Особенности национального банковского сервиса
Все больше читаем мы умных статей и все чаще слышим многозначительные разговоры о применении современных информационных технологий в нашей жизни. Было во всеуслышание объявлено о том, что государство наше начинает строительство "силиконовой долины".
Случайно ли прижился в высоких правящих кругах нашей бюрократии этот термин, являющийся всего-навсего неправильным переводом названия североамериканского центра компьютерных технологий, который, в силу технологических особенностей производства компьютерных систем, получил, среди американцев, название "Кремниевая долина"?
Думается, не случайно. Так же как некрасивая женщина, используя силикон, может создать видимость того, что она неплохо сложена, так и "силиконовые" технологии помогут нашему обществу казаться современным обществом с высоким уровнем информационной культуры.
Да, всего лишь казаться.
Мною, в прошлом году, была предложена главной нашей газете статья на эту тему. Я полагал, что, поскольку в стране объявлена кампания компьютеризации и информатизации, это ведущее государственное издание должно стоять на страже интересов государства. Потому что, без проведения большой работы по повышению уровня информационной культуры экономистов и менеджеров всех уровней, деньги, вложенные в строительство офисов для "силиконовой долины", будут потрачены впустую.
Однако, после длительного молчания, мне позвонили из редакции и сообщили, что написанное мною не будет понято многочисленными читателями этой газеты, поскольку затрагиваемые вопросы слишком сложны для их понимания.
Удивило, конечно, что газета так невысоко оценивает интеллектуальный уровень своих читателей. Но дальнейшее показало, что удивлялся я зря.
Совершенно неожиданно, мнение редакции было подтверждено документально. Подтверждено Постановлением правления Национального Банка. Те формы платежных документов, которые были введены в действие этим постановлением с мая 2006 года, и то, как это было сделано, не оставляют места для сомнений. Все-таки не поняли!
Ничего не могли понять и клиенты банков, когда, в один прекрасный день, увидели в руках операционистов… линейки. Вот тебе, бабушка, и силиконовая долина! Прогресс дошел до того, что впору вводить в наших банках новые должности, назвать которые можно было бы, например, "линейкоизмеряльщик". А как еще можно назвать человека, обязанностью которого является измерение, посредством инструмента, называемого линейкой канцелярской, размера граф в платежных документах. Добавим, что обязанность эта не простая, поскольку указанные в постановлении размеры абсолютно не соответствуют тому, что видит потрясенный клиент банка, когда смотрит на образцы документов, приведенные в этом же самом постановлении.
Но, тем не менее, линейкоизмеряльщик должен быть неумолимым и бдительным. Каждого, у кого суммарная погрешность размеров всех граф, в какой-нибудь строке документа, больше пяти миллиметров, надо отправить обратно, не обслужив.
Зато можно взять бланк, напечатанный в типографии и внести туда информацию с помощью печатной машинки или даже просто шариковой ручки.
Бросается в глаза очевидная бессмысленность происходящего.
Однако банковские работники придумали еще один аргумент: требуемая ими точность размещения граф документов необходима для того, чтобы информацию можно было ввести в компьютер с помощью сканера.
Возможно, не все читатели знают, что такое сканер. Это, практически, то же самое, что и ксерокс. Разница в том, что ксерокс создает изображение исходного документа на бумаге, а сканер размещает это изображение в памяти компьютера.
Подчеркиваю, что при сканировании документа мы получаем только его изображение, а не информацию, которая в нем содержится. Для того, чтобы получить возможность полноценно обрабатывать эту информацию, нужно приложить еще немало труда, в том числе и ручного.
Мы с сожалением смотрим на сборщиков мусора, которые, вместо того, чтобы, собирая отдельно стекло, металл, бумагу, пищевые отходы и др., получать затем ощутимую прибыль от их использования, смешивают все вместе, создавая при этом неприятно пахнущую кучу. И затем государство вынуждено нести дополнительные затраты для утилизации подобных куч.
А теперь посудите сами – вводя информацию в компьютер, мы получаем ее в разумно организованном виде. Превращая, затем, эту информацию в бумажный документ, а затем, с помощью сканера, в картинку, мы смешиваем в одну кучу и данные и элементы оформления, то есть поступаем, по сути дела, так же, как и неразумный мусорщик, которому совершенно безразлично, сможет ли кто-нибудь, в дальнейшем, использовать результаты его труда.
Многие видели, наверное, кинокомедию середины прошлого века, часто повторяемую по телевизору, в которой речь идет о девушке, у которой то ли адреса нет, то ли гитары… Чего-то там, в общем, у этой девушки не хватает.
Тем не менее, у этой девушки хватило ума, чтобы понять, насколько бессмысленной является работа сотрудников показанного в фильме учреждения. Если помните, их работа заключалась в том, чтобы получить из другого учреждения документ, переписать его, положить переписанное в папку, а сам документ отправить в очередное такое же учреждение.
Так кому и зачем нужно было издавать постановление, превращающее банковские учреждения в бестолковые заторы на пути финансовых и информационных потоков?
Хотя, думаю, нельзя не согласиться, что "изобретение" новой формы документа – очень удобное изобретение. Оно удобно для "изобретателя" тем, что создается видимость активной работы по совершенствованию банковской системы. И, при этом, нельзя не заметить всей значительности проведенной работы. Ведь, в результате, были "поставлены на уши" бухгалтера всей страны.
"Формотворцы" словно вдруг очнулись от полувековой спячки и решили "натворить" как следует, чтобы компенсировать все, что проспали.
Кстати, не так давно, опять же по телевидению, была показана передача о том, как некая разведка ( кажется, английская), положила под куст, растущий в городе-герое Москве, хитрое устройство, замаскированное под обычный камень. Предназначено было это устройство для обмена информацией с проходящими мимо английскими шпионами.
Даже представить себе трудно – обмениваются информацией с каким-то там камнем, в который, как ни старайся, не засунешь канцелярскую линейку, не говоря уже о девушке, которая могла бы этой линейкой очень точно измерить толщину полученной информации. Вот до чего дошел прогресс!
И, что особенно поразило, так это показанное во время передачи платежное поручение, которым иностранные шпионы перевели деньги для своих помощников. Этот простенький, в несколько строк, листок бумаги, на котором невозможно, как бы сильно ни хотелось этого, хоть что-нибудь измерить линейкой.
Конечно же, документ такого вида не мог оставить равнодушными наших формотворцев. Они решительно сказали свое "нет" зарубежным проискам и придумали такие бланки платежных документов, которые надолго отобьют у иностранных шпионов желание пользоваться услугами наших банков. Ведь известно, что "тупые" иностранцы просто неспособны нарисовать бланки, которые прошли бы строгий контроль наших линейкоизмеряльщиц.
Так наши банки, измеряя их платежи линейкой канцелярской, парализуют работу иностранных разведок. Действительно, какой же шпион станет шпионить если ему не перечислят денег?
Иногда я задумываюсь, как еще можно помочь нашим банковским работникам в их трудной борьбе с клиентурой. Ведь следующий шаг должен быть не менее эффективным и не менее оригинальным.
Может, посоветовать им внедрить в своих банках обязательное измерение расстояния от пупка до носа? Для всех клиентов!
А может, изобрести еще что-нибудь, покруче? Не сомневаюсь, что нам удастся сделать это.
Надо только подумать как следует!
Свидетельство о публикации №209031600009