Р. Бариев. Родство. Цитаты

Р.Бариев. Родство и взаимовлияние булгар и русских.
Татарская электронная библиотека.

«Процесс ассимиляции русских други-
ми народами России, особенно булгарами в период существования
Волжской Булгарии, Кипчакского царства и Казанской Булгарии, также происходил с не меньшей интенсивностью, но после падения тюркских государств
почти прекратился, активизировавшись в советское время. Этническая история
русского народа поучительна во многих отношениях, но особенно ценен его
опыт в отношении сохранения этноноосферы, а следовательно, души этноса.
Сколько бы представителей других народов русский этнос не ассимилировал,
по своей сути он остался тем же самым благодаря своей этноноосфере».

«Кровнородственные связи
между булгаро-тюрками и славяно-русскими своими корнями уходят в глу-
бину веков, ко времени, когда в низовьях Днепра появились гунно-булгары, и
насчитывают, по крайней мере, более 1,5 тысяч лет».

«Следующее вы-
сказывание Л.Н.Гумелева в принципе имеет отношение не только к казанским
татарам, но и ко всем тюркам, входившим в контакт с русскими: “Так, татары
казанские - это смесь древних болгар, кипчаков, угров - потомков мадьяр и рус-
ских женщин, которых мусульмане захватывали в плен и делали законными же-
нами - обитательницами гаремов. Впрочем, русские удальцы тоже ловили та-
тарских красавиц и заводили с ними семьи, охраняемые церковным правом. Эт-
ническая принадлежность в зонах контакта определяется не происхождением,
а стереотипом поведения, а в то время - и исповедания” .

«Сколько половцев пришло в Русь с ханскими дочерьми, нам неизвестно, неизвестно и сколько русских уходило в Степь. Но известен факт, что после разгрома рус-ских и половцев монголами на реке Калке в 1223 г. и в последующих битвах среди половцев, проданных в рабство в Египет и ставших затем мамелюками - гвардейцами египетских султанов, были и люди с русскими именами».

«На булгарке (волжской) был женат Андрей
Боголюбский. Его брат Всеволод Большое Гнездо был женат “на Марии, княжне чешской, по другим известиям ясыне, от которой имел восемь сыновей” , в том числе отца Александра Невского Ярослава. Возможно, Мария (“ясыня”)
(как известно, в те времена ясами называли булгар в Венгрии, куда они переселились из Волжской Булгарии) была из пограничной области Венгрии с Чехией, где ее отец - булгарский князь - имел земли и поэтому произошла некоторая  путаница с ее происхождением».

«Русские князья, да и просто русские люди, никогда не чурались инопле-
менников, тем более, если они принимали православие, то воспринимались
ими как свои. Поэтому в тяжелые для них годы окружающие русских народы
шли к ним и селились среди них».

«Юрий Долгорукий, построив
города в суздальской земле, “начал те грады заселять, созывая людей ото-
всюду, которым немалую ссуду давал, и в строениях и другими подаяниями
помогал, в которые приходя множество Болгар, Мордвы, Венгров, кроме рус-
ских селилось” . Когда монголы вторглись в Половецкую землю, то как пишет
Н.М.Карамзин, ссылаясь на В.Н.Татищева, “многие половцы крестились тогда
в городах российских, и ибо жители с удовольствием всегда их принимали,
отведя им места для селений” . Как это противоречит взглядам некоторых
историков об известной вражде “леса” и “степи”, русских и половцев! Но в
Русь бежали от монголов не только половцы, но волжские булгары. В.Н.Тати-
щев сообщает, что после взятия Великого города (Биляра) монголами “того же
году от пленения татарского многие болгары избегше, пришли в Русь, и про-
сили, чтобы им дать место. Князь великий Юрий весьма рад сему был, и пове-
лел их развести по городам около Волги и в другие”

