Боги рядом
Вы знаете Роберта Шекли? Нет? Ничего страшного, он не обидится. А Марадонну? А о братьях Кличко слышали? Кличко — это бокс, Марадонна — футбол. Роберт Шекли — это фантастика ХХ века. Это эпоха.
Ему сейчас семьдесят шесть. Он простой американский парень, не терпящий китайских церемоний — это когда с ним как с живой легендой и большой знаменитостью, — потому что, как ни странно, не привык и смущается. На днях он заглянул в Одессу. Его как почетного гостя пригласили в Киев на Фантастическую компьютерную неделю. Он погостил там, а потом, связавшись с городскими властями и приехал к нам. Его третья жена, почти бывшая — сейчас они разводятся, — много забавных историй рассказывала о Жемчужине у моря (ее корни отсюда). Вот он и приехал посмотреть, что же такое Одесса.
Знаменитый писатель как человек воспитанный пришел засвидетельствовать свое почтение градоначальникам. В мэрию на пресс-конференцию пригласили и журналистов. Кажется, волновались все. Журналисты перебегали от одного стула к другому — примерялись, чтобы лучше видеть, лучше слышать, телеоператоры, как снайперы, настраивали аппаратуру, нацеливаясь на пока еще пустующий стол. На нем стояла бутылка с водой, пара пустых стаканов, а это верный признак, что стол — главный.
В зал в сопровождении двух мужчин и хорошенькой переводчицы вошел Шекли. Высокий, даже без скидки на возраст, немного сутулый, худощавый, в клетчатой фланелевой рубашке. Волосы всклокочены и очень морщинистое лицо. Оно похоже на горы, изъеденные черными ущельями — вид с неба.
Пресс-конференция поначалу явно пробуксовывала. Журналисты мялись, и у каждого, вероятно, на то была своя причина. Меня, например, одолел комплекс неполноценности. И я думала только об одном: Бог с ним, что знаменитый фантаст в сотый раз услышит все те же вопросы, что в сотый раз ему придется отвечать то же самое, только бы обошлось без банальностей типа: а как вам наши женщины, что все фантасты-провидцы… Не обошлось. Ему таки напомнили очень категорично, что все фантасты — провидцы. Шекли — человек пожилой, воспитанный, помня, что он хоть и знаменит, но в гостях, тихо возразил: «Да не провидец я… А если что-то и сбылось, это случайность».
Пресс-конференцию неожиданно объявили закрытой. Наверное, Шекли устал, а может, ему просто нестерпимо хотелось курить. Журналисты переключились с Шекли на мужчину с бородой и фотоаппаратом. Кто-то объявил, что именно он записывает желающих побеседовать с живой легендой. Я тоже, заглядывая в глаза, стала виться вокруг. Мужчина с бородой и фотоаппаратом, отягощенный чувством собственной значимости, засовывал куда-то за пазуху визитки и просто записки с именами и фамилиями, обещая в течение трех дней, что Шекли в Одессе, позвонить. Когда точно? Откуда же он знает? А если не дозвонится? Значит, не судьба…
Конференц-зал мгновенно опустел. Уже дома я опомнилась, четко понимая: никто не позвонит и с Робертом Шекли не встречусь. Если не везет в лотерею, глупо с этим бороться. Поэтому, составив список и надеясь обмануть случай, принялась крутить телефонный диск.
В службе информации горадминистрации Шекли потеряли из виду одновременно со мной. В еврейском обществе «Ор самеах» тоже не знали, где его искать, в Центральной хоральной синагоге сообщили, что писатель уже был у них, нет, ничего не говорил. Где искать? Ничем помочь не могут…
И тогда я села писать письмо. Так и написала, что гонялась по городу, как ветер. И попросила ответить на вопросы. А вопросы получились неправильные. Потому что надо было спросить лишь о том, что действительно интересовало: почему он отвечает на Интернет-послания? Почему перед отъездом из Южной Пальмиры встретился с мальчиком-одесситом, от которого получил письмо? Потому что Боги рядом? Они спускаются с Олимпа? Зачем?
Вдруг вспомнила своего приятеля. Он красивый, респектабельный африканец. На свои деньги и деньги друзей создал общественную организацию, помогающую детям- метисам и их матерям. Барнабе утверждает, что в нашей стране проще быть инвалидом, нежели ежедневной сталкиваться с бытовым расизмом. Как-то он сказал: для каждого из нас кто-то, стоящий на ступень выше, — Бог. Так же и каждый из нас для кого-то, стоящего на ступень ниже, — Бог. Об этом надо помнить.
Одесса, 30.04.2005
СПРАВКА: Роберт Шекли — один из ведущих фантастов ХХ века. В 1951 году факультативно прослушал курс литературы у Ирвина Шоу. В 1952 году опубликовал первый рассказ. Последний рассказ написан в Одессе во время прогулки по морю.
Проживает в США в маленьком городке под Нью-Йорком.
ПОПРАВКА: уезжая из Одессы, Шекли простудился и заболел. И тут оказалось. что у него нет денег, чтобы оплатить лечение, а в таком состоянии лететь домой он не мог. Деньги собирали по копейке. Подлечили фантаста и отправили восвояси. Но от болезни Шекли так и не отошел. Вскоре его не стало...
Свидетельство о публикации №209031800824