Российский гламур

               

  При подготовке данного материала не удалось обнаружить сколько-нибудь серьезных научных исследований. Видимо, таковых еще попросту нет. Поэтому  все нижеследующие выводы основаны только на изучении отечественного телевидения и некоторых периодических изданий.

В переводе с английского слово «гламур» означает «обаяние». Под этим словом понимают стиль жизни, успешность, роскошь. Применительно к отечественному проявлению «Гламура», берущему начало в западноевропейской культуре, не верно говорить о стиле жизни, так как в России гламур, видимо, очень отличается от гламура западноевропейского и североамериканского. «Гламур», «гламурность», «глянец» – искусственно созданные понятия, навязанные российскому обществу в постсоветский период.

Люди верят или хотят верить в то, что они так живут, окруженные стилем, роскошью, красочностью, недоступностью, но каждый день, выходя на улицу «гламурные» люди встречаются с серой повседневностью. Вчерашние голодранцы, рожденные в советских хрущевках, не могут за один день превратиться в светских леди или джентльменов. Здесь и скрывается, на мой взгляд, одно из главных отличий гламура от богемной роскоши, великосветскости и аристократичного стиля жизни. Стиль жизни подразумевает воспитание, манеры и манерность, наличие Вкуса, который творит моду, а не наоборот (как в случае с гламуром), затем внутреннюю культуру, и только потом уже, как обрамление картины к стилю жизни прилагаются роскошные вещи. Гламур же призван заменить отсутствие вкуса, малейшую гармоничность — в тонах, линиях,  — созданием «бренда», лейблов, путем навязывания и признания их средствами массовой информации. Вот эта марка мелькает там в рекламе, вот она на показе мод и т.д. Иначе можно сказать, что гламур как течение культурной жизни – искусственное навязывание стереотипов потребления, вернее объектов потребления. Прежде всего (и даже всецело) он выражен в потреблении материальной культуры, т.е. вещей всемирноизвестных марок.

Наш гламур – симбиоз европейской моды и социального отличия небольшой группы людей от основной массы россиян, причем, строго московского, столичного. Если ты носишь лейблы, ходишь на тусовки, тебя легче заметить, а показать себя миру легче в столице, где сосредоточены все центральные СМИ, все головные офисы холдингов. Многие публичные люди (музыканты, актеры и др.) не являются гламурными в силу наличия рамок дозволенного и собственного вкуса. Ко всему прочему, они не ходят на тусовки, следовательно, не входят в клуб избранных, «гламурных», пропиаренных или растиражированных в массы персонажей. Гламур скорее прихоть очень богатых жителей Москвы, ее обитателей, уставших от всего известного ранее и желающих вкусить чего-то нового. Жажда повелевает заполучить все сразу и сейчас (как деньги быстро получены, так их нужно и быстро тратить, нужно успеть насладиться жизнью, после совкого-то периода), причем без разбора. Между тем, в последнее время наметилась тенденция к разборчивости, которая, все же, не отменяет слепое подражание западным веяниям...Да, отечественный гламур берет начало на Западе, но приобретает яркую социальную окраску в России. Социально-экономическое положение в стране, после развала СССР, диктует свои условия. Ведь гламур не мог появиться в начале 90-х прошлого века, когда шли «разборки» и состав бизнесменов-капиталистов-рекетиров, одетых в малиновые пиджаки, постоянно менялся. После более-менее нормализации социально-экономической обстановки новоявленным олигархам (нуворишам), вчерашней «грязи» понадобилось выделить себя из серой массы остальных, дозволить недозволенное прежде, приравнять себя к западной культуре, возродить некую богемность начала XX века. Таким людям захотелось «голубизны» в кровях, захотелось аристократизма. А, так как «высшего света» не было до того в СССР (номенклатура заменяла все и вся), то и новая экономическая элита с помощью гламура пытается отождествить себя с высшим обществом. Прежде всего это высшие звенья менеджеров, чиновников, также олигархи, буржуа-капиталисты, их дети.

 Гламур, гламурные предметы (те предметы, которые так или иначе признаны таковыми) – симулякры и суррогаты с помощью которых часть общества пытается отделить себя от других, повысить свой социальный статус, самоутвердиться, а еще одна группа стремится навязать симулякры, пытаясь утверждать, что гламур как явление, это не суррогат из несочетаемых вещей, а претензия на наличие стиля и утонченного вкуса.
 
Помимо телевидения, питательной средой для гламура являются «глянцевые» журналы, модные и популярные. Для большинства они – красивая сказка, в которую хочется верить, до которой хочется дотронуться, как до звезды, напоминая болезненную увлеченность первыми латиноамериканскими сериалами. Для прочих – возможность повысить свою самооценку, мнимую социальную значимость.
Гламур нельзя отождествлять с модой или стилем жизни. Мода – культурное и культурологическое понятие. Гламур – социально-экономическое, даже культурно-социальное. «Мода» может быть доступна для всех слоев общества, гламур – только для «избранных», для тех, кто входит в искусственно созданные клубы, одевается в те лейблы, марки одежды, которые признаны гламурными. Гламур, в отличие от моды, преследует элитность и элитарность, закрытость. Есть те, кто создает бренды и есть те, кто является прямыми потребителями брендов — условная аудитория «избранных» людей.