«Правящая верхушка любой страны всегда проявляет особую заботу о вы-
годных династических браках. Подобных соображений придерживались и русские князья во времена подчинения Руси Золотой Орде. Так, Глеб Васильевич,
князь белозерский (ростовский) вернулся из Орды в 1257 г. с женой-татаркой.
Князь Федор Ростиславич Черный в 1281-92 гг. жил в Орде, там женился на
ханской дочери. В 1302 г. ростовский князь Константин Борисович взял жену
из Орды. Юрий III Данилович (1281-1325), великий князь московский, был женат на сестре Узбека, хана Золотой Орды . Татарки, выходя замуж за русских,
выезжали к мужьям с многочисленной челядью и принимали православную
веру. Известен факт и службы русских князей в Орде. Русский князь Василий
из Карачева в правление Узбек-хана ушел в Белую Орду, там женился на та-
тарке. Их сын Карач-мурза (Иван Васильевич) вернулся на родину отца с не-
малым числом татар, которые осели на реке Неручи южнее Брянска. Приняв
православие, они обрусели и превратились в русских земледельцев».

«Поэтому, когда в 1312 г. хан Золотой Орды Узбек
принял ислам в качестве государственной религии, многие золотоордынские татары, не желая перейти в мусульманство, бежали в Русь на службу к право-
славным князьям, прежде всего к московским».

«“В силу различных политиче-
ских и семейных причин, - пишет М.Д.Каратеев, - представители татарской
аристократии, уже начиная с княжения Александра Невского, стали в свою
очередь выселяться на Русь. Тут они всегда встречали хороший прием, переходили в православие, получали землю и службу, женились на русских барышнях
и, вливаясь в ряды русской знати, преданно служили своему новому Оте-
честву. Каждый из них приводил с собой десятки и сотни нукеров и слуг, ко-
торые тоже быстро растворялись в русской массе, - таким образом смешение
русской и татарской крови шло не только в верхних, но и в нижних слоях об-
щества” . Особенно усилился поток татарской знати в Русь, где они перехо-
дили на службу к московским государям, после развала Большой орды, на-
следницы Золотой, и падения Казанского, Астраханского, Ногайского и Сибир-
ского ханств. Теперь уже трудно определить, какие из так называемых та-
тарских мурз принадлежали к булгарскому, ясо-черкасскому (т.е. тому же
булгарскому) и половецкому родам. Русские еще во времена Золотой Орды пе-
рестали их различать, называя всех тюрок татарами».

«М.Д.Каратеев приводит описание 92 княжеских, 50 боярских, 13 графских
и более 300 древних дворянских родов, которые ведут свое начало от татарских
предков. К указанному количеству титулованных родов, считает автор, можно
было бы добавить еще несколько сот дворянских фамилий татарского происхо-
ждения, извлеченных из губернских родословных книг. Простые люди родо-
словные не вели, поэтому сколько русских семей ведут свое происхождение от
татарских предков, указать невозможно, но нет сомнения, что они исчисляются
многими тысячами».

«Переходившие на службу
к русским государям татары были пассионариями, которые находили благо-
приятные условия к приложению своих способностей и энергии в Руси. И их
потомки, унаследовавшие пассионарность своих предков, внесли ощутимую
лепту в укрепление и развитие русской этноноосферы».

«После поражения татар на Куликовском поле жизнь
в Золотой Орде стала еще более неустойчивой и беспокойной. Новая волна золотоордынских феодалов со своими отрядами потянулась в Русь. Среди них был и предок великого русского поэта М.Ю.Лермонтова по материнской линии Аслан-Мурза Челибей».

