Рожденная на холмах

   Каждый отмеченный на географической карте город имеет объясняющую его возникновение историю. Вавилон, Иерусалим, Рим, Париж, Лондон, Москва. Если последовательность эту развить, продлить до бесконечности, где-то ближе к концу списка появится и Уфа. Тихое, шуршащее имя, тревожащее сердца многим жителям города. Взобрался будто бы старичок на один из холмов и, присев, выдохнул - уф-алла! Или просто – уф-а! Вот и объяснение. И десятки других, научных версий теряют свою силу перед этим простым жизненным толкованием. Действительно, въезжая в Уфу по Бельскому мосту, видишь пленительное семейство разрозненных холмов, задумчиво  всматривающихся в бегущие воды. Отсюда, с этих холмов и пошла история города, здесь была поставлена Троицкая церковь, шумела базарная площадь, лавки которой всегда были полны привозным товаром. Город рос, разрастался и понемногу взбирался на гору, осваивая новое пространство и приобретая свой характерный облик.
  Ничем не выделяясь среди прочих провинциальных городов своего времени, Уфа, тем не менее, как рядовой, подчиненный инструмент в хоре городов России, имела свое звучание, свою неповторимую окраску. Приглушенность архитектурных линий, стилевое изящество и усадебность построек, деревянные дома с резными наличниками сообщали городу покой и умиротворенность. Добавим сюда музыкальность ссыльных поляков, опальных петербуржцев и портрет города девятнадцатого века будет завершен. Как тонко и точно поймал эту мелодию Аполлоний Зирах, запечатлевший на своих фотографических снимках симфонию улиц и домов, парков и площадей и сумевший почувствовать и передать душу города!
 Двадцатый век вторгся в быт города бесцеремонно и глухо, нарушив его тихую,  патриархальную жизнь. Если после войны, в пятидесятые годы Уфа, пусть без церквей, без мечетей, вся насквозь пропитанная революционным духом, еще сохраняла остатки былого обаяния, то к концу века это был совсем другой город. Разъезжая по командировочным делам, я частенько бывал в Туле, Вологде, Казани, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и, останавливаясь на ночлег, ходил любоваться на исторические места. Должен признаться, что нигде так равнодушно, по-слепому не обращаются со стариной, как в нашем городе, отдавая под снос целые кварталы и стирая последние черты, напоминающие о солидном возрасте города. Помнится, еще в 70-ых годах, Владимир Солоухин в своей нашумевшей книге “Письма из Русского музея” с болью и горечью писал о Москве, перечисляя в ней места срубленных церквей и разрушенных домов. Конечно, Уфа не Москва и мест архитектурно значимых в ней очень немного, достаточно пальцев обеих рук, но попробую и я, вслед за Солоухиным, обозначить болевые точки моего города (нисколько при этом не претендуя на окончательность суждений).

1.Ушаковский парк
Основанный губернатором Сергеем Петровичем Ушаковым в 60-ых годах XIX века как парк у Воскресенского собора и расположенный по обеим сторонам соборной площади, он долгое время оставался первым и единственным публичным городским парком. После смерти губернатора парк окрестили в народе ушаковским. Старожилы помнят этот парк как парк Матросова, любимое место отдыха горожан, в котором был и кинотеатр, и кафе, и маленькие, уютные фонтанчики, и, конечно же, памятник Александру Матросову с неизменным автоматом в руках.
Теперь это место называется парком имени Ленина, а по-существу, это сквер, слегка облагороженный пустырь, где редко встретишь смеющуюся детвору или прячущихся влюбленных. Памятник, снесенный по произволу властей и вскоре вернувшийся на свое место (после того, как общественное мнение, сплотившись, выступило против), не привлекает, как прежде, восхищенных взоров, ибо стоит уже не в центре и смотрит совсем в другую сторону. Ощутимая утрата.   

