Аратовский. миниатюра

Аратовский Николай Константинович...
Как принято говороить: - Человек с большой буквы!
Каким он мне запомнился? Да таким недавно увидел его на фотографии в телевизоре. В Саратове, теперь, ежегодно проводятся турниры посвященные памяти мастера спорта по шахматам Аратовского Н.К.
...Далекие, незабываемые студенческие годы... 1967-ой год. Первый курс Монтажного техникума.142-ая группа. Отделение "Бурение на нефть, газ и воду." Ни одной девчонки в группе.Классным руководителем стал Аратовский Н.К. Высокий. крепкий, седовласый, с наискосок подстриженным чубом, слегка удлиненным носом, уравновешенный, серьезный и справедливый.С самых первых дней учебы встал на защиту наших интересов. Ненавязчиво вводил нас, пацанов, во взрослую жизнь. Каждый студент группы был под контролем. особенно ребята из сельской местности и других городов. Ведь, по сути, оторванные от родителей, они могли натворить бог знает что. Всегда ходил скромно одетым, но опрятным. Галстук одевал не часто, в основном по праздникам. Тогда же одевал орденские планки. На урок приходил на легке, с классным журналом и учебником, чтобы по нему дать домашнее задание. Все остальное было у него в голове. Два человека так преподавали свои предметы. Сапромат-Штейн Михаил Борисович.Алгебру- Аратовский. После их уроков не надо было зубрить. Достаточно внимательно проследить за ходом их мыслей, чтобы потом, при опросе, получить положительную оценку. На длинной перемене Николай Константинович, в аудитории, выставлял на шахматную доску шахматы, часы и с кем- нибудь сражался. Он был до того скромным, что до самого окончания техникума, мы не знали о его мастерском титуле. Помню, уже на втором курсе, со мной произошел казус. Мы уже немного пообтесались и, чувствуя себя старшекурсниками,стали хулиганить. В том числе и я. Тогда, по весне, Аратовский взял меня в помощники конопатить свою деревянную лодку.Хотя я догадывался - не только из-за этого. Думал посыпятся нравоучения, но за все время не услышал ничего подобного. И все же, в разговоре с ним, проскакивало едва уловимое наставление. Конечно, я понимал их смысл и значение. Возвращаясь с Волги, у общежития,где рядом, в доме учителей, жил он, стали прощаться.Аратовский в это время взял сумку с инструментами в левую руку, освободив правую, а я подумал для рукопожатия, и протянул свою.
- Ишь ты!- хитровато воскликнул он, отдергивая свою.
Я, от смущения, покраснел как рак и готов был провалиться сквозь землю. Панибратства он не терпел. И никогда не слышали от него сквернословия.От человека прошедшего холод и голод, лишения и тяготы войны. Даже если и доводили его своими выходками, то быстро остывал.Во главу угла ставил дисциплину и успеваемость, чтобы каждый получал стипендию. А еще, на третьем курсе, из-за хулиганских выходок, меня едва не отчислили из технаря.
И снова вступился классный руководитель. Вызвали родителей. Отец приехал весь в орденах и медалях. Наверное специально, что бы разжалобить директорат. Ведь почти все преподаватели были участниками Войны.Некоторое время они находились в кабинете директора.Потом пригласили меня.Долго отчитывали и стыдили . Кроме педсовета во главе с директором был конечно же начальник отделения Чумаевский,и Аратовский.
Разбирательство длилось вечность и хотелось чтобы оно как можно быстрее закончилось независимо от результата. Так было неудобно перед отцом и классным руководителем, за то, что перечеркнул все их надежды. Свой поступок  тысячу раз осознал и каялся , в глубине души. В конце заключительного слова директора я попросил прощения и клятвенно заверил, что больше это не повториться.
Вечером ко мне, в общагу, зашел Николай Константинович.Отвел в сторонку, положил руку на плечо, заглянул мне в глаза и сказал одну единственную фразу: - Ведь ты же не такой, брось дурачиться.
После того случая, я, окончательно взялся за ум. За что безмерно благодарен ему.
Много еще чего происходило в нашей группе до защиты диплома, но всегда он подставлял свое плечо. Таким классным был наш классный руководитель, Николай Константинович Аратовский!...


Рецензии