“В области науки, - пишет М.Д.Каратеев, - потомками татар были гени-
альные русские ученые Менделеев, Мечников, Павлов и Тимирязев, историки
Кантемир и Карамзин, исследователи севера Челюскин и Чириков. В литера-
туре - Достоевский, Тургенев, Державин, Языков, Денис Давыдов, Загоскин,
К.Леонтьев, Огарев, Куприн, Арцыбашев, Замятин, Булгаков и целый ряд дру-
гих талантливейших писателей и поэтов. В области искусства, только в числе
самых ярких его светил, можно назвать балерин Анну Павлову, Уланову и Спе-
цивцеву, артистов Каратыгина и Ермолову, композиторов Скрябина и Танеева,
художника Шишкина и др.” . Многие государственные деятели России, воена-
чальники, генералы и адмиралы ее вооруженных сил были потомками татар.
Среди них Апраксин и Растопчин, Дашков и Мордвинов, Суворов и Кутузов,
Аракчеев и Строганов, Кочубей и Уваров и др. Удивления достойно, насколько
русская этноноосфера обладала исключительной и большой “принудительной”
силой, что смогла настроить мысли и чувства такого количества иноплеменни-
ков на русский лад, в то же время не растеряв своих качеств, а наоборот, ук-
репив их.
“Татары, - пишет М.Д.Каратеев, - дали России двух царей - Бориса и Фе-
дора Годуновых, и пять цариц: Соломонию Сабурову - первую жену Василия
Третьего, Елену Глинскую, - его вторую жену, Ирину Годунову, - жену царя
Федора Иоановича, Наталью Нарышкину - вторую жену Алексея Михайловича
и мать Петра Великого, и Марфу Апраксину, - жену царя Федора Алексеевича.
Евдокия Сабурова была женой царевича Ивана, убитого своим отцом - Иваном
Грозным” . Русской церковью к лику православных святых причислены св.
Петр Ордынский - племянник хана Батыя, принявший православие, и волж-
ский булгарин - св. Петр мученик Казанский. В первой полови не XVIII в. ме-
тивший на упраздненный Петром I патриарший престол был потомок татарина
воронежский епископ Георгий.

«Е.П.Карнович отмечает, что “некоторые татарско-княжеские роды дос-
тигли богатства и знатности. К числу таких родов принадлежат: князья Уру-
совы, князья Черкасские и князья Юсуповы. Представители этих родов при-
числены были при императоре Павле к русско-княжеским родам, а представи-
тели двух первых, т.е. Урусовы и Черкасские, еще в XVII в. стояли на высших
степенях московского боярства, несмотря на то, что члены этих родов только
недавно приняли православную веру. Из них Урусовы были потомками Эдигея,
князя ногайского, одного из вождей Тамерлана, а князья черкасские считались
потомками египетского султана Инала и были владетелями Кабарды .... Другие
татарско - ныне - русско-княжеские роды, как, например, Ширинские-Шихма-
товы, были потомками татарских мурз, имевших исключительное право всту-
пать в брак с дочерьми крымских ханов. Ширинские мурзы начали приходить
в русское подданство в половине XVI века; при этом они принимали православ-
ную веру и со временем совершенно обрусели. Но еще задолго перед тем, как
предки князей Ширинских-Шихматовых появились в Москве, один из князей
или мурз Ширинских, Бахмет, пришел из Большой Орды в Мещеру, завоевал
ее, крестился там сам и вместе с собою крестил многих людей. От этого Бахме-
та (Усейна) и пошли нынешние князья Мещерские” .

«Приходится приводить
длинные выписки, чтобы показать написанное русскими историками на основе
русских источников. Из них же вытекает, что несмотря на то, что в состав
русского этноса влилось большое количество татар, русский народ не отата-
рился, он сохранил свою духовную культуру в своей основе неизменной, хотя
и воспринял отдельные элементы татарской политической жизни и материаль-
но-бытовой культуры. А то, что потомки татар развивали русскую культуру,
происходило уже в рамках русского менталитета. Подобные же процессы про-
исходили в Волжской Булгарии лишь с той разницей, что булгары и прихо-
дившие в Казань татары-половцы были родственными этносами, что дало по-
вод с течением времени некоторым историкам утверждать, что булгары были
поглощены татарами, ибо за их родственностью трудно было разобраться в
действительных этнических процессах, тем более с течением времени. В дей-
ствительности же булгарская этноноосфера так же, как и русская, сохрани-
лась в своих фундаментальных основах. Пришлые представители других этносов, восприняв булгарскую духовную культуру на основе исламского вероис-
поведания, обулгаризовались».

«За тысячелетие жизни в близком соседстве между булгарами и русскими
происходил интенсивный обмен генофондом, что шло на пользу как тем, так
и другим. Во всех войнах, которые происходили между Русью и Булгарией,
войска той и другой стороны при удачном исходе уничтожали сопротивляю-
щихся с оружием в руках мужчин, но брали в плен сдавшихся, а также жен-
щин и детей. Пленные той и другой стороны, проживая среди местного насе-
ления, принимали его образ жизни, веру, молодые женились, выходили замуж, а их дети уже ничем не отличались от русских и булгар».

