Стать иудейкой

   (ИЗ СЕРИИ "ЖЕНЩИНА И РЕЛИГИЯ")
   Наташа Оленева работает в синагоге. У нее необычная и редкая для Одессы профессия: она отвечает за кошерностью пищи, которую готовят на кухне общины.
Ко времени нашей встречи, Наташа уже перебрала несколько килограммов крупы, тщательно промыла ее, разделала на отдельные листики четыре вилка белокочанной капусты, тщательно проверяя, чтобы нигде не остался червячок или же личинка. Не успела она закончить эту работу, как повар принес огромную миску с очищенными яйцами, сваренными вкрутую. В каждом из них Наташа отделила желток от белка:
    -  Если встретится коричневое кровяное пятнышко, яйцо придется забраковать, - пояснила она  свои странные, на мой взгляд, действия.
   Лет десять назад о кошерности Наташа имела весьма смутное представление, и свое будущее больше связывала с карьерой литератора, нежели с работой в общественном питании. Впрочем, именно литературное творчество Оленевой и изменило ее жизнь.
    - Я родилась в Западной России, в Томске. Выйдя замуж, уехала в Ленинград, - начала свой рассказ Наташа.
Однако замужество продлилось не долго. Через четыре месяца молодожены расстались. Спустя какое-то время Наташа вновь вышла замуж, переехала жить в Одессу и уже здесь родила Илью. Но и второй брак не сложился.
    - Вот тогда то я и познакомилась с Хаимом. У общих знакомых он увидел книжку моих рассказов, попросил почитать. Ему понравилось и  содержимое, и фотография автора Это было десять лет назад, - вспоминая, улыбается Наташа.  - Он был обыкновенным молодым человеком без определенных занятий, но, починив  телефон, еще что-то отремонтировав, произвел на меня впечатление своей хозяйственностью. Хаим продолжал приходить  в гости, варил борщ, купал сына, устраивал стирку, мыл полы. При этом он был очень скромным и корректным. Мы просто дружили.
    Так совпало, что в это же время Хаиму предложили пойти учиться в еврейское духовное учебное заведение. Как признается Наташа, поскольку на молодого человека она  никаких планов не строила, то  вполне искренне предложила ему воспользоваться предложением. Но жизнь развивалась по собственному сценарию и дружба незаметно для обоих переросла в любовь.
    - Мы поженились и, по мере того, как Хаим погружался в религию,  усиливалась противоречивость его положения. Ведь по рождению я - русская, правда, не крещеная. А у религиозного еврея жена тоже обязательно должна быть еврейкой.Хаим продолжал учиться. Его никто не попрекал сложившейся  в личной жизни ситуацией, но намекали, что его супруга, если он серьезно относится к  религии, должна быть иудейкой, поскольку иудаизм очень связан с образом жизни и регламентирует абсолютно все сферы семейных отношений. При этом речи о том, чтобы «объеврееть» меня - не шло, так как миссионерство у евреев не принято. Хаим близко принимал все к сердцу, понимая, что двойной жизнью ему жить не удастся. По крайней мере, долго, -  продолжила рассказ Наташа.  - До того, как Хаим начал учиться, об иудаизме он знал не много, а вот жизненным опытом мог поделиться с кем угодно: рано оставшегося без родителей, фактически воспитывался на улице, и чего он только не повидал в своей «школе жизни». Поэтому, когда у него появилась семья, ему больше всего хотелось, чтобы наконец-то все было так, как должно быть – правильно. Хаим мягко пытался заводить со мной разговор о религии, но я не готова была принимать какие-либо решения, и он отступал, стараясь не давить на меня.
    Это был не простой период, - признается Оленикова. – На тот момент мы очень многое пережили вместе и были больше чем мужем и женой. Мы были одной командой  и большими друзьями. К тому же, у нас уже был общий ребенок – Даниил.  Поэтому Хаим не мог  и из-за религиозных убеждений вычеркнуть меня из своей жизни, У него такое даже в голове не укладывалось. Но и без религии он уже не мог.
    Отец старшего Наташиного сына тоже был евреем. Он соблюдал субботу и читал религиозные книги, поэтому с иудаизмом Наталья была знакома до того, как встретила Хаима
    - К православию я не относилась, как к чему-то своему, а иудаизм не вызывал отторжения,  постепенно ложась на мое сознание,  - говорит моя собеседница. -  И в этом была какая-то последовательность, обусловленная жизнью. Вначале было сказано «а», потом «б». И в какой-то момент я созрела и поняла, что морально готова принять иудаизм.  Со стороны могло показаться, что это мне просто удобно, ведь муж выбрал религиозную карьеру, и для него жизнь общины очень важна. На самом деле, если бы еврейская религия не находила  отклика в моей душе, я  никогда не пошла бы на этот шаг.
