Чишминские мавзолеи

Чишминские мавзолеи

Раньше, ещё в советское время, мы знали, что есть мавзолей Ленина, а о существовании других даже и помыслить не могли – на уроках истории, когда речь заходила про Башкирию нам рассказывали исключительно про Пугачёва с Юлаевым, да про подвиги Чапаева, а посему находясь на даче в Чишминском районе Башкирии с юных пор, я и не догадывался, что в каких-то паре десятков километрах от нас проходил путь великого полководца Тамерлана, есть мавзолей первого имама башкир, а также место нахождения ханского дворца.
Вооружившись скудной информацией (богаче опять-таки весьма трудно найти), мы прямо с дачи и отправились в путь. По сравнению с другими поездками, эта представлялась лёгкой прогулкой, что поначалу и подтвердилось.

В первую очередь нас интересовал мавзолей Тура-хана. Жил он столь давно, что информация о нём весьма мала:
«Тура-хан – по преданиям потомок Чингис-хана, кочевал в районе Тобольска в XIV в., затем, из-за распрей с родственниками, откочевал с 8000 кибиток в пределы башкирских земель на р. Слак. Здесь же находятся развалины его резиденции».
http://www.muslims-volga.ru/?id=381&template=print
«Тура-хан был родным братом другого, более грозного башкирского хана Басмана, орда которого состояла из 17 тысяч кибиток. Под его властью были все земли по обоим склонам Уральского хребта. Тура-хан был вовлечен в междоусобную войну между предводителями двух враждующих орд — Би-Тюряком и Алтакаром, в ходе которой он погиб».
http://www.agidel.ru/?param1=7230&tab=21
Кроме того, с именем Тура-хана связывают такую легенду:  сказывали, что, переселившись в землю башкирскую, поначалу он жил на территории нынешней Уфы в «чёртовом городище» (теперь там санаторий «Зелёная Роща»). Но соседство у него было незавидное – ниже по горе, в пещере, на берегу Караидели  ( Уфимка, «чёрная река» по-русски) жил дракон, которого называли Зиланд, пожиравший людей. Из-за этого Тура-хану пришлось поднять свою Орду и уйти в те места, где и находится ныне его мавзолей (Башкирия, Чишминский район, между деревнями Верхние и Нижние Термы). О том, что стало потом с драконом, история умалчивает. Но поговаривают, что пещеру ту, в которой он жил, затопила поднявшаяся в уровне река…
И вот, проехав по ориентир у на карте райцентр Чишмы ( от «чишмя» - «родник»), мы удаляемся в сторону Терм. Указателей никаких. Дорога идёт вдоль леса, но это ненадолго и, выехав на открытое пространство, проезжаем развилку, на которой тоже никаких указателей, но сразу за развилкой начинается деревня Ермеево, которая нам ненужна. Разворачиваемся и едем наобум по неизвестной нам дороге проеханной некогда развилки… Попадаем в Нижние Термы и там снова дорога расходится и что куда ведёт, неясно, но подсказал всё тот же «язык» в лице двух приветливых абыев.
 Выезжаем за деревню – и вот он, красавец-мавзолей на горе стоит в одиночестве и от его камней веет древностью, казалось, само Средневековье, решило оставить на этой территории свой островок в эпоху Новейшего времени.
По плохой дороге (от Нижних Терм) выезжаем на полевую «трассу», чтобы взобраться на нужный холм, в самом конце которого, уже на вершине ждал неприятный «сюрприз» в виде ям для установки столбов, по которым машина немного проехалась, хорошенько нас «тряхнув стариной» - и тормознуть было нельзя – высок был градус подъёма - более 40 точно. Посмотрев колёса и доступную глазу часть «ходовки», перекрестился и зарёкся на будущее так рисковать – уж лучше сначала разведка, потом штурм…
Но мавзолей стоил того, чтобы к нему приехать. Рядом – ни души. Метрах в 100 пасётся скотина и, в отличии от хайваннар Бурзянского и Белорецкого районов, со своим чабаном, по одну сторону от мавзолея  - лесостепь, по другую, как на картинке аккуратно уложены татарские селения. Площадь мавзолея чиста, внутри тоже чисто, но, конечно без надписей типа «Здесь был Вася», углей для шашлыков и хотя бы одной пустой бутылки спиртного, стоящей «по стойке смирно», не обойтись.
Внутри мавзолея, конечно, никаких «жмуриков»  уже нет – это просто «Памятник архитектуры... Охраняется государством» (правда написано, что век 12-й, но по ссылке, данной мною, Тура-хан жил в 14-м веке). По нашему подозрению, к нему наверняка подъезжают деревенско-поселковые свадьбы. Место, конечно, ПО ИДЕЕ, невесёлое, но красивое, да и других достопримечательностей такого формата там, конечно же нет.

