Возвращение Великой Мадмуазель
Последние несколько дней среди журналисткой братии самой горячей новостью было известие о возвращение Великой Мадмуазель. Париж ждал ее нового – или первого? – показа.
Кристоф, оператор телеканала Светской хроники, накануне на пяточке, отведенном перед подиумом для фотографов и телеоператоров, приклеил метку с аббревиатурой «СХ». Он прекрасно знал - завтра к полудню здесь можно будет занять лишь захудалое место сбоку. А если протянуть время до пяти вечера – именно на этот час Коко Шанель назначила свой первый после воззрения в мир моды показ – ловить вообще будет нечего.
- Ты представляешь, старухе стукнуло семьдесят, а она решила делать моду! Наверное, это будет что-то типа «Коко, побитая молью», - хихикала Аннет – журналистка, с которой последнее время в паре работал Кристоф.
- Чтоб я так жил! – не поверил своим ушам телеоператор. – Ей – семьдесят?! Ну, бабуля, дает! В таком возрасте она начинает карьеру с нуля?!
Это был полный аншлаг! На показ королевы моды пришел весь парижский бомонд.
Это был настоящий провал! Коко на десять лет, что отсиживалась после второй мировой в Швейцарии, безнадежно отстала от жизни, от современных тенденций. Она показала коллекции, от которых на версту несло нафталином – все те же элегантные платья, строгие костюмы, маленькие шляпки, которые еще до войны произвели фурор. Но сейчас – повторение самой себя – выглядело полным инфантилизмом некогда великого кутюрье.
Публика была разочарована и не собиралась скрывать этого. Но Великая Мадмуазель, словно и не замечала этого. Она гордо вышагивала по подиуму, возглавляя заключительный парад моделей.
Кристоф подхватил камеру и поспешил пробраться сквозь плотную толпу своих собратьев: через несколько минут начнется пресс-конференция и ему хотелось занять выгодное место. К тому же, он тоже приготовил вопросик.
- Мадмуазель Коко, - первой обратилась к королеве моды шустрая Аннет. – Но ведь то, что вы показали – вчерашний день.
Коко мельком взглянула на журналистку и, усмехнувшись, ответила:
- Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще…
- Вы навязываете женщинам свой вкус, предлагая носить бижутерию, вместо драгоценностей. Это вульгарно и опускает леди до уровня челяди, - Аннет, оскорбленная резким ответом Коко, решила в свою очередь уколоть Мадмуазель – всем было известно, что великая модельер, даже взойдя на вершину славы, так и не избавилась от комплекса простолюдинки.
Коко было явно скучно. Но она прекрасно понимала как главный аргумент женщины – это красота (и лишь глупая женщина выглядит непривлекательно), так и общение с прессой – на любых тонах – одно из важных условий продвижения бренда. Если бы пятьдесят лет назад, звезды французского кино не одели на фотосессию ее маленькие шляпки, сидела бы она до сих пор - никому неизвестная белошвейка - в своем крошечном салоне. Коко улыбнулась. Она вспомнила, как Этьен Бальзан - первый в ее жизни богатый покровитель, с радостью отдал ей под мастерскую свою холостяцкую квартиру в Париже. Накануне он получил огромное состояние и стал тяготиться обществом Коко. Он даже для приличия не стал изображать негодования, когда за амбициозной модисткой стал приударять его друг – Артур Кейпел. Артур был влюблен в Шанель по уши. И она его тоже любила, при этом четко понимая: дарить любовь – это удел женщины, а мужчина должен платить за подарок если не деньгами, то уроками мудрости, связями... Однако случай с Артуром был исключительным – он давал своей Коко все это, причем не скупясь Именно Кейпел ввел ее в высший свет, познакомив с представителями аристократии. Там мадмуазель получила первый и самый тяжелый урок в своей жизни: Коко поняла – среди этих людей она всегда будет чужой. Всегда будет оставаться челядью, обслуживающим персоналом. Коко горько улыбнулась: «И эта девочка о том же»…
- Да, я действительно навязываю свой стиль, - ответила Коко на вопрос бойкой журналистке. – Но как иначе мне носить то, что нравится? Это молодая женщина вправе одеваться, как ей вздумается. А пожилым дамам, чтобы не выглядеть смешно, непременно нужно следовать моде. Правда, не забывать: мода выходит из моды, а стиль - остается... Конечно, я навязываю свой вкус. А как иначе? Почти пятьдесят лет назад, перед выходом в Оперу, я сушила газовой горелкой волосы и сожгла их. Что делать? Взяла ножницы и коротко обрезала обожженные локоны. На утро все парижские модницы постриглись под Коко. Кстати, и у вас стрижка, которую тогда подарила женщинам я. Так вот, к вопросу об украшениях: мне нравится, когда их много. Если бы все эти гирлянды были драгоценностями, меня обвинили бы в хвастовстве. Да и потом, нет более приятного занятия, чем выдавать желаемое за действительное…
- Мадмуазель, и у меня вопрос, - протиснулся вперед Кристоф. – Во время оккупации Парижа, вы крутили роман с высокопоставленным офицером немецкой армии. Как вы можете сегодня спокойно смотретьв глаза французам?
- Я женщина. И этим оправдано все. Когда тебе шестьдесят и в жизни появляется любовник на пятнадцать лет моложе, глупо спрашивает его национальность. - С вызовом ответила Коко, а про себя подумала, что за последнюю радость быть любимой, она заплатила сполна: десять лет ей пришлось прожить в Швейцарии, в эту ссылку она отправила себя сама, понимая, что должно пройти время, прежде чем соотечественники забудут об этой истории. Десять лет! Без профессии и того утонченного физического удовольствия, которую ей приносит только работа.
