Возможны варианты

Вся страна занималась обменом своих квартир. Это было единственной возможностью для людей улучшить свои жилищные условия. Ведь частной собственности на квартиры еще не было. Просто продать свою квартиру, и купить новую было невозможно. Кооперативную построить - дорого и долго.
Только поменяться.
Для семьи, где дочка вышла замуж, это было единственной возможностью создать ей и себе человеческие условия.
Спрос на маклерские услуги был огромен. Но… профессии «маклер» не существовало.
Это как с проституцией: проститутки были, а проституции нет. Как с евреями: евреи были, а еврейского вопроса не было.   
Забавно! Как могут быть евреи, и не быть еврейского вопроса? Абсурд!
Существовало в городе квартирное бюро, куда можно было дать заявку, и… ждать.
Конечно же, оно работало, как любое советское учреждение.
Маклеры, тем не мене, были.
Они собирались около Железнодорожного вокзала. Весь город знал это место.
Туда приходили те, кто искал обмен, но не только… Приходили жулики. Жулики, как наиболее энергичная часть общества, создавали дурную славу этому месту и, конечно, маклерам.
Часто туда приходила милиция с облавой. Жулики убегали, а честные маклеры… Как всегда!
Когда я открыл кооператив, я пригласил всех маклеров к себе.
Теперь маклеры превратились в «уважаемых людей», надели галстуки, и английские костюмы… У каждого было своё рабочее место!
Я снял огромный зал на 30 рабочих мест.
Маклеры принимали людей официально, заключали с ними договора. Я эти договора утверждал. Вёлся учет всех сделок.
Для того, что бы предоставлять услуги широкому кругу людей, мы разработали специальную программу для ЭВМ, позволявшую строить обмены по 35 показателям квартиры. Там учитывались все требования, которые могли придумать люди.
На арендованном у какого-то Вычислительного Центра времени, мы делали подбор вариантов «ищу-имею». Эти расчеты мы продавали людям, буквально, за несколько рублей. А услуги маклеров стоили, конечно, гораздо дороже. От 100 руб. до …
По таким расчетам люди, бывало, могли обменять однокомнатную квартиру на двух- и даже трехкомнатную! И всё это за 3-6 рублей!
Я очень гордился этими расчетами – свидетельством классной программы. Постановку задачи мы сделали сообща с лучшим маклером всех времен, Славиком.
Славик имел фантастическую память. Он помнил все дома в Киеве. Он знал из какой квартиры окна выходят на мусорник, сколько метров от какого дома до остановки трамвая. Он держал в голове миллиарды вариантов. Гений! Он очень был похож на Эйнштейна: такая же шевелюра, и такие же добрые, собачьи глаза… Гений.
Расчеты, сделанные на ЭВМ ЕС-1045 (тогда еще РС не было), помогали и маклерам находить, иной раз, 24-х ступенчатые обмены квартир, в том числе, междугородних! Надо было видеть работников квартбюро, когда к ним заваливала толпа из 24-х семей!
В начале государство установило налог для кооперативов – 3%. Все исправно платили. Через год – 17%... Продолжили платить.
Потом налог стал 35%! Начали искать возможность не платить!
И такая возможность нашлась. «Кто ищет, тот всегда найдёт»!
Я нашел, что кооперативы, которые ухаживают за инвалидами, налог не платят…
Тогда я набрал социальных работниц, договорился с крупными предприятиями о том, что наш кооператив будет ухаживать за их пенсионерами, и таким образом, перестал платить налоги вообще…
Мои маклеры были счастливы, социальные работницы еще больше, пенсионеры радовались прекрасному уходу, предприятия имели благородный вид.
Но государство подумало, подумало, и ввело для всех налог - 60%...
Вот, тут мы и обанкротились… Потому что налог установили ретроактивно, задним числом!
Но к этому времени банкротство было нам уже не страшно! Мы почти всем кооперативом уже оформили документы на ПМЖ…
Было пару случаев интересных, которые навели меня на мысль, что иметь дело с друзьями и родственниками – самое трудное и неблагодарное дело!
Ко мне пришла моя знакомая, и попросила выделить ей для обмена самого-самого лучшего маклера.
- Маклер – дорогое удовольствие: он возьмет с тебя не менее 100 рублей!
- Я готова заплатить!
- Сначала попробуй взять распечатку с ЭВМ, и проверить: вдруг есть обмен! Это будет стоить всего 6 рублей! Если не получится, я дам тебе маклера, и сделаю скидку на эти 6 рублей!
- Нет! Дай мне маклера. Я тороплюсь.
Этот диалог повторился несколько раз. У неё даже создалось впечатление, что я не хочу почему-то ей помочь…
- Ладно. На тебе маклера.
Она села с ним, и заключила договор. На 100 рублей.
Я договор утвердил и учинил печать.
Не успокоившись, я дал поручение оператору включить эту квартиру в расчет, и выдать моей знакомой этот расчет с вариантами обмена. Бесплатно. Знакомая же.
Через пару дней, когда моя подружка пришла зачем-то к маклеру, оператор отдала ей расчет.
Через две недели обмен состоялся. Маклер получил своё, я получил с этого договора 4 рубля (моими деньгами были 4% от того, что заработали маклеры).
Еще через месяц ко мне пришла моя знакомая. Она была, как грозовая туча!
- Верни мне 94 рубля!
- С откудова? За что?
- Я вчера посмотрела распечатку, и обнаружила, что маклер мой обмен взял из этой распечатки!
- Конечно, это могло быть: маклеры платят за распечатки по внутреннему хозрасчету. Пользуются ими при подборе вариантов. ЭВМ на службе у народа! – безнадежно пошутил я.
- Но я же сама могла взять распечатку! И договориться об обмене без маклера!
- Так я же тебе предлагал рассмотреть её! И дал тебе её два месяца назад! Почему ты только вчера её посмотрела, когда живешь в новой квартире уже целый месяц?
- У меня раньше времени не было!
- Ну, за это и заплатила!
Она ушла в полной уверенности, что я ей должен!
Второй раз мне позвонил мой однокашник, и сказал, что у него умирают бабушка и дедушка! Тот редкий случай, когда в один день умирают оба!
Пропадает трехкомнатная квартира!
- Помоги сделать внутрисемейный обмен! Сегодня! Завтра будет поздно!
Я свистнул всех маклеров. Они собрались вмиг, и решили, что делать будет всё Фаина.
Фаина женщина эффектная, с  невероятным  бюстом.
Её связи в исполкоме и прочих организациях были огромны, и, конечно,  во многом благодаря этому самому бюсту.
Маклеры оценили сделку в 600 рублей. (с учетом взяток, найма такси на весь день и проч.)
В конце дня Фаина налегла на меня всей грудью, и сказала, что для меня она и не такое может сделать! Я чуть не задохнулся, но от радости за однокашника выстоял.
На следующий день мне позвонил однокашник. Дедушка и бабушка таки умерли! Я поздравил его с тем, что квартира все-таки спасена! Но он мне в ответ сказал:
- Ты, конечно, сделал это, но я от тебя не ожидал, что ты можешь наживаться на товарищах!
- Что же я нажил?
- Не знаю. Тебе видней! Только за день заработать 600 рублей – это наглость! У меня зарплата 160 в месяц!
- Но ты же договор подписал!
- Я был в таком состоянии, что мог подписать всё, что угодно!
- А ты знаешь, сколько маклеры взяток дали, чтобы в один день...
Вот, такая логика.
Это было время, когда  стали возможными варианты:  жить  при капитализме,  но оставаться всё ещё в развитом социализме…