«После покорения Казани один из митро-
политов с горечью писал, что “русские полонянки и неполонянки живут с тата-
рами вместе, пьют с ними и едят с ними с одного и женятся у них ... и все люди
крестьянские веры отпали и превратились у татар в татарскую веру” . Так что у
современных казанских татар, и не только у них, течет немалая доля русской
крови».

«Особенно широко расселились булгаро-татары в русских землях после
ликвидации самостоятельности Казанского, Астраханского, а затем и Сибир-
ского царств».

«А.Х.Халиков о вре-
мени после взятия Казани русскими пишет: “Кроме того, из Казанского края
местное население насильственно вывозится и расселяется тогда же в русские
земли».

«После взятия Казани Иваном Грозным дети погибших булгаро-татарских
мурз были розданы на воспитание русским боярам и дворянам. Именно в то
время появилась русская поговорка о “казанской сироте”. Когда казанские дети
выросли и стали взрослыми, им в жены были отданы русские боярышни, а де-
вушки выданы замуж за русских бояр и дворян. Обрусение булгаро-татарских
феодалов продолжалось и в дальнейшем».

«Князей из татар было так много, что русские каждого та-
тарина стали называть князем. Из них немногие заняли положение, соответст-
вующее княжескому, большинство же занималось крестьянским трудом, мел-
кой торговлей и извозчием промыслом. Все же эти меры привели к тому, что
среди русского дворянства образовался мощный слой булгаро-татарских поме-
щиков, принявших православие. В дальнейшем все они обрусели, но у многих
булгаро-татарские фамилии сохранились. Таковы Державины, Карамзины,
Тимирязевы, Баскаковы, Урусовы, Куприны, Шереметьевы и многие другие.
Потомки булгаро-татар внесли значительный вклад в государственное устрой-
ство, военной дело, культуру и науку России».

«Даже после завоевания Казанского и Астраханского царств Россия не
сразу порвала со своим татарским прошлым. В.О.Ключевский пишет: “Есть из-
вестие, что во главе земщины поставлен был крещенный татарин, плененный
казанский царь Едигер-Симеон. Позднее, в 1574 г., царь Иван венчал на цар-
ство другого татарина, касимовского хана Саина-Булата, - в крещении Симе-
она Бекбулатовича, дав ему титул государя великого князя всея Руси. Переводя
этот титул государя на наш язык, можно сказать, что Иван назначил того и дру-
гого Симеона представителями думы земских бояр. Симеон Бекбулатович пра-
вил царством два года, потом его сослали в Тверь.
…Татарин во главе русского государства, видимо, был
поставлен как продолжение прошлой традиции, когда верховным властелином
Русской земли считался золотоордынский хан-чингизид, каковым и являлся Си-
меон Бекбулатович. Но и сам Иван Грозный был чингизидом - далеким потом-
ком Чингисхана, правда, по материнской линии. Его мать Елена Глинская про-
исходила из татарского (отюреченного монгольского) рода, осевшего в Литве
во времена князя Витовта и ведущего свое начало от Мамая, женой которого
была дочь золотоордынского хана Бердебека, точнее от их сына Мансура».

«Во времена Василия II в Москве было уже столько татар, что, слыша всюду татарскую речь, москвичи возмущались: русский ли это город?»

«Последним из татарских царств при Иване Грозном было покорено Си-
бирское ханство, образованное в северных районах Белой Орды, где смешение
русских и тюрок происходило, пожалуй, более интенсивно, чем в старых му-
сульманских странах Среднего и Нижнего Поволжья, ибо в Сибири ислам был
довольно новым явлением, поэтому обращение недавних язычников в право-
славие было делом более легким, чем в Казани и Астрахани».

«Вячеслав Софронов в своей статье “Кто
же ты, Ермак Аленин?” выдвинул предположение, что завоеватель Сибири был
представителем свергнутой Кучумом законной династии сибирских ханов, то
есть тюрком по крови, поэтому он не только не встретил активного сопротивле-
ния своих соплеменников, но и нашел с их стороны поддержку в своем стрем-
лении наказать узурпатора . О благородном происхождении Ермака говорит и
известие в сибирских летописях о пожаловании ему Иваном Грозным титула
князя сибирского…» Добавлю -само имя «Ермак» вполне созвучно тюркским «кунак», «гамак», «аргамак».

