Никаро и Моа

В Сантьяго я развил кипучую деятельность по связи кубинской науки и практики. Я все время рвался в Никаро и Моа, где были расположены крупнейшие предприятия никель-кобальтовой промышленности. Кстати, Куба занимает третье место в мире по запасам и производству соединений этих металлов.
Оба завода находились в провинции Моа на восток от Сантьяго на атлантическом побережье. Земли этой провинции сложены из латеритов и поэтому вокруг все покрыто красным налетом. Я помню, когда, не имея сама, Куба все же присылала нам красный картофель. Красным было все – и земля, и дома, и пальмы. Исключением были только кипельно-белые брючки кубинских женщин, которые так следили за их чистотой, будто от нее зависела их судьба.
По дороге я, Фиффе и Барабейг все время шутили, дурачились, но мне, правду говоря, это очень мешало наблюдать за очаровательными видами природы. Особенно интересны места в горах Сьерра Маэстра.
На совершенно отвратительный завод в Никаро мы так и не попали по каким-то “извинительным” причинам. Однако было ясно, что причины надуманы, и кубинцы стесняются советского профессора: уж больно грязным было производство. С завода вышел интеллигентный человек и сослался на аварийное состояние завода. Он рассказал о технологии в каком-то помещении вне завода. В помещении висел лозунг “El charlatan es un ayasgo para el enemigo”, что, как нетрудно догадаться, означает: “Болтун – находка для врага”. Интересно, что скрывает это ужасное производство от врага!
Мы с удовольствием ретировались и помчались в Моа. Завод в Моа  сверкал аппаратами из нержавеющей стали. Он еще не был закончен нашими монтажниками, которые делали его, используя аппараты, изготовленные в СССР по нашему проекту. Я был предельно удовлетворен рассказом гида, но для детального ознакомления нужно было иметь неделю времени, а не один день, как у нас.


Рецензии