Человек на экране
– Смотри, – будто прочитав мои мысли, обратился ко мне мой приятель и запустил программу. Из колонок полилась чудесная музыка.
– Великолепно! – сказал я и плюхнулся от удивления в рядом стоявшее кресло. – Скажи мне, Андрей, как ты это делаешь?
– Очень просто, – ответил Андрей. – Композитор пишет музыку, потом я перевожу ее в программный код – и получается музыкальное произведение. Исполняет компьютер, – добавил он и улыбнулся.
– Да, но какая же связь есть между этой великолепной музыкой и теми закорючками, которые ты вводил в компьютер?! – недоумевал я.
– Да это просто код, Саша, неужели ты не понимаешь…
– Да, мне непонятно! Я вижу одно, а слышу – совершенно другое!
– Это еще ничего! – кивнул Андрей. – Вот я тебе сейчас ещё не то покажу.
С этими словами он снова повернулся к компьютеру и быстро защелкал мышкой. «Куда я ее дел… кажется, тут… очень хорошая работа… народного умельца... ага, есть!» – мой друг торжественно ткнул пальцем в клавиатуру:
– Смотри!
Я посмотрел на монитор. Какое-то время он ничего не показывал, потом начали проступать какие-то красные и синие точки. Вскоре они разрослись и превратились в огромный чертеж, напоминающий старинные карты. Приглядевшись, однако, я увидел, что это не чертеж, а неоформленные черты лица какого-то человека. Рисунок проявлялся все больше и больше, и в конце концов я смог выделить нос, скулы, брови, лоб, глаза. Настоящее человеческое лицо! Когда картина через несколько минут проявилась окончательно, я увидел перед собой лицо молодого человека примерно моего возраста. Все бы ничего, но прелесть была в том, что эта картина была как будто списана с живого человека. Это не было статическим изображением, его нельзя было даже назвать шедевром художественного искусства, потому что это было лицо настоящего, ж и в о г о человека. Конечно, это был не настоящий человек, но выглядел он так же четко и естественно, как отражение в зеркале. «Ничего себе, – подумал я. – А я и не знал, что суррогат может стать произведением искусства». А вслух сказал:
– Потрясающе!
– И это еще не все, смотри дальше, – загадочно произнес Андрей. С этими словами он снова защелкал по клавишам, и вскоре на экране появилась вертикальная черта, делившая экран ровно пополам. Справа от черты было все то же лицо, только сжатое по горизонтали в два раза, а с левой – какой-то малопонятный код, сильно напоминающий тот, что я видел несколькими минутами ранее.
– Видишь – он дышит?
И в самом деле, лицо электронного персонажа то приближалось к мнимой стенке монитора, то отдалялось от него, – казалось, что человек действительно дышит.
– Теперь смотри: я поменяю кое-что в программе, и он откроет глаза.
И действительно, когда Андрей стер какой-то символ в программе и вместо него вставил другой, человек на экране открыл глаза.
– Теперь он возьмет в рот ложку.
Так и случилось.
– Теперь он начнет есть.
И человек сделал так, как мой приятель сказал.
– А теперь я поставлю перед ним сгущенку и красную икру, после чего запущу генератор случайных команд, и компьютер сам выберет, что человек будет есть.
Андрей нажал пару кнопок, и перед лицом человека появились баночка лососиной красной икры и банка вареной сгущенки. После этого мой приятель закатал рукава, снова застучал по кнопкам и в конце сказал: «Смотри!». Потом он щелкнул еще раз и отодвинулся от экрана, показав мне ладони рук, – видимо, имея в виду то, что сам он к происходящему на экране не имеет якобы никакого отношения.
А на экране начали твориться удивительные вещи. Сначала человек на экране потянул носом. – Это генератор пока включается, – пояснил Андрей. Вдруг голова начала поворачиваться к банке со сгущенкой. – Это значит, что генератор сейчас пробегает те команды, которые ориентируют робот на сгущенку в большей степени, чем на красную икру. Вообще, – добавил Андрей, – это очень сложный процесс, я тебе по-простому объясняю, чтобы ты понял, что здесь нет никаких чудес. Программа уже заложена, а этот персонаж ее просто реализует. То, что тебе кажется, что он действует сам по себе, – это твоя иллюзия, и исходит она только из того, что ты не знаешь, как устроена программа. А я это прекрасно знаю, и могу объяснить тебе, где в программе заложено любое действие этого персонажа, который только кажется тебе живым. Потому что ты видишь только внешнюю картину, – а я знаю, откуда она исходит, какие команды ей управляют. Что бы этот робот ни делал – крутил носом, поворачивал голову и так далее – все это придумано мной, ничего своего у робота, как ты понимаешь, нет – и быть не может.
Андрей немного помолчал и продолжил:
– Скучно. Ведь что бы я ни запрограммировал, он все делает, как я захочу. Этот робот не знает, что я его создал, и, действуя целиком по придуманной мною схеме, не доставляет мне, тем самым, никакого удовольствия. Вот если бы я смог написать такую программу, которая действительно оживила бы мой персонаж и заставила бы его действовать самостоятельно, не по моей схеме… Но такого, к сожалению, не может быть, – с грустью добавил он и вздохнул.
(2006 год)
Свидетельство о публикации №209031400917
Вилен Загайлин 10.10.2009 18:24 Заявить о нарушении