Мавзолей Хаджи Хусейн-бека – для таких целей - не в счёт, ибо находится вообще посередине чишминского Мусульманского кладбища под названием «Акзират»:
«АКЗИРАТ (БЕЛОЕ КЛАДБИЩЕ) – комплекс мусульманских захоронений, самое раннее из которых датируется XIV в. Находится рядом с озером Акзиярат (Чишминский р-н Республики Башкортостан). Одно из захоронений представляет собой развалины кэшэнэ имама Хусаин-бека, на надгробии которого имеется полустертая арабская надпись, гласящая следующее: “Да будет широко милосердие Бога, покойному Хаджи Хусейну Беку, сыну Гумера Бека, из рода Тарсов, из земли Туркестана. Господи, не оставь его своей милостью! Хусейн Бек, сын Гумер Бека, умер в 444 году хиджры, имеет от роду 76 лет. Здесь погребен первый проповедник ислама в Башкирии <...>, прибыл по приглашению Барач-хана”… Кэшэнэ находится на кладбище, расположенном рядом с озером Акзиярат. По преданию начало кладбищу положили могилы шестерых воинов Тамерлана».
http://www.muslims-volga.ru/?id=381&template=print
«Гробница Хусейн-бека-Кэшэнэ воздвигнута в 1344 году на могиле Хаджи Хусейн-бека, одного из первых проповедников исламской религии среди башкирских племен».
 И вот, что ещё о Хаджи Хусейн-беке поведали анналы:
«Несколько слов об истории этого памятника. К1393-1394 гг. среднеазиатский завоеватель Тамерлан, продвигавшийся со своей ордой на Москву, остановился у Акзирата. Башкирский хан, чтобы не вступить в конфликт с грозным завоевателем, оказал «железному хромцу» щедрое гостеприимство. Тамерлан, учитывая, что Хусейн-Бек, также как он, выходец из Туркестана, а его святость была известна в арабском мире, желая возвеличить своего земляка, решил воздвигнуть над его могилой мавзолей. Время не пощадило этот памятник.

К сожалению, в первоначальных своих формах мавзолей Хусейн-Бека не сохранился до наших дней. Возведенное в первой половине 14-го века, здание кэшэнэ (мавзолея) уже к 18-19 вв. было превращено временем в руины. В 1911 году уфимским муфтием было принято решение о восстановлении столь почитаемой мусульманами святыни».
http://bashturist.ru/routes/monument/architecture/chishmy/
Посмотрев мавзолей Тура-хана, полюбовавшись природным ландшафтом, сфотографировав всё, что мы считали нужным, мы отправились к другому мавзолею и, снова въехав в Чишмы, стали пробираться на Мусульманское кладбище.
Вот тут-то нам стало весьма нелегко. Карта Чишмов, данная в интернете, была весьма абстракта, а «язык» в данном случае не столько выводил нас на верную дорогу, сколько путал и пришлось сделать немало «кругалей», да ещё бензобак, как всегда запросил «ням-ням» не вовремя, но мы решили эту проблему в самом селении и затерянное в полях кладбище нашли – таки и ожидание нас не обмануло.
Сам мавзолей со своей круглой «лохматой» (проросшей каким-то образом там травой) крышей находится примерно посередине кладбища и виден ещё у ворот. Его окружают в основном современные могилы с надписями на русском и татарском, но есть также и старые могильные памятники с надписями на арабском и их можно встретить прямо на пути к памятнику.
Сам мавзолей закрыт решёткой и в дверях и в окнах, но сквозь них можно легко заглянуть и увидеть внутри также могильную плиту с надписью на арабском. А если идти дальше мавзолея, на окраину кладбища, то можно увидеть раскинутое за леском то самое озеро Акзират, где и располагалась стоянка великого Тамерлана. Когда стоишь эпицентре этих мест и думаешь об величии, просто дух завораживает!
А вокруг редко попадающиеся люди, не обращая на нас внимания (привыкли к таким, наверно), спокойно ухаживают за могилами своих родных и близких…
Возвращаясь к машине. Мы видели могилы совсем молодых людей примерно 1986 года рождения в военной форме и ужасались – ведь сейчас не война! Откуда столько неоконченных 19-летних жизней? Что они видели за столь мало отведённое им время, ради чего их сердце остановилось… да уж, кладбище – это невесёлое место по самому своему определению, но когда рядом со старушками и бабаями,  видишь несложившиеся судьбы юных джигитов и девчушек, становится как-то не по себе…
Да к тому же ещё фары я на выходе из машины забыл выключить и один раз уже было такое, что аккумулятор от этого садился, но это было рядом с домом дяди и он помог, а тут в непосредственной поблизости из живых душ были только мы! Ни жив, ни мёртв, включил зажигание… нас спасло то, что пробыли на кладбище недолго, да и жара стояла нешуточная…

Обратная дорога подтвердила, что, не смотря на пережитые кочки, ходовая «держит» и вообще «колдобин  бояться – из дома не выезжать». Ехали и думали – как мало мы всё - таки знаем о своей родной земле. Мы, приученные к тому, что все самые важные события происходили исключительно западнее Волги, явно недооцениваем значение своей земли.
Я думаю, что каждому уголку России есть чем гордиться и по отношению к Башкирии мавзолеи Тура-хана и Хаджи Хусейн-бека – наглядное тому подтверждение! Чем больше таких наследий служит своему народу, тем лучше…

16.08.08.


Рецензии