностальгическая зарисовка (похожая на очерк) своего любимого горняцкого посёлка. От его зарождения, недавнего процветания, до нынешнего прозябания в нём ветеранов труда, пронёсших на своих плечах доблесть горно-рудной промышленности и оказавшихся отработанным шлаком после бандитского передела отрасли новыми хозяевами страны.
       
            Закрыв книгу и окинув весь постранично пройденный путь, начинаешь понимать, что перед тобой лежат облачённые в слова и строки мысли давно сформировавшейся неординарной личности. И что личность эта, являющаяся журналистом и писателем Александром Александровичем Смышляевым, имеет право на такое личное суждение о нашей жизни, быте и культуре, потому что сам очень много сделал для самовоспитания и формирования здорового общественного мышления. Он стал писателем, которому есть что сказать и о чём рассказать людям. Давайте в седьмой раз поздравим Александра Александровича с взятием очередной литературной вершины и пожелаем успехов в поисках средств для издания очередной – восьмой книги.

                19 февраля 2004 года
                г. Петропавловск-Камчатский


Рецензии