Охота на Хоттабычей

В чеченской столице открыт Центр исламской медицины




МЕДИЦИНА ПРОТИВ ДЖИННА
Событию в республике придается особое значение. В торжественной церемонии открытия центра приняли участие президент Чечни Рамзан Кадыров, депутат Госдумы Адам Делимханов, а также руководители министерств и ведомств. Оно и понятно: ведь республика нуждается в медицинских кадрах, оборудовании, здесь остро стоит проблема охраны здоровья людей, особенно в отдаленных и труднодоступных районах…

Тут, правда, следует оговориться. Для тех, кто не разбирается в тонкостях, разницу между исламской и традиционной медициной доходчиво разъяснил лично президент республики Рамзан Кадыров: «Направленность клиники связана с нетрадиционными методами лечения больных, страдающих психоневрологическими заболеваниями, более известными в народе как одержимость».

Опять-таки дело благое. Психоневрологическая помощь в регионе, который перенес две подряд войны (или контртеррористические операции - называйте, как хотите), приобретает особую важность. В поселке Черноречье Заводского района города Грозного уже успешно действует, например, республиканский реабилитационный центр для медико-психологической реабилитации больных, страдающих различными видами тяжелых заболеваний. Здесь помогают людям с травмами спинного мозга и нарушением функций опорно-двигательного аппарата (часто – последствия минно-взрывных ранений). Есть спортивный и тренажерный залы, бассейн, сауна.

Однако, оказывается, и это страшно далеко от исламской медицины. Как уточнил председатель духовного управления мусульман ЧР Султан Мирзаев, сотрудники центра «будут лечить людей, подверженных влиянию нечистой силы, посредством сур и аятов из священного Корана».

Проще говоря, клиника предназначена для того, чтобы изгонять из человека бесов. Или, в представлении мусульман – джиннов. То есть одним из основных направлений клиники будет так называемый экзорцизм. Как утверждают в муфтияте Чечни, необходимость в подобном центре назрела уже давно.

Многие местные священнослужители связывают это опять-таки с длительными военными действиями на территории республики: джинны, понимаете ли, обычно предпочитают скрываться в труднодоступных местах - лесах и горных ущельях. Но из-за постоянных обстрелов и бомбежек им пришлось покинуть привычные места обитания. Ну, достали уже: то муджахеды носятся, то федералы – и одно стреляют, а то норовят и гранатой долбануть!

Пришлось растревоженным старикам Хоттабычам перебраться в долину - поближе к цивилизации. Причем сами понимаете, с каким настроением джинны спустились с вершин. Охваченные гневом (к слову сказать, праведным), они вселяются в людей, выбирая, что характерно, в основном молодых и красивых. Человек становится агрессивным, перестает «дружить с головой», его начинают терзать болезни. Если вовремя не принять меры, несчастный либо сойдет с ума, либо умрет. А изгнать джинна из человека можно только с помощью Священного Корана. Традиционная медицина в этом случае бессильна.

КАВКАЗ - ДЕЛО ТЁМНОЕ
Не торопитесь, однако, скептически ухмыляться. Прежде всего, необходимо разбираться в непростой обстановке на территории республики. Психическая, психиатрическая, психоневрологическая помощь пострадавшим здесь находится на одном из первых мест. Регион перенес две подряд войны, и их последствия будут сказываться еще долго.

Сегодня многие жители Чечни пребывают в депрессивном состоянии. Во-первых, люди годами жили в обстановке страха, напряжения и неизвестности. Во-вторых, и сейчас республика испытывает множество проблем, которые одним махом не решить: огромная безработица, нехватка жилья, низкие зарплаты и проч. Все это  сказывается на психическом здоровье людей. Следует учитывать и менталитет чеченского населения, основную часть которого составляют верующие. Председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа, муфтий Кабардино-Балкарии Исмаил Бердиев подчеркивает: «В Чечне ислам не просто религия, а естественный образ жизни».

Поэтому на многие психические отклонения, депрессивные состояния накладывается религиозный отпечаток. Да, вера способна не только излечивать, но и провоцировать определенные симптомы заболевания. Если человек искренне верит, убедил себя, что в него вселился нечистый дух, что им овладел джинн, что его «сглазили», медицина зачастую бывает бессильна. «В медучреждениях, куда обращаются подобные больные, им ничем не могут помочь, поскольку их состояние не вписывается в обычные рамки и требует совершенно иных методов лечения», - говорят в муфтияте Чечни. То же самое заявил во время открытия Центра Рамзан Кадыров: «В республике много людей, которые ищут избавления от недуга в больницах, но все их попытки тщетны, бывают случаи, когда врачи не могут определить причину тяжелого состояния человека. Данная клиника создана для того, чтобы помочь этим людям избавиться от болезни нетрадиционными методами, к которым прибегают в республике не одно столетие».