2. Видинеевский сад         
Судьба этого сада более счастлива, но и здесь, в 90-ых годах XX столетия, был совершен варварский акт, не получивший должной оценки ни властей, ни общественности. Некая фирма, коих много возникло в разгар перестройки, разобрала здание летнего театра по бревнышку и вывезла в неизвестном направлении, уверяя при этом, что по первому зову вернет здание на место. Анекдот, да и только. Ибо никакого возврата и не предусматривалось.   
Сооруженный в 1894 году, Видинеевский театр сразу стал центром культурной жизни губернского города, на его сцене выступали столичные гастролеры, ставились драматические и оперные спектакли, в том числе и “Чайка” А.П.Чехова. И в советское время театр продолжал жить полноценной жизнью, тремя годами всего не дожив до своего столетнего юбилея. Кому он мешал, зачем его снесли? – до сих пор остается загадкой. Невосполнимая утрата.      

 3. Дом М.В.Нестерова         
Вне всяких сомнений, Сергей Аксаков и Михаил Нестеров остаются наиболее известными уфимцами, прославившими свой родной город (в последнее время к ним заслуженно присоединяют и танцовщика с мировым именем Рудольфа Нуриева). Но если в отношении Сергея Аксакова дела обстоят более или менее благополучно, то Михаила Нестерова судьба особенно не балует. До сих пор экспозиция художественного музея, подаренная городу его основателем, Михаилом Васильевичем Нестеровым, ютится в нескольких залах особняка Лаптева. За восемьдесят с лишним лет построено только  дополнительное хранилище, где размещены многочисленные полотна современных башкирских художников. Однако недоразумение, исторический курьез состоит в том, что на здании гостиницы “Агидель”, построенной в послевоенные годы, до сих пор висит мемориальная табличка, скромно напоминающая о том, что на этом месте когда-то стоял дом, в котором родился и жил выдающийся уфимский художник Михаил Васильевич Нестеров. Когда я прохожу мимо и в очередной раз вижу эту надпись, меня прямо-таки подмывает крикнуть – а что, так было трудно сохранить этот самый дом, где жил художник? Если не смогли сохранить, так можно же восстановить! Сумели же восстановить так называемые ‘ленинские горки’, вложив в строительство домов немалые средства (правда, не так давно опять все разрушили, расчистив место для строительства новых элитных домов). А ведь именно Нестерову город долгое время был обязан своей единственной картинной галереей. Неужели мы не способны помнить добро?
А за художника обидно, поэтому табличку лучше бы снять, ибо она – наш позор.   

4. Бекетовская улица       
Одна из красивейших улиц старого города, когда-то вся усеянная небольшими деревянными особнячками, один другого краше – ставни с резными наличниками, подъезды с ажурными навесами. Теперь этого ничего нет - улицу практически уничтожили. А ведь когда-то хотели превратить Социалистическую (позднее название Бекетовской) в пешеходную улицу, уфимский Арбат. Теперь и превращать-то нечего, это совершенно новая улица, с элитными небоскребами и фешенебельными супермаркетами, которые попросту задыхаются на крошечном пространстве.
Почему я так подробно на этом останавливаюсь? Дело в том, что я вырос на этой улице и помню ее такой, какой она была тридцать лет назад. Понимаю заботы архитекторов - проще снести старые, отжившие дома и сдать землю под строительство небоскребов, чем продумать новую концепцию застройки старой улицы. То есть, сохранив внешний вид Бекетовской, заново отстроить дома изнутри. Конечно, этот путь и  дороже, и хлопотнее, но ведь дело-то идет о достоинстве нашего города и неужели кто-то всерьез заинтересован в его полном омоложении?
Чем больше говорим мы о возрасте Уфы, тем меньше остается ‘морщин’ на его теле и все разговоры об уфимской старине – одно фарисейство, и только. И некого в этом винить, кроме нас самих. 

5. Кинотеатр повторного фильма
Самое свежее преступление, свершившееся в городе против его горожан –  разрушение Дома крестьянина, больше известного уфимцам как кинотеатр повторного фильма. Восемь лет стояло здание, насквозь продуваемое ветрами и снегом, стояло в ожидании возможной реконструкции. Но дождалось своего сноса. Потеря острой болью отозвалась в сердцах нескольких поколений, для которых Дом крестьянина – не просто кино на Карла Маркса, а целая эпоха в городском кинематографе, когда все мы, на протяжении сорока лет, бегали мальчишками на его копеечные сеансы. Именно благодаря этому кинотеатру уфимцам стали доступны многие шедевры мирового кино. Ныне здание разрушено, на его месте высится груда щебня и разбитых кирпичей, заботливо огороженная ‘культурным’ забором (сейчас здесь стоит новое, вполне респектабельное здание).
Так мы разбираемся со своим прошлым. Помните, как сказал однажды мудрый Расул Гамзатов – ‘Кто выстрелит в прошлое из пистолета, в того будущее выстрелит из пушки”.       