К слову, хочется сказать о французком историке Ф. Броделе и его книге «Материальная цивилизация», где он отметил одну закономерность: роскошь богатых — некоторое подобие будущего, ведь с ростом спроса и предложения, товара становится больше, а значит, он дешевеет, что неминуемо приводит к массовому потреблению, от чего товар не может считаться роскошью. Вспомним и такое: еще недавно мобильные телефоны считались маленькой роскошью, престижно было быть обладателем «диковинки», но затем товар наводнил рынок и уже почти в каждом доме есть свой персональный телефон. Наверное, атрибутика гламура («индикаторы») скоро «подешевеют». Еще одна черта всего «гламурного» — высокая цена. То есть те, кто может позволить себе купить дорогие и «гламурные» вещи, те стремятся отделить себя от прочей массы людей, они хотят показать свою успешность, стать если не в политическом и экономическом смысле элитой, то хотя бы в культурном. Менеджер среднего звена с помощью мифа гламура пытается показать свою значимость, свое превосходство, хотя бы в культурном плане.

Гламур пытается заменить моду и стиль жизни, наличие вкуса, ссылаясь на «эстетику». О вкусах, конечно, не спорят, но, для того, чтобы о них не спорить, нужно обладать чувством вкуса, а не пытаться навязывать его. В рамках «эстетики» пытаются совместить несовместимое, взяв, к примеру, модные бренды, смешивают их и получают, в итоге, разноцветное пугало. Скажем, на итальянском «Ламборджини» (по российским-то дорогам!) в белом английском фраке с гавайскою сигарой в зубах едет вчерашний сантехник гламурный Ваня Иванов, в тельняшке и грязных сапогах... уже смешно только от одних слов, не говоря о картинке...Выходит, российский гламур даже в рамках Эстетики не может создать единое и цельное, органично вписывающееся в российское окружение, наши реалии, не говоря уже о наполняющей ее Этике. Во все времена, начиная с рыцарских турниров, в европейской культуре существовали какие-то этические принципы, которые отделяли высшее общество от людей прочих сословий, простолюдин. В этом и заключена историческая роль этики. Оружие, доспехи и прочее только подчеркивали, обрамляли выдающееся положение дворян (внешняя атрибутика, которая должна была говорить всем окружающим о выдающемся социальном положении данного человека); красивые, роскошные, изысканные вещи, служили рамкой к портрету дворянина, социальному или экономическому его положению, - в этом и заключалась эстетика… Этика предписывала правила, нормы, принципы (гласные или негласные), за которые, например, дворянину, не следовало выходить дабы не уронить своей чести в глазах окружающих. Роскошь сама по себе еще ничего не означает. Поведение, воспитание, этикет отличали знать от простолюдин. Разбогатевшего простолюдина отличало от высшего общества наличие дурновкусия, отсутствие манер, незнание светского этикета. Российский гламур как раз и является отличительной чертой и атрибутикой таких разбогатевших простолюдин, которые стараются подменить вкус и стиль дороговизной и роскошью, золотое произведение искусства позолоченной вещью.

Далее. Гламуру необходимы, как воздух, средства массовой информации. Попросту говоря, суть гламура – зарабатывание денег. Получилось так, что одним нужны были исключительные вещи, дома, еда и т.д., и появились другие, те, кто говорил чтО именно нужно было потреблять. И тут возникает парадокс. Чем больше трат, роскоши, гламура-блеска, тем больше прибыли. Отечественный гламур ориентируется на очень богатых и состоятельных людей, не имеющих вкуса, заставляя покупать те вещи, которые входят в разряд «модно-гламурно»; также ориентируется на большое количество людей, которые не в состоянии приобрести хотя бы что-то из «модно-гламурного», но смотрит на гламур как на красивую сказку (или как на дорогие, бессмысленные журналы «Glamоur» или «Cosmopolitan»). Тем не менее, кто-то всегда сможет (так называемый, очень маленький средний класс) подкопить и приобрести предметы материальной цивилизации для повышения личной самооценки, чтобы приблизиться к «высшему свету», кругу «избранных».

В итоге, выскажу тезис о том, что гламур берет истоки на евро-североамериканском Западе, обозначая блеск, роскошь, некое культурное явление, которое, естественно, доступно обеспеченным и прямо богатым слоям общества, то в России, где люди изначально почти поголовно были равны (при установленным государством заработке нельзя разбогатеть, а если разбогател, значит, богатство добыл незаконным путем) гламур приобрел ярко отличительную социальную окраску. Явление гламура способствует определению новых экономических элит и людей более высокого достатка, нежели людей рабочих профессий (пресловутого «рабоче-крестьянского класса»). Гламур фактически является неким мерилом социальной успешности, отсюда проистекает тенденция к дороговизне. Ведь если вещи смогут приобретать обычные люди, то какой в том прок – не появится возможности определять «круг избранных»  –  успешных и богатых.

Таковы реалии отечественного гламура… с моей точки зрения.
               
                2008 (2015)


Рецензии
Первое разумное объяснение гламура.
Удачи в творчестве!
С уважением, Рагим.

Рагим Мусаев   15.05.2010 03:08     Заявить о нарушении
Спасибо,Рагим...
Никак не могу приступить к новой статье по данной теме с накопленным материалом...

Лев Агни   15.05.2010 06:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.