Учитывать религиозный фактор советуют и специалисты по кавказскому региону. Заведующий отделом народов Кавказа Института этнологии и антропологии РАН Сергей Арутюнов заметил: «Роль религии всегда возрастает в момент общественной неустроенности – этот процесс естественен не только для ислама и вообще не только для религиозных обществ… Исламизация при Кадырове обеспечивает своего рода народную психотерапию».

С одной стороны, одержимости способствуют народные верования в джиннов. С другой - социальные потрясения и неурядицы заставляют верующих искать причины в происках злых духов. С этим же психически неуравновешенные люди связывают и собственные припадки, депрессии, истерические состояния, немотивированную агрессию. Таким пациентам может помочь действительно лишь опытный психолог-богослов, и никто иной.

Есть и еще один важный момент. Многие чеченцы, побывавшие в рядах боевиков и амнистированные, трудно вписываются в мирную жизнь еще и потому, что прошли жесточайшую психическую обработку со стороны опытных инструкторов-ваххабитов. Как утверждают специалисты, общий эффект такого непрерывного внушения создает особый тип «одержимых» личностей. Такой зомбированный человек готов на всё ради сохранения этих ощущений, в основе которых лежит религиозный фанатизм определенного толка. И здесь опять-таки не обойтись без опытного богослова-психиатра.


БЕЙ НОСТРАДАМУСА!
Но против чеченского народа ополчились не только злобные джинны. Джинны – это так, мелкие пакостники. В последние годы на территории Чечни развелось огромное количество всевозможных гадателей, «народных целителей», знатоков магии, колдунов и проч. Именно они взяли на себя психиатрическую (да и терапевтическую) «помощь» страждущим. Причем, разумеется, не безвозмездную. В результате подобной «терапии» люди не только не выздоравливают, но их недуги усугубляются. Мало того: шарлатаны в своих камланиях вовсю используют Коран, ссылаются на Пророка и т.д. Этим, по мнению муфтиев, они наносят огромный вред исламу, являясь, по существу, пособниками дьявола (Иблиса).

«Это чистая правда, - подтвердил мне молодой чеченец Амир, который учится в одном из ростовских вузов. – Такое впечатление, что в Чечне экстрасенсов на грядках выращивают. И каждый год снимают богатые урожаи. Я однажды тоже пошёл с сестрой к одной целительнице. Чего она только не творила: суры читала, записочки жгла, дым нам в нос пускала. А потом нагадала сестре богатого мужа, на том и разошлись».

Особое недовольство исламских священнослужителей вызывают гадатели. Мусульманская религия категорически запрещает предсказывать будущее – независимо от того, верно или неверно пророчество: считается, что в таких делах человеку помогает только нечистая сила.

Но люди все равно тянутся к мошенникам за душевным успокоением, надеждой на будущее, верой в выздоровление. Фактически это – спекуляция на человеческом горе.

Летом прошлого года муфтият Чечни пригрозил, что разберется с мошенниками, которые занимаются профанацией мусульманского учения. Для борьбы решено было создать специальные комиссии, о чем публично заявило Духовное управление мусульман. Однако вняли не все. Духовным отцам пришлось, как говорится, закатать рукава и лично приняться за искоренение порока, вспомнив опробованный на советской практике опыт народных дружин.


В октябре прошлого года представители муфтията провели показательный рейд в Аргуне – третьем по величине городе Чечни. «Акция направлена на выявление лиц, занимающихся колдовством, гаданием, предсказанием и псевдолечением с использованием сур из Священного Корана», - объяснили сотрудники муфтията. Во время рейда у разоблаченных шарлатанов изъяли литературу с описанием методов воздействия на психику человека, наведения порчи, сглаза и т.д. Члены экспертного совета при духовном управлении мусульман подтвердили, что она противоречит нормам ислама и наносит вред здоровью правоверных. Шесть человек, занимавшихся колдовством, гаданием и целительством, были официально предупреждены.


ЛОВКОСТЬ СУР – И НИКАКОГО МОШЕНСТВА
Так что нынешнее открытие Центра исламской медицины - логическое продолжение борьбы за психическое здоровье мусульман. С одной стороны, их защитят от шарлатанов, которые лечат людей чтением сур и аятов Корана, с другой – излечат пострадавших при помощи тех же сур и аятов. И никакого противоречия тут нет. Как растолковал муфтий Чечни Султан Мирзаев, лечением теперь будут заниматься не какие-то там аферисты, а специально подобранные 15 молодых алимов, прошедших специальную аттестацию. Алимами называют богословов, имеющих глубокие познания в исламе, ученых людей.

Другими словами, произошла духовная монополизация. Изгонять джиннов теперь будут не все, кто попало, а те, кому положено. Остальным, как в известной песне Высоцкого про того же джинна – «кроме мордобития, никаких чудес». Кстати, о мордобитии. Как пояснил один из представителей исламского духовенства, сведущий в делах изгнания нечистой силы, «при лечении одержимости помогают суры Аль-Фатиха, Аль-Фаляк, Ан-Нас, Аль-Ихлас и аят аль-Курси, а также все ученые мужи рекомендуют побивание и другие действия, которые помогают выведению нечистого духа и не противоречат Шариату».

