Кисюшка с чефирем

                Кисюшка с чефирем.

  Первым командиром у меня был Борис Антонов. Он меня всегда учил чему-нибудь и как-нибудь. Но я был не очень прилежный ученик. Я брал на "вооружение" только те навыки и те знания, которые считал правильными на мой взгляд, а главное - нужными! И вот как-то, однажды, пришлось нам в одном из рейсов задержаться на некоторое время в далёком ауле. Нас пригласили на обед. Саманная мазанка, сарай и скотный двор плавно переходит в жилое помещение. Соответствующие запахи и всё такое. Сели на пол на циновки за низкий круглый стол. Хозяева - пожилые казахи, оказались весьма гостеприимными и доброжелательными. В центр стола поставили огромное алюминиевое блюдо - изрядно помятое, видно было что время оставило на нём свои отпечатки. На блюдо наложили целую гору бешбармака - куски мяса, вперемежку с галушками и луком с подливом. Ели руками все из одного блюда. Мне было делать это как-то непривычно. Хозяева заметили и принесли мне тарелку с ложкой. А вот на мою просьбу о хлебе извинились - нету! Они зимой его хранят на крыше, а на этот раз волки сумели до него добраться и утащили. Хозяйка сама наложила бешбармак в тарелку. Я стал есть, а хозяин периодически подкладывал мне куски ... жира! Я поинтересовался у командира: "Почему так - подкладывает не мясо, а жир?". Борис с видом знатока преподал мне урок местного этикета: "Так положено -говорит - самые жирные куски гостю - знак особого уважения!". Стали пить чай с молоком. Хозяйка за стол не садится, а ходит вокруг обедающих и наливает в кисюшки чай, но не до краев, а наполовину. Если кто выпил чай и отодвинул от себя кисюшку, то она тут же наполняется снова её наполовину. Борис, заметивший мой вопросительный взгляд, продолжает свой урок этикета: "Так положено! Если гость не переворачивает кисюшку вверх дном, а отодвигает от себя, значит он ещё хочет чая и ему снова наливают". "Вот смотри" - он отодвинул от себя кисюшку и ему снова налили. "А если ты уже напился, что тогда?" - не унимался я. "А тогда нужно её перевернуть вверх дном" - продолжил преподавание Борис. Вот смотри - и он перевернул свою кисюшку вверх дном. Чифирь (остатки заварки) и остатки чая выплеснулись на белую скатерть. Хозяйка промолчала и не стала больше ему наливать. А вот хозяин тихонько подошел ко мне и прошептал на ухо так, чтобы мой командир ничего не услышал: "Уважаемый, если ты больше не хочешь чая, то, пожалуйста, скажи об этом хозяйке - для того человеку и дана речь и не делай так, как сделал твой начальник. Теперь хозяйке придется стирать, а здесь в глухомани со стиральным порошком проблемы!". И, улыбнувшись, слегка похлопал меня по плечу. "ОК!" - ответил я. А когда, поблагодарив хозяев за гостеприимство и сытный обед мы собрались улетать и уже запустили двигатель, то к самолёту подбежал малолетний сын хозяина. Я открыл дверь. Мальчик протянул мне большую сумку. Из неё шел пар. Я открыл. Внутри лежал большущий варёный кусок конины. "Это лично тебе, папка передал! Он сказал, что ты ни хрена (дословно!) не ел - поешь в полёте!" - прокричал, перекрыв шум двигателя, мальчишка и тут же быстро убежал, даже не выслушав до конца моё длинное "большое спасибо"!
                Рубцов В.П.


Рецензии