Наташа считает, что им с Хаимом повезло, ведь к вере они шли вместе. Для людей, родившихся евреями, но лишь в сознательном возрасте обратившихся в веру, существует термин «вернувшиеся». Так вот тем, кто «возвращается» намного проще этот путь проходить вместе со своей второй половиной. Если только один из супругов погружается в религию, а другой относится к иудаизму пассивно или же  отрицательно, будущего у этой семьи нет.   
-У людей полностью меняются интересы, круг общения, и даже быт… - объясняет Оленева. - Иудаизм, как никакая другая религия, основана на семье, как ячейке общества.
    После того, как Наташа объявила мужу о своем решении принять иудаизм, Хаим … собрал свои вещи, и переехал жить в общежитие. Если Хаим и приходил проведать детей, жену, то  не надолго. Вволю супруги позволяли себе пообщаться лишь в общественном месте. Сделано это было потому, что равинатский суд, наделенный правом решать, кто может принять иудаизм, а кто нет, отказывает тем, кто хочет сделать это ради любимого человека: выбор должен быть осознанным и взвешенным, ведь обязательства, которые человек  собирается на себя возложить, по плечу лишь верующему.

    Супруги прожили врозь целый год.
    Наташа говорит, кто к равинатскому суду, а он находится в Киев и состоит из трех раввинов,  не готовилась:
    - Иудаизм принимают совершенно не так, как мы когда-то в комсомол вступали, - шутит она. - Если человек ведет религиозный образ жизни,  ему и готовиться не надо. «Экзаменуя» женщин, раввины  задают вопросы, связанные с соблюдением законов быта – кошрута и субботы. В основном проверяются даже не знания, а твердость намерений человека,   действительно ли  он ведет религиозный образ жизни. Для этого, например, просят сказать, сколько раз в тексте благословения после еды встречается благословения, связанные с Иерусалимом или же процитировать что-то из благословения. По беглости изложения делаются выводы: человек, живущий религиозной жизнью, ответит не задумываясь. У меня спросили, как я поступлю, если Хаим решит все бросить  и отойдет от иудаизма; буду ли я и после этого вести религиозный образ жизни.
    - И как звучит правильный ответ?
    - А правильного ответа нет  Правильный ответ – это честный ответ. Естественно, я ответила, что буду очень расстроена, если мой муж отойдет от религии, но не оставлю его. На что уважаемый раввин сказал: «По крайней мере, ты ответила искренне».
После первого собеседования Наталье отказали. Но она не расстроилась, поскольку сразу редко кто получает разрешение на принятие иудаизма. Считается, что таким образом равнатский суд проверяет силу желания и твердость намерений. Второй раз на суд Оленева отправилась со старшим сыном. На этот раз раввины дали  свое согласие. Наташа, как и полагается, совершила религиозный обряд, несколько раз с головой погрузившись в ритуальный бассейн. После этого ей был выдан документ, свидетельствующий о том, что она стала еврейкой.
    Оленева сразу же по телефону сообщила об этом Хаиму.
    - На следующий же день, как ты вернешься, поженимся, - ответил ей муж.
Но свадьба состоялась на один день позже, чем планировали супруги: невеста не могла найти подходящего платья. По еврейскому обычаю, оно должно быть непременно белым и наглухо прикрывающим грудь, плечи и руки новобрачной.
Во время свадебной церемонии, которая проходила в синагоге, согласно еврейской традиции,  над молодоженами развернули  шатер на четырех столбах, невеста семь раз обошла вокруг жениха, после чего молодые выпили из одного фужера вино и разбили его в память о разрушенном храме. Хаим и Наташа составили брачный контракт – это обязательное условие  при заключении брака между религиозными евреями. В контракте четко прописаны обязанности супруги и супруга, указано также, сколько мер серебра муж должен выплатить жене в случае развода. Но, если не вдаваться в религиозные тонкости, то, согласно брачного контракта, по отношению к мужчине, женщина должна лишь одно – хранить супружескую верность. Работают религиозные еврейки лишь в том случае, если сами этого хотят. Женщина в иудаизме, поскольку домашнее хозяйство традиционно лежит на нее, освобождена от выполнения  заповедей, связанных со временем. Единственно, что она должна делать, так это по субботам и праздникам зажигать огонь. Обязанность же мужа - обеспечивать супругу всем необходимым. Не предусмотрены для главы еврейской семьи и никакие религиозные послабления: он должен молиться строго по часам три раза в день.
