Подлость как она есть

               
Подлость - что это? Не поверю, если найдется человек, который будет утверждать, что ни разу не
совершил ее, эту подлость. А ведь вспомните, совершив первую в своей жизни подлость, приходится где-то преодолеть себя, сломать в чем-то. Как сейчас помню: лето, жара градусов тридцать. Я стою прислонившись спиной к дереву, вокруг меня толпа девочек. Я на грани истерики. Слезы капают, но еще не текут ручьем.
- Обещай, что не будешь дружить с Лизой! Обещай!
Я молчу как партизан. Я не понимаю, почему я должна обещать то, чего не собираюсь исполнять.
-Вета!- кричат девочки, вызывая  признанный авторитет двора, - Вета! Иди сюда!
-Она не хочет! Вета, она не хочет байкотить Лизу!
Вета потому и авторитет, что умеет воздействовать более действенными, чем силовые методами:
-А вот мы не станем с ней дружить, мы ей тоже устроим байкот!Она вообще не из нашего дома, она в гости приехала , а мы с ней дружим!
Тут уж и слезы градом и истерика. Но я устояла, я не предала Лизу и девочки продолжали со мной играть. Мне было девять лет и у меня были твердые и незыблемые представления о честности и предательстве, хотя возможно, я  не отдавала себе в том отчета. И возможно,это  единственный случай, когда я могла бы  гордиться целостностью своей натуры.
Потом  было много случаев , когда жизнь вынуждала идти на компромисс. Красивое слово, даже не сделка, и уж тем более не предательство. Не утверждаю, что компромисс всегда подлость, но частенько в нем, в этом компромиссе, присутствует часть, доля подлости.
- Мы всегда ценили вас как грамотного, добросовестного сотрудника. Скажите, как по-вашему, удачен ли последний проект Ивана Степановича?
И вчера еще казавшийся удачным проект, начинает казаться не таким уж совершенным. Дальше  больше.
- А могли бы вы  разработать такой же?
А как же! Да в сто, в тысячу раз лучше! Да вы только поручите, да я, да.... И то что над подобными проектами не работал никогда, и то что не знаком как следует  с материалами и самое главное то, что Ивану Степановичу платят по одной категории, а вам как молодому и неопытному специалисту совершенно по другой, все это вспоминается уже потом. Но еще не поздно пойти и отказаться, ведь не расстрел же за это. А мешает отказаться, главным образом, непонятно откуда, из каких намеков взявшаяся мысль, что если я сделаю ничуть не хуже, поставят на место Ивана Степановича. А что? Он уже всем надоел, с начальством спорит и вообще - я лучше!
  Ага! Быть может вот тут и кроется загадка подлости. Если я лучше, то почему лучшее у других? Но это уже не подлость, а зависть. Получается , что подлость следствие зависти?
Но из моего случая детства можно сделать вывод, что подлость может быть следствием трусости. Дальше как в геометрии,из этого вытекает это, а из этого - то. То есть плохое тянет за собой плохое. А как же утверждение психологов, что нет плохих людей, а есть плохие поступки? Если присутствие в нашей шкале ценностей таких "качеств" считаем допустимой для себя. Ведь одно вытекает из другого, значит все это в одном человеке и в одном поступке.
Подлость - это предательство своих интересов, своих близких, надежд, которые мы раздавали авансами, не задумываясь над последствиями. Но почему тогда с ней легче жить? Небольшая подлость - большие дивиденды. Иван Степанович отправлен на перефирийную стройку и вы на его месте. С вами легче договориться, вы боитесь потерять новое место и согласны на небольшую зарплату с перспективой на прибавку.Мы взрослые и умные, мы заранее знаем чего ждать от этого компромисса. Ну если не вас, так вот Мишу возьмут на место Ивана Степановича, это ж ясно, его судьба ( Ивана Степановича) предопределена. А маленькая девочка не знала, что ее ждет , если она не откажется от своей дружбы. Она еще не бывала изгоем среди ровесников, она еще не испытывала чувства одиночества.Она не знакома еще с этими страхами.
  Ага! Значит подлость еще и в "многих знаниях". Чувствую - пора остановиться. Не то занесет меня моя философия в дебри невиданные. Тогда подумайте, что такое подлость, почему мы не хотим сознаваться в своей подлости, оправдываем ее, но тем не менее совершаем.


Рецензии