Не жить, а приспосабливаться

               
Размышления о  сегодняшней жизни.

В последние годы всё чаще задаю себе обычный житейский вопрос: как долго мы будем жить в России по милости Божьей, продолжая повторять свои ошибки, навлекая на себя всё новые и новые испытания?
Почему же история не учит нас с годами уму - разуму и где кроется ответ на этот, казалось бы, простой вопрос?
Отрекшись в своё время от того, что строили наши предки почти тысячелетие, мы создали образ «нового мира», который в определённый момент рухнул как карточный домик, образовав вокруг одни развалины. Где в жуткой пыли, грязи и копоти скрылись духовные, нравственные ориентиры, обрекая великую Державу на разграбление, как от внешних, так и внутренних врагов. Причём масштабы этого разграбления не знают аналогов в мировой истории. Ещё будучи президентом России, В.Путин назвал события 1991 года величайшей геополитической катастрофой в мире. И, действительно, по своим последствиям ХХ век оказался для нас хуже нашествия монголов. Чего - чего, а удивлять Россия могла всегда, но чтобы так! Такой поголовной деградации государственной власти не то что в России, ни в одном государстве мира ещё не было. История нашего Отечества оказалась низвергнутой и невостребованной. Начался «новый» этап в жизни государства. В связи с чем хотелось бы заметить, что Отечество и государство - не одно и то же. Отечество всегда оставалось и остаётся категорией вечной в истории всего человечества. Это понятие включает в себя территорию со всеми природными богатствами и народ или народы, населяющие её, их образ жизни, традиции, веру, культуру и нравы. Всё это в Отечестве эволюционирует в соответствии с общим развитием мира, причём происходит эта эволюция без насилия и угнетения.
Государство же представляет собой инструмент насилия и принуждения населения к соблюдению устанавливаемых им, государством, правил и законов. Или как говорил И.Ильин: «Государство есть строй жизни и живая организация народа». Надо сказать, что в одном и том же Отечестве типы государственного устройства могут меняться. Это зависит от того, какая социально - политическая группа придёт в обществе к власти и будет диктовать свои условия гражданам. С 1991 года наше Отечество стали называть демократической республикой. Власть клятвенно заверяла, что именно она является выразительницей интересов народа.
Но дальше слов дело не шло.
Оказалось, что власть служит, но служит не интересам народа, а олигархической верхушке.
Воспарив над нефтяными и газовыми скважинами, новые хозяева забыли не только о стране, но и о народе, о её культуре, традициях. По- другому и быть не может, поскольку в оффшорах у «хозяев» не только деньги, но и головы. Книги, писанные великими писателями о духовных, нравственных устоях, оказались слабее жажды наживы для правящей верхушки, благодаря которой мораль и нравственность перешли в нашем обществе на нелегальное положение; они стали считаться не достоинством, а слабостью человека, признаком его неумения приспособиться к новым реалиям. А между тем созданная олигархами благоприятная почва: наркомания, алкоголизм, распутство, преступность, нищета - всё сильнее и сильнее охватывает Россию и косит под корень поколение за поколением, причём посильнее любой локальной войны. О «вложениях в человеческий капитал» мы слышим только на выборах от политических партий, да и то не всех…
Наш золотовалютный запас растёт из года в год. Казалось бы, что золотой дождь, выпавший на нашу страну должен создать благоприятные условия для стабилизации и дальнейшего улучшения жизни, а нет. Не тут-то было Чем больше денег, тем с каждым годом всё хуже и хуже жизнь народа. Впрочем, ничего удивительного нет: «наши» государственные мужи заняты не улучшением жизни народа, а разведкой всё новых и новых месторождений: нефти, газа, золота, алмазов, чтобы ещё больше набить свои карманы, чтобы ещё больше вывезти денег за рубеж, где можно было бы обустроить свою жизнь и жизнь своих близких.
Благодаря таким «спасителям» по качеству жизни мы уже уступаем таким странам как Бразилия, Мексика и даже странам южной Африки. Да и как может быть иначе, если мы всё ещё остаёмся сырьевым придатком всего цивилизованного мира.
То, что теперь делается в России, заметил в своё время известный учёный, публицист А.Фет, это не капитализм, а утопический эксперимент «социального» дарвинизма; и трудно сказать, во что он обойдётся многострадальной России.
 «Если стяжание становится для человека или народа смыслом жизни, сочетается с жестокостью, несправедливостью, гордыней, глухотой к страданиям ближних, то оно, несомненно, является греховным», - сказал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии ХI Всемирного Русского Народного Собора.