В еврейской семье нет главных и не главных. Мужчина не может принять стратегическое решение, например, поменять работу,  не посоветовавшись с женой. Именно женщине у иудеев прощают вспыльчивость и резкие слова. Когда она спорит, мужу, если речь идет не о нарушении заповедей, рекомендуется уступить. Считается, что сохранение мира в семье – это главное. На эту тему даже есть притча, смысл которой в том, что для урегулирования семейных отношений разрешается совершить самый страшный для религиозного еврея грех – стереть имя Господа.
   В отличие от многих религий,  иудаизм не выступает против абортов.
    -  Аборты не просто  разрешены, но даже показаны в случае, если рождение ребенка или беременность угрожает жизни или здоровью женщины. Есть еще несколько экстремальных ситуаций, когда это допустимо, - говорит Наталья
   - Секс в ваших семьях только для зачатие детей?
   - Не-е-ет! Муж обязан удовлетворять жену во всех отношениях. В сексуальных отношениях супруги должны вести себя скромно, но при этом какие-то вольности  муж может себе позволить, если на том настаивает жена. Женщина запрещена мужу в течение так называемых нечистых дней, после чего она проходит ритуальное очищение. В этот  период супруги не прикасаются друг к другу и не передают друг  другу предметы
   - Может ли женщина отказать мужчине?
   - Безусловно. Но если женщина месяц без уточнения на то причин, избегает от физической близости с мужем, он может с ней развестись.. С точки зрения иудаизма – семья – это  работа на радость друг другу…Вы вынуждаете меня говорить на жареные темы, но не это главное во взгляде на еврейскую религиозную семью.
    -А что?
    - Думаю, совместная деятельность. Бог, создавая человека, создал не Адама и Еву, а одно целое.  Человек – это и есть Адам и Ева.            
Приняв иудаизм, Наташа взяла на себя обязанности выполнять не только религиозные законы, но и правила общины. В присутствие взрослых мужчин она появляется с абсолютно покрытой головой. Чтобы не нарушить запрет, Наташа носит парики. В ее гардеробе их около двенадцати. Правило общины также запрещает носить мужскую одежду, даже явно женского покроя. Лишь дома, если супруг не возражает, женщина обнажает голову и  позволяет себе надеть шорты или же брюки.
    Закон кошрута внес  заметные изменения в быт Наташи и Хаима. Постепенно они перешли исключительно на кошерную пищу, которую можно купить лишь в двух специализированных магазинах города. В них  продается колбаса, бакалея, в опломбированных пакетах мясо и даже хлеб. В обычных магазинах религиозные евреи покупают только  крупы и овощи. Особые требованию у иудеев  к плите и посуде. В идеале, дома должна быть новая и не одна, а две  газовых плиты. Одна – для молочных блюд, другая для мясных. Но если это требование выполнить невозможно,  хозяйки приспосабливаются, и делят плиту на две части: на одних конфорках готовят молочное, на других – мясное, а плиту «обновляют», в течение нескольких дней прокаливая ее.. Разумеется,  для молочных и мясных блюд используется разная посуда.
    Суббота для верующего еврея – особый день. Начинается он в пятницу вечером, строго в  определенное – до минут – время. В субботу у иудеев обязательна праздничная трапеза, на которую всю неделю откладываются деньги. В этот день никто не работает. Работой считается даже носить в кармане ключи, фотографироваться, зажигать в комнате свет. Но, поскольку выполнения Закона не предусматривает создание бытового дискомфорта, разрешается устанавливать программируемые устройства, которые включат и свет, и телевизор.
   -  Наташа,  кем вы себя  осознаете - русской или еврейкой?
   - Однозначно – еврейкой. Это сложно объяснить, потому что для многих слово еврей означает национальность.  Для иудея в нем заключен иной смысл – принадлежность к определенной религии, вера в единого Бога. Если человек признает над собой власть Всевышнего, как основное, что над ним стоит, то он, стало быть, еврей и есть. Разумеется, я считаю себя еврейкой. Я люблю находиться в синагоге, для меня там все ясно и просто. А когда выхожу на улицу, такое ощущение, словно попадаю на чужую территорию…


Рецензии