Человек на экране

Программист сидел и щелкал по клавишам. Стоя за его спиной, я наблюдал, как на экране монитора то и дело высыпали непонятно откуда взявшиеся цифры, значки, таблицы. Их мерцание будоражило воображение. Было непонятно, как из этой разнородной массы символов может получиться, скажем, профессионально выполненный художественный рисунок, или логично выстроенная программа, в которой, подобно мозаике, каждый элемент дополняет другой. То, что творилось на экране, не поддавалось простому логическому описанию. Там не было видно текста, или хотя бы просто сколь-нибудь связной структуры. Буквы, цифры и другие символы беспорядочно следовали один за другим, между ними вклинивались какие-то программные коды, скобки без содержания, знаки препинания, черточки, дужки, неоправданно большие пробелы – все это вместе создавало ощущение беспорядка и хаоса. Казалось, все эти значки никогда не соединятся в одно единое целое. Но больше всего меня волновал вопрос о том, что же стоит за всем этим?..

– Смотри, – будто прочитав мои мысли, обратился ко мне мой приятель и запустил программу. Из колонок полилась чудесная музыка.

– Великолепно! – сказал я и плюхнулся от удивления в рядом стоявшее кресло. – Скажи мне, Андрей, как ты это делаешь?

– Очень просто, – ответил Андрей. – Композитор пишет музыку, потом я перевожу ее в программный код – и получается музыкальное произведение. Исполняет компьютер, – добавил он и улыбнулся.

– Да, но какая же связь есть между этой великолепной музыкой и теми закорючками, которые ты вводил в компьютер?! – недоумевал я.

– Да это просто код, Саша, неужели ты не понимаешь…

– Да, мне непонятно! Я вижу одно, а слышу – совершенно другое!
 
– Это еще ничего! – кивнул Андрей. – Вот я тебе сейчас ещё не то покажу.

С этими словами он снова повернулся к компьютеру и быстро защелкал мышкой. «Куда я ее дел… кажется, тут… очень хорошая работа… народного умельца... ага, есть!» – мой друг торжественно ткнул пальцем в клавиатуру:

– Смотри!

Я посмотрел на монитор. Какое-то время он ничего не показывал, потом начали проступать какие-то красные и синие точки. Вскоре они разрослись и превратились в огромный чертеж, напоминающий старинные карты. Приглядевшись, однако, я увидел, что это не чертеж, а неоформленные черты лица какого-то человека. Рисунок проявлялся все больше и больше, и в конце концов я смог выделить нос, скулы, брови, лоб, глаза. Настоящее человеческое лицо! Когда картина через несколько минут проявилась окончательно, я увидел перед собой лицо молодого человека примерно моего возраста. Все бы ничего, но прелесть была в том, что эта картина была как будто списана с живого человека. Это не было статическим изображением, его нельзя было даже назвать шедевром художественного искусства, потому что это было лицо настоящего,  ж и в о г о  человека. Конечно, это был не настоящий человек, но выглядел он так же четко и естественно, как отражение в зеркале. «Ничего себе, – подумал я. – А я и не знал, что суррогат может стать произведением искусства». А вслух сказал:

– Потрясающе!

– И это еще не все, смотри дальше, – загадочно произнес Андрей. С этими словами он снова защелкал по клавишам, и вскоре на экране появилась вертикальная черта, делившая экран ровно пополам. Справа от черты было все то же лицо, только сжатое по горизонтали в два раза, а с левой – какой-то малопонятный код, сильно напоминающий тот, что я видел несколькими минутами ранее.

– Видишь – он дышит?

И в самом деле, лицо электронного персонажа то приближалось к мнимой стенке монитора, то отдалялось от него, – казалось, что человек действительно дышит.

– Теперь смотри: я поменяю кое-что в программе, и он откроет глаза.

И действительно, когда Андрей стер какой-то символ в программе и вместо него вставил другой, человек на экране открыл глаза.

– Теперь он возьмет в рот ложку.

Так и случилось.

– Теперь он начнет есть.

И человек сделал так, как мой приятель сказал.

– А теперь я поставлю перед ним сгущенку и красную икру, после чего запущу генератор случайных команд, и компьютер сам выберет, что человек будет есть.

Андрей нажал пару кнопок, и перед лицом человека появились баночка лососиной красной икры и банка вареной сгущенки. После этого мой приятель закатал рукава, снова застучал по кнопкам и в конце сказал: «Смотри!». Потом он щелкнул еще раз и отодвинулся от экрана, показав мне ладони рук, – видимо, имея в виду то, что сам он к происходящему на экране не имеет якобы никакого отношения.

А на экране начали твориться удивительные вещи. Сначала человек на экране потянул носом. – Это генератор пока включается, – пояснил Андрей. Вдруг голова начала поворачиваться к банке со сгущенкой. – Это значит, что генератор сейчас пробегает те команды, которые ориентируют робот на сгущенку в большей степени, чем на красную икру. Вообще, – добавил Андрей, – это очень сложный процесс, я тебе по-простому объясняю, чтобы ты понял, что здесь нет никаких чудес. Программа уже заложена, а этот персонаж ее просто реализует. То, что тебе кажется, что он действует сам по себе, – это твоя иллюзия, и исходит она только из того, что ты не знаешь, как устроена программа. А я это прекрасно знаю, и могу объяснить тебе, где в программе заложено любое действие этого персонажа, который только кажется тебе живым. Потому что ты видишь только внешнюю картину, – а я знаю, откуда она исходит, какие команды ей управляют. Что бы этот робот ни делал – крутил носом, поворачивал голову и так далее – все это придумано мной, ничего своего у робота, как ты понимаешь, нет – и быть не может.

Андрей немного помолчал и продолжил:

– Скучно. Ведь что бы я ни запрограммировал, он все делает, как я захочу. Этот робот не знает, что я его создал, и, действуя целиком по придуманной мною схеме, не доставляет мне, тем самым, никакого удовольствия. Вот если бы я смог написать такую программу, которая действительно оживила бы мой персонаж и заставила бы его действовать самостоятельно, не по моей схеме… Но такого, к сожалению, не может быть, – с грустью добавил он и вздохнул.

(2006 год)


Рецензии
А мне кажется, что он хотел бы стать богом. Мне просто понравилрсь

Вилен Загайлин   10.10.2009 18:24     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.