Как выдержать, как выстоять в этом хаосе русскому народу? Как сохранить единый, могучий дух предков? Как выстроить дом духовный, чтобы устроено - уютно там жилось душе среди навязанной нам бесовщины? Так и хочется спросить: «Русь! Куда же несёшься ты от народившегося человечества, углубляя и углубляя духовную и социальную катастрофу?».
Чтобы разобраться во всём этом, недостаточно иметь образования и осведомлённости. Необходим политический опыт, которого, к сожалению, лишены как образованные, так и менее образованные люди, или, как их любят называть наши вожди, - массы. К великому сожалению, народ в России давно уже стал разменной монетой для разного рода политических сил, которые перед выборами стараются заручиться как можно большим количеством голосов доверчивых избирателей
Русский философ Иван Ильин в своей книге «Почему мы верим в Россию» писал: «Надо вдуматься и представить себе всё отчётливо. Тридцать - сорок лет подряд голодом, страхом и пыткою людей отучали от самостоятельного мышления, от политической и хозяйственной инициативы, от ответственного решения; и с утра до вечера, от рождения до смерти людям забивали души мёртвыми и ложными схемами вульгарного марксизма и пошлостями «диамата». Каких граждан, каких демократов готовила этим коммунистическая власть? Не граждан, а рабов тоталитарного государства; не политиков, а до смерти напуганных карьеристов; не деятелей, а пролаз и доносчиков готовил советский режим; людей, совершенно лишённых государственного кругозора и честного, - да, именно честного, опыта и самостоятельного, да, именно самостоятельного, разумения». И далее Ильин пишет: «Участнику демократического строя необходимы личный характер и преданность родине, черты, обеспечивающие в нём определённость воззрения, неподкупность, ответственность и гражданское мужество. Нет этого - и он пустое место, картонный кирпич в стене, гнилое бревно, проржавевшее кольцо в цепи, заранее обеспеченный предатель…»
 Понятно, чтобы избавиться от этого страха и равнодушия нужно время. Но надо понимать, что это время уже работает против человека, против личности. Поколение за поколением наследует страх, безразличие, равнодушие и беспробудное пьянство. Мы опять ходим на митинги, демонстрации, хлопаем в ладоши, злорадствуем перед экраном телевизора…, а нам всё обещают и обещают «златые горы» и просят поддержать на выборах, (т.е. просят власти, причём власти бесконтрольной), и если поддержите, говорят они, (т.е. дадите нам власть), уж мы тогда…И мы отдаём власть, жертвуя своим суверенитетом, не требуя ничего в замен, не настаивая на гарантиях выполнения обещаний. В народе говорят, что «простота хуже воровства». Получается, что нашей добротой пользуются все политические проходимцы, а проще говоря - воры, и мы этому потакаем.
Конечно, очень многое сегодня зависит от молодёжи. За овладение её сознанием, уже сегодня, ведётся борьба многих враждебных России сил.
Политическая пропаганда то и дело «промывает мозги» средствами массовой информации, особенно телевидением. Вот уже как лет 18 телеэкран превращается в мощный инструмент управлением сознанием, а молодёжи много ли надо, да и не только молодёжи…
Совсем недавно меня пригласили в один из лицеев города Красноярска, а точнее в 5 «б» класс на беседу с ребятами о добре и зле.
Первый мой вопрос к внимательным слушателям, а их было 25 человек, я сформулировал так: «Чего больше в нашем обществе в настоящее время - добра или зла?»
Ответ буквально потряс меня. Все, как один, ответили: - больше зла.
Скажу честно, я просто не ожидал такого ответа, ибо он ставит, под вопрос, всё государственное устройство.
Не знаю кому, но я хочу задать вопрос: «зачем нужны социальные институты в обществе, если дети 11лет говорят, что зла в этом обществе больше, а добра меньше?» Получается, что в обществе действуют отношения не свойственные духовным, нравственным принципам развития человеческого общества. В таком случае, в каком же обществе мы с вами живём? С чем нам идти вперёд, если уже в детстве «рассматривание зла» оказывает разрушительное влияние на духовную атмосферу общества и мира, тем самым, нарушая духовное равновесие детской психики.
Один из кандидатов на пост президента России в 2007 году сказал в своём выступлении: «..Пусть молодёжь приспосабливается к окружающему нас миру…» Хочется спросить: - к какому миру? Миру лжи, насилия, бездуховности, вседозволенности, безбожия? Миру, где всё продаётся и покупается: от нефтяных скважин до орденов, званий, девичьей чести, совести, политических взглядов? Миру, где 10 летний подросток, насмотревшись ужасов по телевидению, убивает своих родителей и сестру? Миру, где старшеклассники насилуют младших школьников, где учащиеся восьмого класса убивают своего учителя, снимая всё это на видео для того, чтобы «всё это» разместить в Интернете и «захлёбываться» от радости содеянным? Приспосабливаться - значит жить по понятиям, а не по законам. Правильно ли это?
