Отказ триммера

                Отказ триммера

   Триммер - это такое маленькое крылышко, устанавливаемое на рулях управления самолёта. Управляется оно маленьким электромотором с редуктором. С его помощью снимают нагрузки с рулей - треммируют самолёт. А если произойдет отказ какого-нибудь руля, то триммер станет его резервом. С его помощью медленно, но всё же можно будет управлять рулями. А однажды у меня отказал сам триммер, установленный на руле поворота. Дело было так: возвращались мы из Кургальджино на базу. Где-то на середине пути я почувствовал, что самолёт стало уводить вправо, а на левой педали появилась нагрузка. Я попробовал триммером снять эту нагрузку - не удалось. Тогда чуть тронул триммер в обратную сторону. Нагрузка на левую педать увеличилась. Это означало, что отказало управление триммером руля поворота, причем только в одну сторону - влево. Я сказал об этом второму пилоту и предупредил его, чтобы он ни в коем случае не трогал тумблер управления триммером. А вторым пилотом тогда у меня был Женя Печорин. Он был несколько старше меня. Перед поступлением в лётное училище он закончил авиатехническое училище и успел уже немного поработать авиатехником. Ну и считал себя большим "докой" в области знания материальной части самолёта Ан-2. Характер у него был своенравный - ему казалось, что его знания дают право быть старшим в экипаже, а указания командира он считал чуть ли не оскорблением в свой адрес. Особенно он не любил, когда я его заставлял проконтролировать уровень масла. Для этого нужно было лезть на фюзеляж и через пилотскую кабину взбираться на капот двигателя. А, с того случая, когда он не посмотрев уровень масла, доложил мне, что тот в норме и мы чуть не загнали двигатель до "стружки", я стал контролировать выполнение им моих команд (жить-то хочется!), то есть стал более жестким в этом отношении. Кончилось это тем, что Печорин пожаловался на жесткость комэску. На что тот отреагировал следующим образом: Он взял соответствующий документ и заставил его прочесть вслух несколько раз обязанности второго пилота при выполнении полёта. Где черным по белому написано: второй пилот перед вылетом обязан проверить уровень масла и т. д. ... . Ну, после вышесказанного отступления, вы, уважаемые читатели, конечно же догадались, что второй пилот не внял моим словам и решил всё же "поработать" триммером (он же знает!!!). В результате его манипуляций нагрузка на левую педаль увеличилась в несколько раз. Самолёт очень тяжело было вести по прямой, а лететь ещё далеко. "Да я сам буду держать левую педаль, слабак!" - выдал мой второй пилот. Хватило его всего лишь на пять минут - далее он скис! Я уменьшил скорость - нагрузки несколько ослабли, сделал триммером элеронов небольшой крен влево - нагрузки ещё немного ослабли. Но всё равно левая нога от напряжения уже дрожала. Тогда я убрал правую ногу с педали и стал двумя ногами вместе давить на левую педаль - то же самое я заставил делать и второго пилота. Таким вот образом мы и долетели. Сели нормально. После этого случая Печерин долгое время со мной не разговаривал, а молча выполнял всё, что я ему говорил. Через много лет, когда я уже не летал, мы встретились. На удивление - он оказался весьма многословен и с улыбкой вспоминал тот случай. От обиды не осталось и тени!
                Рубцов В.П.


Рецензии