Зойка



Целый день Зоя Николаевна бегала по магазинам в поисках какого-либо оригинального наряда, была в парикмахерской, покрасила  и уложила волосы в новую прическу, сделала маникюр. Потратила всю пенсию, да еще и у подруги заняла приличную сумму. И сейчас, очень уставшая, поднялась на третий этаж, где находилась ее квартира. Сквозь закрытую дверь было слышно, как со всей силы трезвонит телефон. "Кто же это может быть? Неужели Аркадий?! А я еще не готова" - подумала Зоя Николаевна, открывая дверь.

 Звонила дочь.

- А я тебе с утра звоню и не могу дозвониться! Где ты была? Тебя целый день не было дома!
- Да, Наташенька, я сегодня была занята. Меня целый день не было дома.
- Ну, хорошо, что уже вернулась, - сказала дочь, - мы тебе сейчас Игорька завезем. Нас с Мишей на корпоративную вечеринку пригласили!
- Вас на вечеринку? - растеряно переспросила Зоя Николаевна, - Но... меня вечером не будет дома.
- Как? А где же ты будешь?
- У меня встреча со своим старым другом, - помявшись ответила Зоя Николаевна.
- С каким еще другом? Ты что это, мама? А как же нам быть? Мише нельзя не идти на эту вечеринку. Он и так на прошлую не ходил. Это может не понравиться руководству.
- Наташа! А вы Игорька к Адалии Петровне отвезите, - предложила Зоя Николаевна, - Ты пойми, я сегодня никак не могу. Я пообещала.
- Кому ты так пообещала? - не унималась Наташа, - Кто он? С кем у тебя встреча?
- Это Аркадий Иванович, мой однокурсник. В Одессе мы с ним вместе в ОИМФе учились.
- Почему ты никогда о нем ничего не говорила? Ты с ним поддерживала связь?
- Нет! Я его не видела со времен института.
- Ничего себе! Столько лет не виделись, и теперь встретиться захотели?! Зачем тебе это надо?
- Наташа! Что же ты оправдываться меня заставляешь? Да, мы не виделись! Он живет очень далеко, на Сахалине. А сейчас он в Москве, проездом в Германию и мне очень хочется его увидеть.
- Ну, дело твое! - согласилась дочь, - Мы действительно Игорька к свекрови завезем. Пока! Желаю хорошо провести вечер!
- Я вам тоже этого желаю! - Ответила Зоя Николаевна и положила трубку. Ее взгляд упал на часы. Оставалось не так много времени. Сейчас 17 часов, а ей надо быть в двадцать в итальянском ресторане в гостинице "Международная". А туда еще добраться надо! Как неудобно эта гостиница расположена! Никакого общественного транспорта нет! Хотя, постояльцам этой гостиницы никакой транспорт и не нужен, кроме такси. Придется еще и на такси потратиться.

Зоя Николаевна достала из сумки только что купленное платье. Столько она их сегодня перемерила! Конечно, знала бы об этой встрече хотя бы дня два назад, то смогла бы подобрать что-то более стоящее. Купленное платье, кажется, тоже неплохое. Но, это скромное, обыденное платье, которое никак не подчеркивает важность момента. Чего-то не хватает. Зоя Николаевна примерила. Пожалуй, надо оживить его шарфиком. Зоя Николаевна открыла комод и начала рассматривать, имеющиеся у нее шейные платки.

Опять зазвонил телефон.

Это был Аркадий.
- Зоинька! Ты собираешься? Может быть за тобой заехать на такси? Где ты живешь?
- Нет, Аркадий, заезжать не надо. Но, если ты будешь ждать меня в двадцать часов не в ресторане, а у входа в гостиницу, я буду тебе благодарна. Не знаю, где там Итальянский ресторан искать.
- Хорошо, Зоя! - ответил Аркадий, - Я буду ждать тебя у входа в гостиницу.

Зоя Николаевна положила трубку. Как много времени прошло! Нам было по двадцать пять, когда мы расстались! А сейчас моей Наташе уже тридцать пять! И глупо как получилось! Шесть лет учебы в ОИМФе и все шесть лет они были вместе. Нет, он не делал ей предложение, но это было как само собой разумеющееся.Ни они сами, ни их друзья не сомневались, что они будут вместе. Они строили совместные планы, хотели получить распределение в один порт, по карте выбирали в какой именно проситься. Но, оказалось, что вместе можно распределиться только на не инженерные должности. А Аркадий хотел непременно получить интересную должность начальника ТЭК или начальника погрузрайона. Такую должность ему предложили в Рижском порту. Но, другой подобной должности там не было. Зое надо было соглашаться на не престижную должность диспетчера или тальмана ТЭК.