«Центр исламской медицины Чеченской Республики станет крупнейшим в Европе», - гордо сообщил муфтий Чечни. Он явно поскромничал: такого центра нет нигде в мире.

«Я никогда не встречал ничего подобного, хотя бывал не раз и в Саудовской Аравии, и в Египте, и в Турции, и в Марокко, и в Иране, - сказал в беседе со мной главный муфтий духовного управления мусульман Ростовской области Джафар Бикмаев. – Мне не приходилось сталкиваться с излечением одержимости в столь организованном порядке».

Нет, Центры исламской медицины, разумеется, существуют. Например, в Кувейте, в стране с одной из самых развитых систем здравоохранения. Но там этот уникальный центр занимается изучением и применением традиционных методов лечения. Так называемая исламская медицина действует не только в Кувейте, но и в Египте, Саудовской Аравии, Иране, Пакистане и других странах, исповедующих ислам. Однако речь идет именно о совершенствовании медицины в привычном смысле слова.

Кодекс исламской медицинской этики трактует такие этические вопросы, как врачебная тайна, милосердие и сочувствие, отношение врача к пациентам, проведение экспериментов на людях. Исламские врачи с позиций мусульманства рассматривают острые проблемы: суррогатное материнство, определение пола будущего ребенка, допустимость эвтаназии. Но до создания государственных клиник по борьбе с джиннами никто в исламском мире еще не додумался. Это, так сказать, чеченское ноу-хау.

«Борьба с одержимостью – святое дело, - говорит Джафар Бикмаев. – Но мне кажется, это – не массовое мероприятие, а дар, ниспосланный отдельным людям. Исламская медицина – нечто другое. Это – великое наследие Абу-Али ибн Сины, именем которого называют многие крупные медицинские центры. Это – трактаты средневековых мусульманских ученых, мудрости которых до сих пор поклоняется весь мир. Тело врачуют не только молитвы, но и лекарства».

Что касается чеченского студента Амира, он выразился более определенно:
«Меня эта затея пугает. Особенно когда я слышу от муфтия Мирзаева, что в центре исламской медицины предусмотрено стационарное лечение. Возникает вопрос: кто будет направляться в этот стационар? Кто будет определять «одержимость»? По каким критериям? Все это напоминает недоброй памяти советскую эпопею с психушками для диссидентов».

Старик Хоттабыч в роли Валерии Новодворской – это действительно сюжет для хорошей истории болезни…

А ВОТ ЗДЕСЬ ВСЁ ТО ЖЕ, НО С МАССОЙ ЗАБАВНЫХ ИЛЛЮСТРАЩЕК -

http://aleksid.livejournal.com/11960.html


Рецензии
Ох уж эта Долгопольская!
Не я один ея жертва!
Живя в культурной Германии, встречал лечение тяжёлой депрессии при помощи Библии. Так что мракобесие везде есть.Но не на государственном уровне, конечно!
Читаю Вас с интересом.
Юрий Фельдман

Юрий Фельдман   10.09.2009 16:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий.

Очень жаль, что у меня не получается в последнее время заниматься художественной прозой.

Зато сейчас пишу потрясающее исследование о классических блатных песнях! Вернее, сборник классического блата с подробными комментариями - историческими экскурсами, толкованием понятий и слов, разъяснением "этнических" особенностей, вариантами и т.д.

Я думаю, это будет бомба.
Надеюсь, в следующем году выйдет в одном из московских издательств. Если Бог попустит :))

Фима Жиганец   10.09.2009 16:48   Заявить о нарушении
Если не сочтёте за наглость и навязчивость, хотел бы посоветовать ещё это -

http://proza.ru/2008/09/01/385

и это -

http://proza.ru/2009/02/08/664

Тоже по Чечне и тоже с юморком :). Знаете, не люблю разных ужастиков, хотя и их нагляделся...

С уважением

Александр

Фима Жиганец   10.09.2009 16:53   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Александр!
Думаю, это какое-то недоразумение, но, судя по всему, два моих электронных письма к Вам остались без ответа.Может не дошли? Я писал, что работал 8 лет в "Крестах" психиатром, что нашло отражение в моих Записках и Плотнике.
Я ещё раз приглашаю Вас На мою страничку в прозе. ру и мне очень важно прочитать Ваше мнение.
Мне интересно что и как Вы пишите!
Ваш Юрий Фельдман

Юрий Фельдман   13.09.2009 00:20   Заявить о нарушении
да, ваши письма, увы, до меня не дошли.
на страничку обязательно загляну - но чуть позже, с вашего позволения.

спасибо за лестную оценку.

С уважением
Александр

Фима Жиганец   13.09.2009 11:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.