Вещь в себе - 3

                В предыдущих заметках с одноименным названием удалось изложить некоторые мысли касательно функционирования человеко-машинной системы под названием «летчик-самолет» с точки зрения взаимной приспособляемости элементов этой системы друг к другу.

                Я не могу  вдаваться в детали, поскольку и сам очень многого не знаю, но знаю то, что в этом направлении на протяжении многих лет работали огромные коллективы ученых и специалистов. Родилась новая наука  - эргономика и с ее помощью делают комфортные  кресла в кабине пилота, хороший обзор, удобные и доступные органы управления самолетом, чем существенно облегчают работу пилота, как  при выполнении задач самолетовождения, так и других.

                А вот насколько эргономичен, т.е.  приспособлен самолет для удобства пилота, судят по уровню,  так называемой,  психофизиологической напряженности последнего (пульс, давление, частота дыхания и др.), которая со временем, по мере  освоения пилотом данного самолета снижается до определенного уровня. Это как бы обратная реакция пилота на удобство самолета. Однако, исследования показали {1} , что в силу ряда специфических свойств  личности и особенностей организма не все пилоты в состоянии приспособить себя   к новому самолету, хотя мы знаем, что  медицинский отбор летчиков предполагает, что это всегда абсолютно здоровые люди (в рамках установленных стандартов).  Те, кто не приспособились, могут составлять «группу риска», что в авиационной практике неприемлемо, поскольку, это обстоятельство безусловно, влечет за собой аварийность,  что подтверждается некоторыми наблюдениями {1,2}, а в простые совпадения я давно не верю.

                Плохо, что до сих пор никто из авиационных начальников, не заинтересовался всерьез этим вопросом,  иначе бы  удалось на порядок снизить количество летных происшествий,  а включая  катастрофы пассажирских лайнеров, то  на два порядка уменьшить количество жертв. Этот вывод легко сделает любой, кто был какое-то время связан с практической авиацией, потому как общеизвестно, что большинство поломок, аварий и катастроф происходит  именно по вине пилотов (так пишут в актах аварийных комиссий). Замечу, что вообще представителей «групп риска», составляющих «человеческий фактор» можно выделить несколько, например: недисциплинированные, слабо подготовленные вообще и к конкретному полету в частности, нарушившие режим отдыха перед полетом, допускающие ошибки пилотирования и др. Но к сожалению здесь нет нашей «группы» -«группы неприспособленных».

                Лично я не хочу  огульно винить всех  пилотов, да и вина вине – рознь. Поскольку,  среди  причин аварийности  в современной авиации  «человеческий фактор» является доминирующим (все остальные причины летных происшествий составляют от долей до нескольких процентов). Следовательно, необходимо исключить из него  нашу «группу риска», о которой мы говорили ранее и посмотреть, что будет.

                Когда писались эти строки опять упал самолет, учебнотренировочный Л-39, в Ставропольском училище летчиков и погиб пилот.

                Вот собственно, и все.

1. «Крамольная гипотеза», Свиридов В.А., 2009.
2. «Вещь в себе», Ансеров Д.О.,2009.


Подмосковье, 2009г.


Рецензии
Дмитрий! Похоже раньше знали, а сейчас стали задумываться над этим вопросом. Именно из- за летных происшествий. Западники готовили своих пилотов гражданской авиации исключительно как технических специалистов. Т.с. ничего лишнего. А ту ещё ИИ во главу угла. У нас, говорят, преподают и литературу, и какую- то историю. Со слов СМИ, сам там не учился. И вот западники решили, что надо расширять зону образования за пределы дисциплин, с которыми непосредственно связан полет. То есть, готовить не просто грамотного "технаря", а именно личность. Думаю, это правильно. Вспомним образование офицеров при царе- батюшке. Ну, не дураки же были наши предки. Поумнеть нашего. И танцам учили, и фехтованию, и языкам. До революции в Горном институте Санкт-Петербурга было обязательное преподавание музыки, и каждый горный инженер был ОБЯЗАН уметь играть на каком- то музыкальном инструменте. Казалось бы, в чем связь? Оказывается, самая непосредственная. Римский-Корсаков, Айвазовский - это ж были действующие офицеры флота Российского.

Александр Попов 13   22.02.2026 13:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.