Федька. Рассказ

   Федька - он с виду-то мужик так, невзрачный. Шофер. Ну, умеет водить машину, полуторка у нас, ГАЗ-51. Вот ребята не мужики ещё, а уже водят. Главное курсы закончить, а туда принимают только тех, кто имеет образование четыре класса, а то и более, а с менее - нет. Ни за что! А я - экспедитор! Э-э-э, с семью классами взяли. Я-то, по правде говоря, и не мечтал о такой должности. Мне больше нравилось быть "десятником"! Вот это работа! Целый день в его распоряжении повозка с лошадью, а это в нашей деревушке - клад! Ну, идёт он к шести часам на конный двор, запрягает лошадёнку, ну, которую дадут ему, едет на материальный склад и плучает там кирки, лопаты, ломы и везёт на "объект". К этому времени туда приводят заключённых, охрана огораживает "объект", ну, не огораживает в прямом смысле, а растягивается вокруг "объекта" с отомкнутыми штыками и овчарками. Приходит какой-то начальник и рассказывает заключённым, что они должны сделать за день и уходит. а работой руководит бригадир, тоже заключённый. "Десятник" сваливает инструмент, бригадир принимает по счёту. Не дай Бог что-нибудь поломать или потерять - тогда бригада может не получить полную пайку, полную не получит и если не выполнит задание начальника потому, что он может не дать справку о выполнении работ на сто процентов. Ну я-то не об этом... о "десятнике" же. Так вот, "десятник" разгрузил инструмент и свободен. Целый день свободен! И не просто сам, а с повозкой и конём! Ага! А сколько заказов у него в деревне? Тому дровишек привезти из леса, тому картошку перевезти. Да мало ли у кого каких дел надо сделать. А то всё ж на плечах да на двухколёсной тачке. Оглоблей у тачки тоже две, но запрягаешься сам, больше некого. Ну, когда надо много нагрузить и сам не стянешь тачку, то берётся помощник - толкать сзади, ну, жена там или дети. А соседа нанимать дорого! А нанять "десятника" - дешевле да и сам не мучаешься, даже можно сесть на повозку, если разрешит "десятник". Ну, и соответственно - оплата, денег-то обычно в деревне нет - налоги ж! Пока их выплатишь! А ему можно яйцами, молоком, картошкою - пожайлуста. А что, разве это лишнее в своём хозяйстве? Правда, ещё самогоном платят, но это на любителя, он же из свёклы - воняет зараза. Не жизнь, а "малина" "десятнику"! К вечеру он приезжает на "объект", ну, начальство так называет это место, принимает по счёту инструмент, везёт на склад, едет на конный двор и сдаёт там повозку с лошадью. Вот и всё! Как я хотел, как я хотел устроиться на такую работу, но не повезло.
   Ой, я ж о Федьке хочу, заболтался.
   Федька - он так, с виду невзрачный, Ну, мужичёк лет за тридцать, худощавый да разве на концлагерной баланде будешь справным? Мы с ним работаем по суткам. сутки работаем - сутки спим. Я сначала удивлялся - почемуи его не ищут по тревоге, как в побеге, но оказывается он там какую-то подписку даёт на каждую ночь, а так бы по тревоге с собаками... Не знаю, за что он сидит, он не говорил, мне спрашивать неудобно. Вообще он молчун, но если что-то скажет - задумаешься.
   Начальник у нас - сам майор! Не то, что там главный бухгалтер - как я, вольнонаёмный. Правда, он так хочет в сестеме НКВД стать офицером, ну, хотя бы младшим лейтенантом. Пишет, пишет просьбы, а не берут. Конечно, младший лейтенант - не майор! Но и ему был бы паёк да и зарплата не гражданскому, вон мне платят триста рублей, а майору пять тысяч. Э-э-э!
   Опять сбился...
   Федька, так называемый бесконвойный заключённый, был совсем заключённый, но шоферов мало и ему дали такую должность. Спать должен в концлегере. а на работу ходить без охраны. Вон, у нас тут адмирал, срок, говорят, десятка, а уже бесконвойный! Даже жена приехала и живёт где-то поблизости, так, что он и на баланду в обед не ходит в концлагерь. Пузатый такой и важный. Говорят, что в чертежах разбирается, читает их насквозь! Говорят, что его иногда сам начальник строительства к себе зовёт, ну, наверно, чтоб чертежи прочитал. Я иногда мимо иду, стараюсь в гдаза ему заглятуть - куда там, в дымке, зрачков не видно. Наверно настоящий адмирал! Да и пузо ж...
   А Федька... Буркнет что, так долго думаешь. Ну, оно ж всегда бывает, что начальником иногда недоволен. Конечно, это опасно ан нет да и брякнешь. Ну, возим мы возим всякое со станции по стройке, а один раз отвезли да не то, пришлось самим грузить на этой стройке и везти назад на станцию. Ну я про майора, про самого майора! недоброе брякнул, мол, такой-сякой руководитель, руками повёл да не туда. Федька усмехнулся:"Руководитель, говоришь?" Я испугался, думаю - продаст! А он мне: "А ты знаешь - есть и ноговодители, и уховодители, и носоводители..." "Как так -спрашиваю - ноговодители?" "А вон, видишь ведут... - мимо вели колонну заключённых - ведут их ноговодители." Колонна длинная, собаки лают. Колонна прошла, спрашиваю: "А других каких-то ты назвал?" "Уховодители -  это те, кто шепчет на ухо начальству, носоводители те, которые за нос тебя водят..." Он слегка улыбнулся, а я от такого объяснения рассмеялся, мне такое на ум ещё не приходило. И я понял, что Федька меня не продаст.
   Федька... Я уже там не работаю и Федьку давно не видел да и вряд ли увижу. но помню. Он редко что говорил, но... И про музыканта... Я не спросил сколько ему ещё сидеть, ну, такой я - стеснительный...
   Из архива 1951 г.


Рецензии