Рецензии
В ступоре от предыдущей рецензии. Я давно знаю про, мягко говоря, неадекватность этого рецензента, но никак не могу привыкнуть. У него, по всей видимости, есть список "рецензий" на все случае жизни и он, копируя, давно перестал чувствовать их нелепость.

А Ваш текст замечателен и познавателен, Владимир!
Его надо придавать огласке всюду, где он ещё ей не предан.
Вообще, вынуждена признаться, что обывательская ментальность нынче настолько порочна, что удивляешься самым логичным вещам. Например тому, что в кооперативе, пусть даже с целью ухода от налогов ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ухаживают за инвалидами, а не только на бумаге...
С уважением,

Фарби   16.08.2010 10:30     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Дорогая Фарби!
Какое это было замечательное время!
Это время, когда можно было почувствовать себя мужчиной!
Не сидеть в тухлом КБ на 140 рэ в месяц, а заняться делом, приносящим и удовольствие, и деньги, и радость людям!
Ухаживание за инвалидами было делом сложнейшим!
Сам контингент особенный. Больные люди очень тяжелые для общения.
Мало того, начав ухаживать, нельзя их оставить! Они же беззащитны более чем дети!
А социальные работники? Хорошо, если попались честные... А если не Матери Терезы? И обчистят инвалида!
Ой! Разные бывали.
Были специальные люди, которые внушали соц. работницам обязательность соблюдения Восьмой Заповеди: "Не кради"! Иначе, больно... и накладно.
...Но всё это - жизнь.
И какая же интересная!
Спасибо, Фарби! Чка! :-)))
Я вспомнил, и на душе стало хорошо.

Владимир Либман   17.08.2010 11:43   Заявить о нарушении
Некоторое время я работала в хэседе территориальным куратором, где у меня было около 450 стариков-инвалидов, так что со спецификой общения с ними я знакома. Мы ладили.)
Да жизнь разная...

Фарби   17.08.2010 13:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.