Очень она тогда обиделась!

Значит, Аркадия начальником ТЭК берут, а ее лишь диспетчером?! А ведь она гораздо лучше его окончила институт, да еще и дипломную работу ему почти всю сама написала! Ее самолюбие было задето. "Ну и пусть едет, - думала Зоя, - а я в другой порт попрошусь!" Ни с кем не посоветовавшись, Зоя взяла направление в один из портов на Сахалине и тут же уехала туда.

Она не знала, как Аркадий воспринял весть о ее отъезде, но месяца через два она получила от него письмо. Он описывал свою работу, порт и город. Очень просил ее приехать, писал, что сможет помочь ей получить хорошую должность в Рижском порту. А у Зои не все было гладко в ее работе. Да и бытовые условия были совсем плохими. Поэтому, получив письмо, она ухватилась за предложение переехать. Как оказалось, это было не так просто. Она приехала сюда по направлению, как молодой специалист и обязана отработать здесь положенное время. Никто ее отпускать не собирался. Ничего она не написала Аркадию о своих попытках получить здесь расчет, точно также, как и о том, что с работой у нее не все ладится.

Аркадий писал часто и в каждом письме говорил о своих чувствах к ней и о том, что скучает без нее. А она в ответ писала о Сахалине, о здешней природе, о снегах необыкновенных, но ни слова о себе и о работе. В первый же отпуск Аркадий приехал к ней на Сахалин.

- Как же так? - возмущался он, - Ты же молодой специалист! Почему тебе квартиру не дали? Ну, не могут квартиру выделить, так хотя бы комнату отдельную в общежитии дали! Так же нельзя! Я уже гостинку получил. А если бы мы с тобой вдвоем были, то квартира бы у нас уже была! И это не где-нибудь, а в Риге!

Зоя не хотела посвящать Аркадия во все свои неудачи и встретила его холодно. Обида годичной давности затмила все! Это сейчас она понимает, какой дурой была!

А Аркадию порт понравился. Все ему было интересно тут. Познакомился с основными руководящими работниками. Все приглашали его в порт работать. Уезжая, сказал:
- Пожалуй, я сюда переберусь через год.

И действительно перебрался! Но, Зои там уже не было. Многое изменилось у нее за этот год! Из Минфлота приехал в порт в командировку Владимир, увлекся ею, и увез к себе, в Москву. Поженились. Наташенька родилась. Но, не долгим счастье было. Не могла Аркадия забыть. Не любила Владимира. Да, видно, и у него чувство было не прочное. Наташеньке еще и года не было, а он уже другую семью завел. Узнала, что Аркадий на Сахалине, написала ему о своем неудачном замужестве. Думала, если позовет, сразу поедет, не раздумывая. Да, только не позвал. Долго ждала ответа, а его так и не было. Видно, обиделся сильно.

Было и еще замужество. Да только вновь короткое и неудачное. Так, все годы одна и прожила. Хорошо, что Наташа счастливее в замужестве. Миша, парень не плохой и, видать, любит ее. Больше десяти лет вместе и, вроде бы, счастливы.
 
Да, долго ждала она письма от Аркадия. Не дождалась. Ни письма, ни звонка. Вспоминала Аркадия часто, но ничего о нем не знала, кроме того, что работает он по-прежнему на Сахалине и с работой у него все хорошо. В журналах "Морские вести", "Морской флот" и в газете "Водный транспорт" нет-нет, да и появится какая-либо статья о нем, или, хотя бы просто фамилия упоминается. Читает тогда Зоя Николаевна и радуется. Как будто встретилась с ним, поговорила. Такие журналы она не выбрасывает, собирает. Они до сих пор у нее хранятся.

А однажды, лет двадцать назад, зная, что он будет на коллегии Минтранса выступать, пришла туда и стала у окна в коридоре в надежде увидеть его. И увидела. Он прошел мимо о чем-то громко споря с минтрансовцами, и совершенно не обратил внимание на Зою, словно она там и не стояла.

