Спектакль Мольер, Театр Сатиры, 15. 03. 2009 года

Постановка Юрия Еремина по произведению Михаила Булгакова "Кабала святош (Мольер)"

Смешение времен, а с ними и стилей, и нравов: от мольеровских  60-х - 70-х годов семнадцатого века до 70-х годов двадцатого века. Изысканно роскошные, шуршащие платья дам с множеством застежек, бантов, кружев времен короля Людовика XIV; глухие френчи военных и яркие платья женщин довоенных 30-х годов; и, наконец, период «Битлз» с цветными рубашками - батниками и брюками клеш, электрогитарой и ударником - все это достаточно быстро меняется на сцене. С этим многообразием замечательно соседствует оркестр из троих, четверых музыкантов, появляющихся на сцене  в кульминационные моменты. Оркестр выглядит комично под стать режиссерским задумкам, - разновозрастные и разнокалиберные участники, они совершенно не мешают ходу спектакля, а напротив, дополняют его. Юрий Еремин – мастер обыгрывания, и ему как никому другому свойственно вставление музыкального оформления в действие пьесы. Кроме того, такими вкраплениями он пытается воссоздать атмосферу того времени.

Действие пьесы начинается с показа сценок, которые разыгрываются в мольеровском любительском театре. Актеры влачат жалкое существование, нет средств на костюмы и декорации, зато есть большое стремление играть для публики. Жан Поклен (Мольер) - директор, а по совместительству актер этого театра, получает гонорар от короля – 30 су, при этом демонстративно прогибаясь от каждой полученной монеты. Эта сценка напоминает кукольный театр, где не видно ног, работают только руки, а зритель невидимое додумывает сам.  Спектакль поначалу идет в строгой классическом манере, но, это только начало…Через некоторое время, не отходя от сюжетной линии, зал покрывает полутьма  и появляются те же персонажи, но уже одетые в военную форму НКВД. Мы видим уже кабинеты, в которых происходят допросы и пытки. И вспоминаем сталинские репрессии…История жизни главного героя, показанная в спектакле, занимает всего несколько лет, а для зрителя она занимает несколько веков и это интересное режиссерское решение приносит свои плоды. Зрители, не шелохнувшись, следят за продолжением.

В роли Жана Батиста Мольера – Александр Ширвиндт. Директор театра, актер труппы, и автор собственных постановок,  - эта роль «по праву» подошла Александру Анатольевичу. Он справился с ролью на все «сто». Великолепно сыгранные сцены с приемом у короля, взбучкой своим партнерам по цеху, любовные сцены с Армандой, выяснения отношений со своим помощником Бутоном,- все это заслуживает особого внимания и благодарности за талант.

На сцене - Жизнь со всеми перипетиями, хитросплетениями, интригой, извечной темой любви между мужчиной и женщиной, предательством близких и смертью.

Жизнь Жана – Батиста Мольера не была безоблачной. Его подружка Мадлен Бежар (ее великолепно исполнила Вера Васильева) в молодости была ему предана и душой, и телом. Она вскоре родила малышку Арманду. Но свою тайну она хранила много лет и посвящен в нее был только один человек, Лагранж (Андрей Барило). Чтобы избежать лишних разговоров, Мадлен представила ее, как свою младшую сестру. Жан - Батист и Арманда, играя вместе на театральных подмостках, полюбили друг друга, ничего не зная о своем биологическом родстве. И вскоре Арманда подарила своему избраннику сына, который, правда, прожил всего непродолжительное время. Но как бы то ни было, Мольер был безмерно счастлив отцовству и пригласил короля Людовика XIV (его сыграл Николаев Станислав) в крестные отцы. Намного позже, когда приемный сын Мольера, Муаррон, признается под пытками о тайне кровосмешения, которую однажды подслушал, сидя всю ночь в оставленном клавесине из уст самой Мадлен, король лишит Мольера своей благосклонности и поддержки. Арманда, которая моложе Жана на двадцать три года, будет изменять ему с Муарроном.  А Мадлен остаток жизни посвятит служению Богу.

Многие актеры, занятые в этом спектакле, неизвестны широкой публике. Так, роль Муаррона, сыграл молодой, очаровательный, необыкновенно талантливый выпускник Щукинского училища Игорь Шмаков. К моему сожалению, не видела его творческих работ, но, думаю, что это единственное упущение.  Это поистине юное дарование сделало спектакль живым и запоминающимся.
А его внешнее сходство с « молодым» Андреем Мироновым (многие со мной не согласятся, я знаю!), заставляло каждый раз учащенно биться сердце и невольно их сравнивать.

Практически рядом со мной сидел и, широко раскрыв глаза, наблюдал за действием спектакля  Владимир Зельдин. Когда спектакль закончился, он первым встал и стал горячо аплодировать артистам. Ему, как впрочем, и всем нам, спектакль безумно понравился.


Рецензии