«Казаки, воевавшие под руководством Ермака против части сибирских
татар, поддержавших хана Кучума, не были им чужими по крови, в своей ос-
новной массе они были тюрками, хорошо знавшими татарский язык, их быто-
вой уклад и обычаи, но тюрками, принявшими православие и немалую долю
русской культуры».

“Известно, - пишет Эренжен Хара-Даван, используя иссле-
дования Быкадорова, - что Московское государство волжским казакам (отрасли
донских) еще в начале XVIII в. писало грамоты на татарском языке. Пополнение
казачества в XVI-XVII вв. шло значительно больше от тюркско-татарских на-
родов, чем великороссов, не говоря уже об украинцах (черкасах). Наконец, гово-
рить по-татарски у донской старшины конца XVI-XVII в. и начала XIX в. было признаком хорошего тона, как у русской аристократии того времени говорить по-французски” .

«Нельзя забывать, что не только среди рус-
ских много выходцев из булгаро-тюрок, но и среди последних немало потомков
переселенцев - вынужденных или добровольных - из Руси. Естественно, про-
следить обратный поток, то есть переселение в булгаро-тюркские страны рус-
ских феодалов и простых людей нет возможности, ибо они скрыты под по-
кровом более поздних этнических процессов».

«Булгары селились в Руси и
обустраивались в соответствии со своими традициями, а русские, живущие в
Булгарии, строили свои дома и обустраивали свой быт так, как это было приня-
то у них на родине…Многие предметы быта и украшения булгары и русские заимствовали друг у друга.».

«Русские из поколения в поколение жили в Булгарии так же,
как булгары в Суздале и других городах Владимирской Руси. На северо-восто-
ке булгарской столицы в XII в. существовал русский поселок за пределами го-
родских укреплений - так было принято в средние века: иноземцы селились вне
городских стен. “Планировка домов, их конструкция, перекрытие - все иное,
чем у булгар, - пишет Б.Хамидуллин. - Аналогичные жилища известны в
древнерусских поселках близ Суздаля и Владимира. В жилищах были обнару-
жены разнообразные рабочие инструменты, свидетельствующие, что обитатели
их занимались различными ремеслами: ювелирным, косторезным, металлурги-
ческим, меднолитейным; найдены заготовки поделок и отходы производства.
Среди находок, характеризующих быт жителей, преобладают русские вещи:
гончарная посуда, стеклянные браслеты, височные кольца, шиферные пряслица,
нательные кресты, каменная резная иконка. Даже состав домашних животных
в этом поселке другой нежели в булгарских поселениях: в жилищах встрече-
ны кости крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, свиней” . Известны
также поселки со смешанным булгаро-русским населением. В свою очередь
булгары постоянно ездили в Русь по торговым и другим делам, иногда остава-
лись там, поселяясь навсегда. Такие тесные контакты между булгарами и рус-
скими приводили к культурному взаимообогащению двух соседних народов».

«О том, что булгары жили во Владимиро-Суздальской земле сообщают рус-
ские летописи и В.Н.Татищев . “Булгары, - пишет Р.Г.Фахрутдинов, - при-
ходили в Суздальский край и в качестве мастеров, даже для строительства хри-
стианских церквей. Источниками при этом являются летописное известие и
данные В.Н.Татищева. Так, Лаврентьевская летопись под 1230 год сообщает о
том, что Святослав Всеволодович велел снести церковь Святого Юрия (в г.
Юрьеве), которую построил его дед Юрий (то есть Юрий Долгорукий), но к
тому времени обветшала. В.Н.Татищев же добавил о постройке на том месте но-
вой церкви. Мастером при этом был булгарин. С.М.Шпилевский полагает воз-
можность получения из Булгарии не только мастеров, но и строительного мате-
риала».

«Ведь невозможно отрицать влияние татарской культуры на
русскую, но тем не менее в XX столетии все чаще эта сторона русской исто-
рии или замалчивалась или выдавалась за ничтожную».Добавлю – что вызвало татарофобию с одной стороны и русофобию и сепаратные мечты – с другой.Никто из нормальных людей от этого не выиграл – только подонки. Одни стали чужими руками жар загребать, а другие - игриво рвать на груди рубашки с воплями о независимости!