А в остальном все хорошо. Уфа по-прежнему стоит на своем месте и в ней есть на что посмотреть. Можно пройтись по городу, по его красивым улицам и площадям, вдохнуть аромат пестрых современных домов и тогда, наверное, вы сами разберетесь, что к чему. Нам же, его жителям, никогда не избавиться от той грусти, которая невольно охватывает душу при взгляде на те места, где когда-то была старая, добрая Уфа.      
Несколько лет назад я написал песню, в которой были такие слова -

И хочется мечтать, что годы пролетят,
Но не уйдут бесследно ветхие кварталы.
Средь множества домов потомки сохранят
Негромкий лик Уфы первоначальной.

Как жаль, что этим словам, похоже, не дано сбыться.


Рецензии
Сергей, спасибо за память и такое подробное
освещение событий города. Я родилась и жила между
Социалистической и Домом Крестьянина. С детства
ходила в кинотеатр "Салават" на Социалистической
(Бекетовской) и в дом крестьянина на повторный
просмотр фильмов. И, кстати, в этом доме
крестьянина были квартиры для жилья, где жили мои
одноклассники, там были очень красивые лестницы.
Сломать не сложно, но создать так, чтоб служило на
века попробуйте, уничтожители всего святого.
Прочитала Ваши новеллы и мысленно унеслась в те
далёкие времена. Конечно, вечного ничего нет, но
так хочется,чтобы сохранили то, что было дорого
много-много лет жителям города. Но все сейчас в
погоне за модой. У нас всегда так. Вначале рушили и
уничтожали церкви, теперь их строят,
восстанавливают и гораздо больше тратят на всё на
это средств, чем если бы сохранили то, что было, но
с реставрацией. История города - это история
страны, это история жизни людей. Разве можно всё
это уничтожить! Хорошо, что есть такие как Вы,
которые восстанавливают всё, хотя бы в памяти, чтоб
было представление хотя бы на словах.

Сергей, спасибо Вам.

Удачи, успехов и счастья,

Ольга Реймова   30.04.2009 10:27     Заявить о нарушении
Дорогая Оля! Спасибо за обстоятельный и проникновенный отзыв. Я город свой люблю давно и любовью не слепой, еще в 80-ых годах мы с художниками и журналистами (которые теперь об этом и не вспоминают) отстояли нынешние торговые ряды, Гостиный двор, иначе говоря. И всеми силами души желаю, чтобы вернулись к нам старые, первоначальные названия улиц и площадей. Потому и пишу и пою.
Кстати, Марина, моя жена, посмотрела ваш клип, послушала. Ей очень понравилось. И она попросила меня передать Вам огромное спасибо.
Что я и делаю. Спасибо!

Сергей Круль   30.04.2009 10:56   Заявить о нарушении
Желаю Вам удачи в добрых начинаниях. И за Гостинный
двор огромное спасибо!!! Это замечательное место!

Ольга Реймова   30.04.2009 11:02   Заявить о нарушении
Ещё сделал клип "Я родился в Уфе"
Будет время - посмотрите:
здесь:
http://video.mail.ru/mail/reimova/105/107.html

И здесь:
http://www.youtube.com/watch?v=kSOECBNmeR4&feature=channel_page

Даю два адреса, потому что у некоторых YouTube
не загружается

Ольга Реймова   03.05.2009 08:06   Заявить о нарушении
Уважаемая Оля! Мы всей семьей вчера посмотрели и послушали, всё здорово, только надо бы добавить некоторые фотографии. Я постараюсь их Вам выслать в течение дня.
Большое спасибо!

Сергей Круль   04.05.2009 06:11   Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!

Ольга Реймова   04.05.2009 22:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.