А теперь, вдруг, сам позвонил! Зоя Николаевна думала, что он уже и не помнит ее вовсе. Поэтому очень удивилась. Удивилась и обрадовалась.

- Откуда ты мой телефон узнал?
- Я, Зоинька, много чего о тебе знаю. А телефон узнать - не большая проблема! К сожалению, я в Москве буду только сутки! Очень хочу увидеть тебя!
- А почему ты позвонил сейчас?
- А, что, надо было еще лет десять подождать?
- Ты счастлив, Аркадий? - спросила Зоя Николаевна.
- Это сложный вопрос, Зоинька! Мы с тобой так неумело распорядились своими жизнями! Но, лучше поговорим об этом при встрече.


Зоя Николаевна остановилась возле зеркала. Новое платье хорошо облегало ее фигуру и скрадывало немного полноту. Ее белая, седая голова закрашена естественным цветом, темно-русым, а слабое тонкое мелирование на висках создавало иллюзию, что седина только-только начинает пробиваться. В общем, Зоя Николаевна сама себе в зеркале понравилась. Интересно, а как ее Аркадий представляет? Не собирается ли он увидеть ту Зою, какой она была в двадцать пять?

Ее раздумья перебил звонок телефона. Это опять была Наташа.

- Мама, а ты хорошо подумала, прежде чем идти на встречу? Надо ли тебе его увидеть? Это же сколько лет ему было, когда вы виделись в последний раз?
- Двадцать пять!
- Ну, вот, двадцать пять! Значит, он уже пенсионер, ему за шестьдесят! Представь, кого ты увидишь?!
- Ему за шестьдесят! Но он еще работает. Он начальник крупного порта на Сахалине, - Зоя Николаевна пыталась защитить Аркадия.
- Понятно! Еще работает! Вот именно, ЕЩЕ работает, а не просто работает! Разве тебе будет интересно увидеть вместо того двадцатипятилетнего парня, сохранившегося у тебя в памяти, стареющего мужчину, с седой бородой, трясущимися руками и, возможно, со вставными, съемными челюстями во рту?! Мама! Ты решай сама! Но, все же подумай хорошенько, а надо ли это тебе? Вы состарились не вместе. И пойми, после этой встречи ты навсегда лишишься образа того Аркадия и, как я понимаю, дорогого тебе образа! Думай, мама!  И пока! Мы у Адалии Петровны и сейчас уезжаем на вечеринку!

Дочь положила трубку. А Зоя Николаевна долго еще сидела, не сводя глаз с телефона. Потом встала, сняла платье, надела свой старый халат, умылась, снимая сделанный первый раз в жизни макияж, и набрала номер телефона подруги.

- Маша! Пожалуйста, приди ко мне! Сейчас! - голос дрожал, и она не удержалась от слез. 


Аркадий стоял у входа в гостиницу и внимательно всматривался в приближающихся женщин. Много лет прошло. Надо попытаться узнать издалека. Но, никого похожего на Зою не было. Вдруг, он заметил, что к нему идет незнакомая женщина. Да, именно к нему. Но, это же не Зоя?!

- Извините, - сказала женщина, - меня Маша зовут. Я вам письмо принесла.
- Мне? Вы уверены?
- Вам! Вы же Аркадий?

Аркадий взял конверт. Он был не запечатан и из него на пол выпала фотография. Аркадий поднял и посмотрел снимок. Это была молодая женщина с глазами удивительно похожими на глаза его Зои. Это Зоя? Он перевернул снимок, и на обратной стороне до боли знакомым почерком было написано: "Моя дочь сейчас на десять лет старше нас, когда мы расстались" Больше в конверте ничего не было. Аркадий хотел спросить Машу, где же Зоя, почему не приехала, но женщины уже не было. А бесконечные попытки поговорить с Зоей по телефону не увенчались успехом. Трубку никто не брал.

******************************************
Картина художника Клод Моне
******************************************



Рецензии
Печальная история. Утраченные иллюзии. Но конец правдивый.Понравилось.

Василий Бабушкин-Сибиряк   22.11.2020 06:53     Заявить о нарушении
Спасибо Вам!
Моя ЛГ _а у неё есть прообраз)вот так распорядилась своей жизнью. Один необдуманный поступок привёл к разлуке с любимым и любящим человеком.
С добрыми пожеланиями,

Алевтина Крепинская   07.01.2021 10:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.