«Необходимо отметить, что заимствования органически
перерабатывались этноноосферой русских на свой лад, поэтому этнические
процессы, происходящие в Руси, были явлением чисто русским по сути, хотя
иногда они принимали иноземные (в данном случае татарские) формы».

«В Руси золотоордын-
ский хан одного из князей ставил старшим, выдавая ему “ярлык” на великое
княжение. Другие князья должны были строго ему подчиняться. Все распоря-
жения хан посылал через великого князя, указания которого как требования
самого хана удельные князья должны были беспрекословно исполнять. Начи-
ная с Ивана Калиты, за некоторым исключением, великими князьями были мо-
сковские правители, как наиболее лояльные к золотоордынской власти. Данное
обстоятельство способствовало возвышению Москвы и собиранию русских зе-
мель вокруг нее. Во второй половине XIII в. татары переписали население Ру-
си и сами собирали дань. При Иване Калите это право было предоставлено ему,
которое в дальнейшем наследовали московские великие князья. Собранная дань
отправлялась в Орду самим великим князем».
Если Это не иго, то что? Добровольное пожертвование???

“Организация России, - пишет Эренжен Хара-Даван, - явив-
шаяся результатом монгольского ига, была предпринята азиатскими завоевате-
лями, разумеется, не для блага русского народа и не ради возвеличивания Мо-
сковского великого княжества, а в видах собственных интересов, а именно, для
удобства управления покоренной обширной страной. Они не могли допустить в
ней обилия мелких владетелей, живущих за счет народа, и хаоса их нескончае-
мых распрей, подрывающих экономическое благосостояние подданных и ли-
шавших страну безопасности сообщений, а потому, естественно, поощряли
образование сильной власти московского великого князя, которая могла бы
держать в повиновении и постепенно поглощать удельные княжества” .

«Татары непосредственно не внесли свою лепту в духовную культуру Руси,
точнее могли внести только в пределах русской этноноосферы, приняв право-
славие и образ мышления русского народа, но создали для ее развития благо-
приятные условия».

«Говоря о татарском владычестве над Русью, М.Д.Каратеев
пишет: “В моральном и духовном отношении гнет их для Руси на был тяжек:
на ее исторические традиции и бытовой уклад они не посягали, были абсолютно
веротерпимы, к православной церкви относились с неизменным уважением и
оказывали ей всяческое покровительство…»

«Естественно, владычество татар не было благом для Руси. Немало мате-
риальных средств, необходимых самой стране, уходило в Орду. Завоеватели
по-разному поступают с побежденным народом. Одни уничтожают его куль-
туру, разрушая церкви, насильно обращая население в свою веру, используя для
этого самые изуверские способы, от содержания в тюрьмах до изъятия собст-
венности или обложения непомерно тяжелыми налогами. Другие, ограничивая
политическую свободу государей побежденного народа, обложив население да-
нью в десятую часть (“десятина”) всех доходов, не вмешиваются во внутрен-
нюю жизнь народа, не нарушают естественные этнические процессы, проте-
кающие в зависимой стране. Второго пути придерживались золотоордынские
ханы. Однако, они жестоко карали, если нарушались устанавливаемые ими по-
рядки или возникали распри между князьями. Карательные походы татарских
ханов остались в памяти русского народа как времена лихолетья».

“По мнению генерала Иванина, - пишет
Эренжен Хара-Даван, - идея резерва, чуждая тогдашнему русскому (и вообще
европейскому) военному искусству могла быть заимствована Дмитрием от
монголо-татар” . Победитель Мамая на Куликовом поле Дмитрий Донской
стал национальным героем, а само событие дало толчок к осознанию русским
народом своего величия.

«Из описания курултая 14 августа 1551 года, приведенного в
“Царственной книге”, мы знаем о составе собрания “всей Казанской земли”.
…В России земский собор появился накануне завоевания Казани. Первые земские соборы по составу были очень схожи с курултаем. Стоглав 1551 г. состоял из духовенства, боярской думы и представителей воинства, то есть тот же состав
различных сословий, что и в курултае: духовенство, князья и огланы. М.Г.Худя-
ков отмечает: “Трудно думать о случайности совпадения в составе двух этих
собраний, состоявшихся в одном и том же году. Вопрос о том, откуда направлялось заимствование очевиден: для Казанского ханства “сбор всея земли” был старым привычным учреждением, для нарождавшейся новой России он был нововведением” ».

