Кастомайзинг. Образ жизни...

Без кастомов мотомир  не мотомир.
Кастомы приносят в жизнь мотофанов свой неповторимый вкус непознанного.
Кастомы – не просто самодельно собранные машины. Это – синтез полёта фантазии и профессионализма, впитанного с молоком матери.
Мотоциклетный кастомайзинг («custom», англ.) – это строительство мотоцикла «с нуля». Причём – не сборка готовой модели из запчастей, а постройка чего-то нового, как правило, необычного.

С чего же начинается история кастомайзинга?
В своё время в мотомире произошло две «кастом-революции» – первая в США, после Второй мировой войны, которая привела к образованию культа «Easy Rider», а вторая – в Европе, где самодельщики, отойдя от американских канонов, больше внимания уделили оригинальности и дизайну мотоцикла.
Таким образом, стилистику исполнения кастомов можно, условно говоря, разделить на две группы – «американскую» и «европейскую».

В «американском» кастомайзинге ярко выражены два направления. Их представители –  «механические насекомые» «Chopper» – потомки легендарного «Captain America» и «Custom Cruiser» – массивные машины 60-х годов прошлого века. Промежуточные «Cruise Chopper» вобрали в себя черты обоих направлений.

Культовый фильм «Easy Rider» прекрасно представил миру, чем характерен стиль «Chopper». Основные принципы построения мотоциклов этого направления – эпатаж и отсутствие нефункциональных деталей. Практически на всех чопперах отсутствуют такие «бесполезные» детали, как приборы, крылья и дополнительное сиденье.
Характерными чертами стиля «Captain America» являются невероятно длинная вилка с немыслимым подъемом рулевой колонки, скромный бак на «хлипкой раме», «рогатый» руль и т. п.
В таком кастоме двигатель максимально открыт для обозрения, а количество нехромированных деталей сведено к минимуму. В истинном чоппере всё, что поддаётся покрытию хромом, должно быть отхромировано!
Естественно, посадка на чоппере – «чопперная», т. е. – с вынесенными вперед подножками, сверхнизким расположением водительского сиденья и вытянутыми вперед руками. Удобно это или нет, чоп-байкеру, как говорится, «по барабану». Стиль есть стиль!
Здесь следует заметить, что управлять чоппером, особенно на малых скоростях, под силу не каждому. В медленных поворотах нужна немалая сноровка, чтобы не завалиться набок, чему способствует большая база аппарата и чрезмерный наклон передней вилки.
Но эти же недостатки перерастают в достоинства при езде на крейсерской скорости по прямой. При такой езде чоппер стоит на дороге как влитой.
Поэтому, если впереди – дальняя дорога, она принадлежит «беспечному ездоку» –  «кастом-революционеру» – последователю персонажа того самого культового фильма «Easy Rider».

Что же касается «Custom Cruiser», то, как уже было сказано выше, – это массивная машина. Американцам такие болиды – по душе.
Правда, порой мощь «Custom Cruiser» показная, всего лишь создающая иллюзию при помощи «обвеса».
Например, вместо солидного мотора зачастую может стоять фальш-бак внушительных габаритов. У передней вилки – перья толщиной с руку, а глушители, напоминают паровозные трубы.
И все-таки основной козырь большинства кастом-круизёров – это двигатель. Он непременно должен быть большой кубатуры и обладать колоссальной мощью. В США очень часто используются автомобильные двигатели, например от «Chevrolet Corvette». Это только подчеркивает грандиозность кастома.

Промежуточные «Cruise Chopper» позаимствовали у чопперов обилие хрома и отсутствие всего лишнего, а от круизёров они переняли удобную посадку и мощный облик.
На  «Cruise Chopper» практически никогда не встречаются массивные крылья – они именно того размера, который необходим для выполнения своих функций. У этих кастомов нет внушительного переднего колеса круизёров, при этом заднее может иметь просто фантастический размер – шириной 300 мм и более. Хромированный двигатель «Cruise Chopper», в подавляющем большинстве V-Twin от S&S или Rev-Tech, не спрятан за ненужной облицовкой, а выставлен напоказ. Да. Он не впечатляет мощью, как некоторые двигатели круизёров, но органично вписывается в пространство рамы.
Геометрия «Cruise Chopper» создаёт байку не только привлекательную внешность, но и позволяет насладиться управлением как на скоростной трассе, так и при неторопливой езде. Подобные кастомы обладают максимальным удобством и гармонией внешнего вида, что в настоящее время и делает их самыми популярными среди заказных мотоциклов.