Созданные в государстве проблемы должны решаться не сами по себе, и не с помощью вранья и цинизма многих чиновников, они должны решаться, прежде всего, при условии русского Духа и самосознания, учитывая традиционные национальные духовные ценности. И, прежде всего, православной культурой, без которой здоровую душу воспитать невозможно.
«Кто желает воспитать ребёнка, - писал в своё время И.Ильин,- тот должен пробудить и укрепить в нём духовность его инстинкта. Если дух в глубине бессознательного будет пробуждён и если инстинкт будет обрадован  и осчастливлен этим пробуждением, то в жизни ребёнка совершится важнейшее событие, и дитя справится со всеми затруднениями и соблазнами предстоящей жизни. Но если в детстве это не состоится, то впоследствии всякие уговоры, доказательства и кары могут оказаться бессильными, ибо инстинкт со всеми его влечениями, страстями и пристрастиями не примет духа и не сроднится с ним: он не будет узнавать и признавать его, он будет видеть в нём врага и насильника. Это будет означать, что инстинкт утверждает в себе «волка; он знать не знает «ангела» и отвечает на его появление недоверием, страхом и ненавистью. В этом и состоит секрет воспитания, его живая тайна».
Духовное, Божественное чувство нужно укреплять в ребёнке с первых дней жизни, а не тогда, когда они попадают в спецприёмники, интернаты, детские дома и.т.д., насмотревшись и навидевшись не только пошлости, но и несправедливости, и в первую очередь со стороны взрослых «делающих» этих детей «волками». Великая сила и энергия сокрыта в нашем народе. Только нужны честные и совестливые государственные люди, способные повести за собой свой народ. Не «государственные младенцы», - как говорил в своё время Салтыков Щедрин, занятых собственными проблемами и вращающихся всегда возле «чего-либо», а именно государственные люди. При этом нам нужно всем Декартовское cogito ergo sum =  «я мыслю» = следовательно, я существую. Наконец - то людям нужно понимать, что они не винтики, и не кирпичики, как это пытаются внушить некоторые «вожди», и по сей день, а личности, способные проложить свой путь в бытие по истине и по совести. Ведь уровень ценностей - лишь одна из немногих составляющих, что образует содержание жизни человека. Сегодня приходится концентрироваться целому народу, чтобы просто выжить, преодолеть трудности, не впадая в разложение. И закон совести, при этом, играет самую важную роль. К великому сожалению многие наши так называемые «интеллигенты» вычеркнули из своего обихода данный термин.
 Когда мы видим предвыборную борьбу наших политиков, то мы чувствуем, что задыхаемся от отвращения ко всем их низостям - и поверьте, нет тех аргументов, которые бы заставили нас признать их деятельность «политической»: она остаётся бесстыдной и преступной. По - другому и быть не может: сегодня власть строит капитализм. Украл подросток коробку китайской лапши с прилавка – вор, получи пять лет колонии. Украл олигарх очередной миллиард - финансовый гений. Такие нынче порядки и правила. Выход один: только активная позиция граждан приведёт к перелому в этой не простой и порядком запущенной проблеме. Каждый гражданин великой России должен сказать своё веское «нет» тем, кто предлагает вместо духовных ценностей - временную жизнь под девизом - «Бери от жизни всё. Не дай себе засохнуть». Выбора у людей нет и вряд ли будет в ближайшие годы. Всё, что делается без души и сердца, не имеет перспективы и обречено на провал, этому нас учит история. Жить надо по - Божьи…Причём жить правдой, а не кривдой. На этом Россия строилась и держалась веками. Вот почему, когда русский человек хочет образумить другого человека, он говорит ему: «Побойся Бога!» А укоряя, произносит слова: «Бога в тебе нет!» Ибо только имеющий Бога, в себе носит, в своей душе живую любовь и живую совесть: две благороднейшие основы всякого жизненного служения. Это воззрение нашло своё выражение в указе Петра I, начертанном на Зерцале: «Надлежит пред суд чинно поступать, понеже суд Божий есть, проклят всяк, творя дело Божье с небрежением». На этом воззрении воспитывались целые поколения русских людей, принёсших славу своему Отечеству.
Хочется быть уверенным, что в этот сложный исторический момент для России обращение к Православной вере поможет нам обрести дух, честь, достоинство и национальное самосознание.
Для всего русского народа из глубины веков доносятся сегодня до нас слова митрополита Иллариона: «Встань, отряси сон, ибо не умер ты, но спишь …»


17 мая 2008г.


Рецензии