Коко на мгновенье задумалась, стоит ли развивать мысль, что может понять из ее слов этот юноша? Но тут же, поправила себя: журналисты растиражируют ее фразы на всю страну, поэтому надо продолжить этот неприятный, похожий на душевный стриптиз, разговор.
- Женщина не может быть счастливой, если она нелюбима, а ей нужно только это. Женщина, которую не любят – это ноль и ничего больше. Уж поверьте мне: молодая она или старая, мать или любовница… Женщина, которую не любят, - погибшая женщина, она может спокойно умирать, это уже не важно…
Кристоф во все глаза смотрел на Мадмуазель. Он поймал себя на мысли, что восхищается ею. И что он – наверное – понимает того молодого немецкого офицера, ставшего любовником женщины, на пятнадцать лет старше себя.
«Она потрясающе красива! – вдруг подумал Кристоф. – Парадокс: Коко не старается выглядеть моложе, она выглядит на свои семьдесят, при этом ее не назовешь старухой…»
Вернувшись в редакцию, он с жадностью стал рыться в справочных каталогах, в поисках дополнительной информации о Коко Шанель. «Духи» - прочитал он, и перевернул страницу: об истории «Шанель №5» не знает только ленивый: кутюрье, считая, что последнюю точку в образе женщины могут поставить только духи, решила создать аромат своего Дома Моды. На такой шаг до этого не отваживался ни один модельер. Более того, Коко со свойственной ей легкостью и какой-то даже небрежностью сразу же разрушила все существующие в парфюмерной индустрии стереотипы и традиции: если до «Шанель №5» женщины пользовались исключительно ароматами, повторяющими запах того или иного цветка, то Коко смешала сразу восемьдесят. Парфюм от Коко стоил баснословные денеги. И это тоже было шоком для обывавателя. «Ничего, - смеялась Мадмуазель. – Чем дороже заплатят, тем больше желающих будет купить их»…
Кристоф с нетерпением перелистывал следующие файлы католога. Ему не терпелось найти что-нибудь о любовных связях Коко.
«Ага! То, что нужно!», - наконец-то телеоператор наткнулся на интересующую его информацию.
«Артур Кейпел – единственный мужчина, которого действительно любила Коко Шанель. Однако он никогда не скрывал: они не станут мужем и женой – слишком велика пропасть в их происхождении. И вот, в 1918 году Артур женится на представительнице своего круга. Но на этом любовная связь с Коко Шанель не закончилось. В этом же году Артур спешил на свидание к знаменитой модистке, не справился с управлением и погиб в автомобильной катастрофе»… Потом был герцог Вестминстерский, самый богатый человек в мире, великий князь Дмитрий, кузен покойного русского царя Николая П…
…После возвращения Мадмуазель прошел год. Коко Шанель осталась верной себе: она ничего не изменила в своих коллекциях, повторяющих когда-то ею же провозглашенную элегантность. И парижанки сдались, вознеся великую Мадмуазель на Олимп уже всемирной славы.
Коко приняла это как одолжение, ведь уже давно она ни в чем не нуждалась – ни в деньгах, не в славе. Уже давно она была обладательницей миллионов, но, как и в первые годы своей карьеры, работала с утра до поздней ночи, не расставаясь с портняжными ножницами, подвешенными за тесемочку на шее. У этой великой женщины не было лишь одного – любви. Она чувствовала себя катастрофически одинокой и единственным спасение стала для нее профессия.
- Старость не защищает от любви, но любовь защищает от старости, - в последнее время частенько вздыхала она, не обращая внимания на молоденькую гувернантку.
- Мадмуазель, почему вы живете в гостинице, - как-то поинтересовалась девушка. – Ведь с вашим состоянием вы могли бы купить самый роскошный особняк?
- С ним слишком много суеты, - устало ответила ей Коко. – Нужно следить за хозяйством, контролировать слуг – у меня нет на это времени. – Великой мадмуазель исполнилось уже восемьдесят восемь лет… - Я могла бы отказаться от слуг, но вдруг я умру, и меня не сразу найдут?..
Гувернантка пожала плечами и попрощалась с королевой моды.
- Вот так нас оставляют подыхать… - услышала девушка, закрывая за собой дверь.
Этой ночью Коко не стало. Она тихо умерла во сне в своем номере люкс гостиницы Ритц в Париже, через дорогу от роскошно отделанного, известного Дома Шанель. Доходы ее империи на тот момент составляли 160 миллионов долларов в год.
На утро новость о том, что Великая мадмуазель ушла навсегда, облетела весь мир, как и известие о том, что в гардеробе великого кутюорье, одевающего первых красавиц планеты, оказалось всего лишь три платья…
Коко (Габриэль) Шанель родилась 19 августа 1883 года. Она перевернула мир моды, изменив облик женщины. Она одела ее в брюки и обрезала юбку, оставив длину, едва прикрывающую колени (и то лишь потому, что Коко считала колени самой некрасивой частью женского тела).
- в 1913 году Коко Шанель ввела в моду женские матроски;
- в 1916 – платье-рубашку;
- в 1918 году – вязаный жакет и ткань в клетку;
- в 1920 году – брюки и короткие волосы;
- в 1924 году – черное платье (до этого черный цвет считался признаком бедности, и черную одежду женщина могла надеть только в особом случае);
- в 1925 году – плиссированную юбку и деловой костюм из твида (прежде одежду из твида шили исключительно для мужчин);
Гению Коко женщины обязаны мешковатыми плечами, пляжными пижамами, соболями в качестве подкладки, дамской сумочкой на тонком ремешке, перевешанной через плечо.
Великой Мадмуазель не стало в 1971 году, 10 января…
Свидетельство о публикации №209031601077