В отличие от американского «чопперостроения», в Европе больше тяготеют к искусству работы с «железом». При создании своего шедевра, европеец готов работать буквально над каждой гайкой.
Разумеется, и заокеанские кастомайзеры строили и строят машины неповторимой красоты и невероятного стиля. Но, следует заметить, что большинство кастомов, созданных на нашем материке, отличаются оригинальной внешностью, достойной лучших дизайнерских ателье.
Как ни странно, скорее всего, это связано с тем, что европейцы более практичны.
Европе чужды неудобные чопперы или прожорливые круизёры, но близки по духу мотоциклы, подобные «Cruise Chopper». Американские законы кастомайзинга Европе не подходят. Здесь основной закон – твой мотоцикл неповторим.

В России, в советские времена, обладать мотоциклом-иномаркой было практически невозможно. Конечно, были отдельные экземпляры, и фаны-одиночки собирали собственные машины из советских и трофейных (немецких) мотоциклов (случалось и такое!). Но всё это было исключением из правил. А правило одно – осваивай отечественные пути-дороги на отечественных мотоциклах со скромными внешними данными и не менее скромными ходовыми характеристиками.
Исключением можно считать разве что легендарный ИЖ-ПС.

После 1991 года на российских дорогах появились иномарки. В основном это были б/у-шники из Японии, редко – из Европы.
В нынешние времена положение изменилось. При желании можно приобрести любой мотоцикл. Но далеко не всем хочется ездить на «стоковом» – серийном мотоцикле.
И тут на помощь приходит кастомайзинг с его основным преимуществом, когда тебя оценивают не по способности выложить круглую сумму за «японца» или «ХД», а отдают должное «твоим рукам и голове».
Это и есть основной движущий фактор кастомостроения. Собрать нечто собственными руками по собственному проекту!
При этом это самое «нечто» должно повергать остальных (и в первую очередь, подобных тебе головастых и рукастых) в транс, шок и ступор…

Таким образом в России начала 90-х появились самопальные чопперы из оппозитов – мотоциклов, у которых цилиндры двигателя расположены напротив, то есть оппозитно.
За бугром оппозит называют боксером (boxer), потому что движения поршней в цилиндре напоминает движение боксёров на ринге. Пример отечественного оппозита – мотоциклы типа «Урал» или «Днепр», которые являются отличной базой для создания своего уникального «мотоцикла-мечты».

В большинстве своем, первые отечественные чопперы были довольно корявыми созданиями, но, тем не менее, их провожали восторженными взглядами.
В дальнейшем «количество» переросло в «качество».
Появились очень хорошие самопальные чопперы и просто дорожные мотоциклы, с почти заводским качеством изготовления. Некоторые из них украсили бы модельный ряд любого производителя.

Удар по чоперостроению нанесли наши отечественные производители. Первой ласточкой стал «Вояж» – очень неплохая модель ирбитского оппозита, а затем «Волк» – истинный чоппер, построеный ирбитскими конструкторами в союзе с московскими байкерами, и ижевский «Юнкер» – чоппер на базе «Юпитера».

Как считают мастера этого дела, строить банальные чопперы стало совсем неинтересно.
«Зачем? – говорят они. – Сомнительное предприятие… Потратишь кучу денег и сил, а получишь то же, что можно купить в магазине».
И народ повалил строить трайки – трициклы. Это понятно. Вряд ли отечественный мотопром будет их выпускать.
Но всё-таки чопперы продолжают создавать. У кого-то это «проба пера». А у других – образ жизни.

P.S.
Статья опубликована в журнале "МОТО-177", №1, апрель (гл. редактор Андрей Чередниченко).

 


Рецензии
"Без кастомов мотомир не мотомир" - Карюха, вот прочла, и поняла, это на самом деле так. То есть ты, можно сказать, озвучил основную идею моей жизни, сформулировав её в этой зачемятельной фразе. Ура кастомам... кастамомам...каст...
Кароч, ты понЯл!:)

Галина Заславская   01.04.2009 18:25     Заявить о нарушении
А ведь без кастомов мотомир, и впрямь, не мотомир.
...
Кагда у чилавека, Галя, хароши кастом - в рестаран пускают!..

Карен Арутюнянц Вторая Попытка   02.04.2009 00:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.