Проповедь в стиле рок
Рок-концерт в разгаре – музыканты в ударе, публика в восторге, организаторы в тонусе, над тусовкой веет ветер счастья и вот, ко всеобщему удивлению, на сцене появляется человек в чёрной рясе и начинает проповедовать Христа, говорить о грехе и искушениях, о тяготах и радостях праведной жизни. Кому-то это сильно не нравится, кому-то всё равно, а кто-то приветствует это радостным свистом…
Человек, вышедший на сцену, рискует и рискует дважды. Он, во-первых, может оказаться не услышанным толпой, а во-вторых, он рискует быть непонятым со стороны своих же братьев по вере.
На счёт второго, кстати, сломано уже немало копий и нередко говорится о том, что на рок - концертах священникам делать нечего – там молодёжь беснуется и впадает в неистовство. Ритмы рока сами по себе напоминают мотивы вудуистической музыки. Тексты рок - песен, зачастую, тоже бывают не самого лучшего содержания.
Что делает в таком месте этот «глас вопиющего в пустыни»? На что надеется?
По-моему, вопрос очевиден. Он делает то, что и должен делать настоящий пастырь – ловит души. Почему в таком месте - «средь веселья и обмана»? Вспомним Христа: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные».Спаситель, как мы знаем, порой, вёл беседу с не самыми почитаемыми среди общества людьми.
Нередко в числе его собеседников были мытари и блудницы, а не только законники, книжники и фарисеи.
Ведь смотрите, это же очень быть может удобно и приятно приходить в храм, где на тебя смотрят десятки глаз и глаз с тебя не сводят, вести занятия в воскресной школе, где десятки ушей боятся что-то пропустить мимо ушей. Можно также вести какой-нибудь интернет-ресурс или телепередачу и чувствовать себя настоящим миссионером и не бояться ответа на сей счёт, думать, что когда с тебя спросят, ты ответишь: «Да, я кое-что сделал, есть реальные результаты – вот поглядите…». Однако, надо понимать, что Суд Тот совсем, очевидно, не похож на наш, что Бог – это не земной начальник или судия, для которого «чем больше бумажек, тем чище».
У нас, если отвлечься, согласно отчётности, и экономика развивается пышным цветом, и борьба с коррупцией смертельная, и раскрываемость преступлений с перевыполнением плана, а уж надзор над соблюдением ПДД самый наистрожайший. Но ответьте мне, кто из вас ощутил на себе все блага изобилия нефтедолларов, кто не страдал от хищничества бюрократии, кто чувствует себя безопасно на наших улицах, кто на дороге ощущает себя защищённым? А по отчётам – не придерёшься. Но с Богом-то такие вещи не пройдут! И это уже – не ИМХО.
Но – вернёмся к религии.
Уж кто-кто, а Христос всегда открыто критиковал именно фарисейство, то есть, говоря простыми словами, декоративную веру.
Конечно, проповедовать в храме, учить в воскресной школе, администрировать интернет-ресурс и вести телепередачу – дела благочестивые и низкий мой поклон тем, кто всем этим занимается, но, как поётся в одной песне, «только этого мало».
Если у отдельно взятого батюшки, загруженного требами и службами не хватает времени уже даже воспитывать своих детей (настолько он занят делами общественными и пропитанием семьи), то претензий к нему никаких не может по определению – я не говорю, что каждый священник обязан то-то и то-то. Не мне судить. Я просто хочу сказать, что если мы забьёмся в рамки своих помещений и электронных пространств и будем думать, что всё в норме, это будет не более, чем самообман. Да, у Спасения врата узкие, уже, чем, наверное, пресловутые «игольные уши». Но не в том смысле, что мы, мол, спасёмся, а остальные - как получится. Я говорю о Церкви в целом.
Ведь есть же разница между тем, что, скажем на двери просто висит надпись «Молодёжное движение» или дверь сия открыта полностью и у входа сидит кто-то и приглашает зайти, как известный по притче хозяин, зовущий всех на брачный пир.
Постучаться в закрытую дверь не всякий сможет, но вот спастись хотят все.
Никто не говорит про то, что мы должны как-то преклоняться перед возможными новообращёнными, кому-то что-то навязывать, вести себя, как тоталитарные сектанты или рекламные агенты.
Никакой личной выгоды и сознания исключительности у самих. И никакого возвеличивания неофита.
