Антирекламный манифест Ф. Бегбедер 99 франков

Романами Фредерика Бегбедера заполнены прилавки книжных магазинов. Его книги популярны во Франции и во множестве других стран. Россия – не исключение.
Причина популярности в том, что он пишет о вещах, знакомых каждому. Глобализация, процесс стирания границ и жизненных условий превращают мир в единую систему, в которой действуют одни законы. В том числе законы рекламные. Поэтому роман «99 франков» еще лет десять назад воспринимавшийся бы у нас как картинка почти неизвестной жизни «на гнилом Западе» теперь близок и понятен.
Бегбедер написал о том, что знает изнутри. В прошлом рекламист, он посвятил эту книгу описанию того, как благодаря его прежним коллегам происходит замена ценностей в душах и сердцах, как нас заставляют хотеть и любить то, что на самом деле нам не нужно.
«Я рекламист: да-да, это именно я загаживаю окружающую среду. Я - тот самый тип, что продает вам разное дерьмо. Тот, что заставляет вас мечтать о вещах, которых у вас никогда не будет. О вечно лазурных небесах, о неизменно соблазнительных красотках, об
идеальном счастье, подкрашенном в PhotoShop'e. Зализанные картинки, модные мотивчики. Но когда вы, затянув пояса, соберете денежки и купите наконец машину - предел ваших мечтаний, она моими стараниями давным-давно выйдет из моды. Я ведь иду на три круга впереди вас и, уж будьте уверены, позабочусь о том, чтобы вы чувствовали себя облапошенными. Гламур - это праздник, который всегда с другими - не с тобой. Я приобщаю вас к наркотику под названием "новинка", а вся прелесть новинок состоит в том, что они очень недолго остаются таковыми. Ибо тут же возникает следующая новинка, которая обратит предыдущую в бросовое старье. Сделать так, чтобы у вас постоянно слюнки текли, - вот она, моя наивысшая цель. В моей профессии никто не желает вам счастья. Ведь счастливые люди - не потребляют».
Такие пассажи превращают роман Бегбедера в антирекламный манифест, после прочтения которого возникает желание выбросить телевизор, никогда не слушать радио и не заглядывать в модные журналы.
Но книга, наверное, не была бы столь популярной, если бы автор только этим и ограничился. Роман еще и о трагедии поколения. Герой, человек вполне обеспеченный, человек циничный и несколько инфантильный все же ищет смысл существования, ищет любовь. Но он не может ее найти, поскольку любовь – это жертвенность, а на жертвы герой не способен. Да не мы ли это, берегущие какой-никакой достаток, балующие себя кто чем может, эгоистичные в своих желаниях и при этом постоянно тоскующие по светлым чувствам, по бескорыстной чистой любви?
Но и это еще не все. Возвращаясь к теме всепроникающего влияния рекламы, Бегбедер показывает, как она уродует самих создателей. Ведь эти творческие личности, торгующие обманом, зарабатывающие на том, чтобы убедить других в том, во что сами не верят, в конце концов губят свои души. Мир становиться плоским, люди вокруг превращаются в манекены. Поэтому однажды упившись герой и его приятель, такой же успешный рекламист, убивают старуху, воспринимая ее как символ власти, заставляющей их обманывать. Ведь старухины деньги вложены в компании, на которые работают герои романа…
Эффектный финал: их арестовывают перед выходом на сцену престижного фестиваля, на котором очередной их рекламный ролик получает высшие награды.
По радио звучит реклама. Выключите!!!


Рецензии