Ученик

- Так, я гляжу, у нас новенький, из Молодёжной академии. Так, так, так. Как же это, с академии и к нам? Ну что ж, проверим, действительно ли вы, академические, так хороши.
Он ещё раз прошёлся пальцем по выписке оценок новенького, надвинул очки повыше на переносицу и, оценивая, посмотрел на своего нового ученика.
- Ну, Гроев, расскажи, что ты знаешь про пресмыкающихся.
Миша Гроев, четыре года с десяти лет проучился в самом сильном учебном заведении континента, был вынужден переехать с родителями в этот город и пойти в эту школу. До сих пор сидевший невозмутимый, на вопрос учителя он поменялся в лице, решительно встал и так же решительно, эмоционально, но без жестов проговорил:
- Виктор Павлович, я понимаю, что школьная программа – есть школьная программа. Не вы её придумали, и ни вам отвечать за её недостатки. Но представьте, в нашей вселенной более пятидесяти миллиардов галактик, в каждой галактике порядка двухсот миллиардов звёзд, и вокруг одной такой звезды вращается наша планета. Мы - пылинка в космическом пространстве – нам ещё столько нужно исследовать, столько изобрести, столько узнать. А вы меня просите рассказать про пресмыкающихся.  Зачем? Какой смысл тратить драгоценное время на вещи, уже всем известные и ни капли не полезные для будущего?
 Учитель был готов к какой-нибудь умной выходке, он слышал про учеников Молодёжной академии – это свет и двигатель современного человеческого прогресса. Но Миша Гроев своей полуминутной речью выбил землю у него из-под ног.
Немного помолчав, ещё раз взглянул на оценки, закрыл журнал и посмотрел Мише в глаза.
- Михаил! … Вы умный, не по годам развитый молодой человек, – он и не заметил, как обратился к Михаилу на Вы,- природа и академия вложили и раскрыли в вас огромный потенциал. Но не забывайте, не зная простого, невозможно понять сложное, также как, не зная прошлого, не возможно понять настоящее и предвидеть будущее.  Вы ещё слишком горяч и рвётесь к новым открытиям, к познанию неизвестного за границами нашей планеты. Но что мы, люди, знаем о нашей планете? Мы не живём на ней, а приспосабливаемся, боремся с ней. А если бы узнали её лучше, поняли, осознали свою роль и силу влияния, то смогли бы жить на Земле, слышите, Миша, Жить!
Михаил сел. Стало очень неловко. Первый раз за все годы учёбы.  Ему абсолютно нечего было сказать в ответ. Он чувствовал, что учитель был прав, но  какая-то неведомая сила внутри не давала ему быть мыслями здесь, на земле – неизведанное и неизвестное пространство манило его: с другими законами, с другим пониманием казалось бы простых, естественных явлений. И всё в Академии способствовало росту этой неугомонной силы.
Учитель занервничал – пальцы стали ритмично выстукивать, выдавая его.
- Андрей Рогов, расскажи нам про пресмыкающихся,- сказал Виктор Павлович, уже обращаясь к высокому светловолосому парню, ярко выделяющемуся на задних рядах.
Андрей встал и замялся. Учитель знал, что ничего нового и даже просто правильного и умного он сейчас не услышит. И от этого стало тоскливо. “Эх, Миша, Миша.- думал он.- А ты прав, чёрт побери. Что толку от всех этих пацанов, когда их мир вмещается в их двор, у них нету никакого представления о мире, в котором они живут, нету высоких стремлений, идей и, главное, нету желания познать это. Что им движет? Непонятно”.
Рогов смотрел в пол.
- Садись Рогов. Не мучайся.
Рогов сел. В классе наступила тишина, все смотрели на учителя, он с явной грустью смотрел в окно.  Так прошло несколько минут, но никто не осмелился даже шелохнуться: толи чувствовали себя виноватыми, толи каждый боялся, что следующим могут спросить его.
- Можно я… ? Всё-таки расскажу, я знаю. – Миша Гроев нерешительно встал и посмотрел на учителя.
 Виктор Павлович взглянул на этого ещё совсем юного, но во взгляде взрослого и мужественного мальчишку и, подумав, что, возможно, ему очень повезло с новым учеником, сказал: “Рассказывай Гроев, если знаешь”.

2009


Рецензии
Не хочется огорчать. Просто попытайтесь прочитать этот рассказ внимательнее и строже к себе. Но сделайте это не сразу, а месяца через два. Уверен, что Вы всё поймёте.

Евгений Усович   17.11.2009 16:05     Заявить о нарушении
Огорчайте, тёска! Понимаю, о чём вы. Периодически перечитываю всё с той же целью..

Евгений Семёнов   18.11.2009 12:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.