Да – это великое благо принять Христа, но это совсем не означает, что ты уже в круге избранных и Царство у тебя в кармане. Наоборот, он встаёт не путь полный побед, а приступает к дороге, ведущей к Царству от поражения к поражению, как писал один богослов. Если даже святой Иоанн Дамаскин начинает писать книгу, говоря в самом начале про себя «Я, не сделавший ничего доброго», если Макарий Великий, сияя от благодати восклицал «Я ещё не знаю, сделал ли я чего-нибудь доброго», если сам Апостол Павел, говоривший о себе лишь в критический тонах никогда себя не хвалил, что говорить о новокрещённом – он лишь открывает дверь самосознания, такого самосознания, которое показывает всю глубину его положения.
В людях много грязи и это знают все, но мало кто признается в этом по отношению к себе. Человек, принявший Христа, видит всё в себе без прикрас и задача Церкви, на мой взгляд, сделать первый шаг навстречу такой перемене.
И так ли важно, где он будет сделан: на лекции, в храме или на концерте?
Я был 4-го октября сего года на концерте LUMEN в «Огнях Уфы». Там было много подростков и большинство из них пило пиво и курило. Но сказать, что это были отмороженные люди язык не поворачивается. Я думаю, они все прекрасно знают, что есть храмы, священники, православная молодёжь, но кто пойдёт к нам, если мы будем «по углам»? Быть может кто-то пойдёт, когда его бросит некогда любимый человек в пору беременности, когда кто-то близкий умрёт или заболеет, когда свобода станет светом в конце туннеля – и это тоже Путь. Но сидеть и ждать пополнения на такой почве, мол «никуда не денутся» по-христиански ли?
Ведь с нас же спросится - «а что вы сделали для спасения других?» Ты поехал в морское путешествие со спасательным кругом в сумке и когда случилась буря ты им воспользовался – но вот рядом барахтался человек, который тебя не видел, а ты спокойно плыл и ждал, когда он сам к тебе подплывёт, намучившись. И он погиб, а ты спасён – но в чём радость? Как жить в с этим?
Я прошу правильно меня понять – я не призываю сейчас всё бросать и ходить по квартирам и по улицам с табличкой «Хочешь спастись, спроси меня как». Каждый проповедует в меру своих возможностей. Даже, в принципе, если вы ехали в поезде, перекрестили пищу и вас кто-то спросил в чём суть и вы спокойно всё объяснили и вас поняли – это уже определённая работа. Даже если ваши соседи знают, что вы христианин и вы не делаете ничего дурного ни с собой, ни с другими и проявляете любовь и к своим, и вообще, это уже проповедь, проповедь жизнью. Тут уж, как говорится, кто сколько вместит.
Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ВЫ НЕ СУДИЛИ СТРОГО ТОГО, КТО ИДЁТ ЛЮДЯМ НАВСТВЕЧУ.
Появиться в группе свистящих людей – ещё само по себе не преступление. Как говорил Диоген «и Солнце появляется в тёмных трущёбах». А ещё сказано: «И свет во тьме светит, и тьма его не объяла».
Вот если батюшка появился бы с сигаретой в одной руке и пивом в другой и при этом пытался бы что-то проповедовать, это было бы действительно кощунством.
Конечно, вы скажете: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не сидит в собрании развратителей». Тут важно понять, что не должно быть крайностей. Не на всякий рок-концерт имеет смысл идти и рокеры не все бывают одинаковы. Если на концерте выходят «петь» рычащие, ряженые персонажи дантевского «Ада» и возглашают здравницы врагу рода человеческого, то проповедь тут действительно не имеет смысла. Если выступает группа, наподобие Sex-pistols, солист которой принимал наркотики, испражнялся и занимался блудом прямо на сцене, то проповедь тут может вызвать явно неадекватную реакцию. Если собрались нацисты и поют «Бритоголовые идут, нас много», то, не смотря на склонность к язычеству общей массы, среди них найдутся и те, кто появление батюшки одобрит .Но это уже будет выглядеть как поддержка их политических идей.
Но есть и другие исполнители у них свои зрители.
Мылящая публика, в сердце которой есть место для чего-то святого, нуждается в своевременном слове, осознаёт она это или нет.
Кстати говоря, как бывший студент заявлю со всей ответственностью: сегодня вечером одни и те же люди могут плясать по кругу на концерте с сигаретой в зубах и бутылкой коктейля, а завтра утром они же придут на университетскую лекцию, куда заходить со словами о Любви не запрещается никем и никому.
Так в чём же тогда разница, если контингент тот же? Если, конечно, мы имеем в виду всё ту же «жатву», которой много, но делателей для которой мало и возможно поэтому её части предстоит погибнуть, вкусить смерть, так и не познав настоящей Жизни…
…Батюшка говорит и столько молодых взглядов устремляется на него с любопытством и дай Бог, чтобы как можно больше их ответило на слова пониманием!
24.10.08.
Свидетельство о публикации №209031400680