«Ритуалы “бить челом”, выбор невесты на смотринах, осыпание
монетами при коронации в сфере дворцовой жизни русских царей возникли
под татарским влиянием».

«Короче, между тюрка-
ми, русскими и монголами времени Золотой Орды взаимные культурные
влияния настолько тесно переплелись, что они дали основание Л.Н.Гумиле-
ву говорить о едином российском суперэтносе».

«Казимир Валишевский … : “… Взгляните на москвича XVI века: он, кажется, с ног до головы одет по-самаркандски. Башмак, азям, армяк, зипун, чебыги, кафтан, очкур, шлык, башлык, колпак, клобук, тафья, темляк - таковы татарские названия различных предметов его одеяния. Если, поссорившись с товарищем он станет ругаться, в его репертуаре неизменно будет фигурировать дурак, а если придется драться, в дело пойдет кулак. Будучи судьей, он наденет на подсудимого кандалы и позовет ката дать осужденному кнута. Будучи правителем, он собирает налоги в казну, охраняемую караулом, и устраивает по дорогам станции, называемые ямами, которые обслуживаются ямщиками. Наконец, встав из почтовых саней, он заходит в кабак, заменивший собой древнюю русскую корчму”. Все эти слова татарского происхождения».

«Особенно ощутимый след татары оставили в русском
языке, что говорит о влиянии на русских и материальной культуры своих сосе-
дей. В области торговли татарскими являются слова: алтын, амбар, аршин, ба-
зар, бакалея, балаган, барыш, батман, деньга, караван, лабаз, магарыч и т.п., в
одежде, обуви и принадлежностях костюма: башлык, башмак, бешмет, кисет,
кошель, кушак, сафьян (сафьяновые сапоги) и т.п. Названия тканей атлас, бязь,
камка, кармазин, кумач и др. также татарские. По-татарски названы украшения:
алмаз, бирюза, жемчуг и т.д. В области военного дела татары дали названия:
атаман, есаул, казак, улан, богатырь, ертоул, кремль, бахтерец, кинжал, кобура
и т.д., в скотоводстве - аргамак, аркан, кошира, отара, буланый и т.д., в
строительстве - каланчи и калитки, в средствах передвижения - кибитка и коше-
ва, в домашних вещах – барахло».

«В трудную годину не помогали ли друг другу русские и булгаро-татары? Таких
примеров много. Обратим внимание лишь на один уже из нашей эпохи, который
приводит в своей книге Эренжен Хара-Даван, ссылаясь на Н.Рудакову: “В 1918
году в феврале красная гвардия и советы докатились до Уфы, которая большей
своей частью татарская. Совет приказал арестовать митрополита Уфимского
Андрея (кн. Ухтомского) и реквизировать церкви для каких-то целей... Но при-
каз не был приведен в исполнение, не благодаря сопротивлению православ-
ных, а благодаря энергичному протесту татар-мусульман, заявивших, что они
не выдадут “этого великого муфтия” врагам Бога, как не позволят оскорбить
“православные мечети”» .

«О влиянии русской культуры на булгаро-татарскую до взятия Казани
Иваном Грозным в 1552 г. найти конкретные указания трудно не в том смысле,
что их не было. Они были и, видимо, не в меньшей степени, чем воздействие
булгаро-татар на русских, но они как бы затерялись в позднейших наслоениях
русского культурного воздействия на население Средней Волги, после его
вхождения в состав России.
…Таким образом, кровнородственные связи булгаро-татар и славяно-рус-
ских, их взаимное культурное влияние устанавливались и протекали на огром-
ных пространствах Евразии в течение многих столетий».

«…Булгаро-тюркский
этнос как более старый не устоял перед напором молодого русского этноса.
После падения своей власти он лучшие свои силы и оставшиеся творческие спо-
собности отдал русскому этносу, созидая в его составе мощную державу и вы-
сокую культуру…»

2007


Рецензии