Кафедра 43

Я знал на кафедре технологии редких, рассеянных и радиоактивных элементов очень многих.
Прежде всего, я заметил, что заведующим кафедрой был Арест Евгеньевич Звягинцев, но он быстро ушел на пенсию, и вся моя аспирантура была освещена именем Бориса Вениаминовича Громова, Героя Социалистического Труда – человека феноменального. Мы все гордимся, что нам посчастливилось работать с ним.
Заместителем заведующего кафедрой служил Селезнев Валерий Павлович ныне покойный, хотя он был моложе меня. Валерий являлся правой рукой Бориса Вениаминовича, что делало его очень представительным в кругах технологов, многие из которых занимались тем же, что и Селезнев - кинетикой процессов фторирования оксидов урана. Кто хоть чуточку знает суть технологии урана и последующих процессов переработки облученного ядерного топлива, тот тут же скажет, насколько важна эта тема. По ней сделаны и защищены десятки докторских и сотни кандидатских диссертаций, но все же конца не видно.

Гордиевский Аполлон Васильевич читал лекции по физико-химическому контролю и специалист он был незаменимый, но упорно не хотел защищать докторскую диссертацию, считая это дело молодых. Он воспитал много кандидатов, не будучи сам доктором. Это у него делал дипломную работу Евгений Дзекун – мой друг, быстро пошедший в гору в Челябинске-40, откуда приехал к нам Б.В. Громов.

Кандидат  технических наук Геннадий Алексеевич Ягодин (в то время, а теперь он член корр.) занимал некоторое время пост декана физико-химического факультета. Он еще не брался за докторскую диссертацию, пока не пришло время. Созрел он сразу и для докторской и для поста заведующего кафедрой № 43 после возвращения из Вены, где занимал место заместителя директора международного агенства по атомной энергии (МАГАТЭ).

Какой была во время моего студенчества, такой я и застал  Валентину Ивановну Савельеву. Она читала курс технологии облученного урана. После прихода Бориса Вениаминовича этот курс приобрел советчика-практика. Савельевой и Громовым  был совместно написан и выпущен учебник по облученному урану.

Вы, может быть, заметили, что я следую фотографии, которую  датирую 1971-1972 годами. Она не содержит всех людей кафедры. Нет, например, Чекмарева Александра Михайловича, который к тому времени уже был деканом физико-химического факультета и активно занимался докторской диссертацией, нет Геннадия Алексеевича Ягодина.
Правда, на первом ряду прилагаемой фотографии вы можете увидеть Синегрибову Оксану Афанасьеву. Она, как и Чекмарев, уже защитила кандидатскую диссертацию и развивает экстракционное направление.
Продолжает ряд сидящих кандидат химических наук, уникальный Раков Эдуард Григорьевич.
На первом ряду можно видеть (совсем слева) Наталью Коцарь (Кулешову), которая стала заведующей лабораторией, заменив знаменитую Кутырину.


Как мне милы  на стенах блики,
Профессоров ушедших лики
И корпус серо - желтоватый.
Повсюду трещины, заплаты.

              Из стихотворения “Новь” в сборнике “Полынь”
               


Рецензии