Задняя площадка

 
 

                ЗАДНЯЯ ПЛОЩАДКА
                (Трамвай с точки зрения пассажира)
 
 
 В трамвае есть передняя часть, где находится водитель, а так же первая дверь или "передняя". Есть задняя часть, с задней площадкой, с задней дверью или ещё нуме­руют, в зависимости от количества - "третья" или "четвёртая". Чтобы кратчайшим пу­тём попасть на заднюю площадку необходимо пройти через третью (четвёртую) дверь, ещё говорят через "заднюю". Если идти от первой двери, получается гораздо дольше, особенно, когда в трамвае много пассажиров. Средних дверей может быть одна или две: одна - "вторая", две' - "вторая", "третья".
 Площадка.
 Передняя слабо обозначена. Подобными могут быть вторая и третья. Но, если три площадки, то вторая (средняя), встречается без сидений - есть простор постоять; если четыре, то между слабо обозначенными второй и третьей, есть ещё одна: в резине, "гармошкой", с кругом поворота, на оси - стоишь и чуть-чуть вращаешься, правда, с меньшим обзором, из-за отсутствия близких окон. На задней же площадке сидения, как правило, отсутствуют - можно совершенно свободно стоять почти вплотную к боль­шому окну. Нет желания находиться около окна - есть возможность держаться за пору­чень прикреплённый к потолку. Сейчас самое главное: чтобы поехать в трамвае - необ­ходимо совершить посадку.
 Посадка.
 Есть специальные посадочные места: сидишь - полная посадка, стоишь - не полная. Но и это не всё. Можно сесть пассажиром за закрытыми дверьми, и поехать. Самый короткий, как правило, процесс - подъём будущего пассажира от асфальта ос­тановки на площадку транспорта. Но если в трамвае их очень много и человек завис на ступеньке, держась за поручень, а дверь не закрылась - ситуация близка к пролёту. И можно совсем не сесть: проследить, что все, кто сел - уехали. В нынешнее время: не сел в трамвай - видишь всё реже и реже.
 А привычные фразы: "совершить посадку" и "посадочные места", сделали нас сопричастными к таким прогрессивным отраслям, как космонавтика, авиация, автомо­бильный, железнодорожный и водный транспорт, дают возможность полноценнее уча­ствовать в праздниках посвящённым вышеуказанным професеиям.
 Едём в трамвае.
 Заплатил за билет. Если подробно описывать то, что видно из окна транспорта, а количество маршрутов - десять, то по объёму может получиться довольно много. Но можно заглянуть во внутренний мир той самой задней площадки, где порой разворачи­вается или показывает свой кусочек довольно большая жизнь: происходят встречи, зна­комства, любовь, горюют, плачут, радуются, смеются, ругаются или молча стоят и смотрят, как длинные струи дождя, пузырясь, заливают почти чёрный, мокрый асфальт, а прохожие торопливо прячутся под зонтиками, под деревьями, и конечно же под кры­шами замечательно- разнообразных остановок; а некоторые бегут мокрые, незащищён­ные: они не успели или куда-то торопятся. Как заоконный мир меняет свою внеш­ность: исчезают бледные тона и появляется ровная цветонасыщенность. Словно проез­жаеmъ перед огромным всеохватывающем киноэкраном, понимая, что дождь должен скоро закончиться, вода стечь, впитаться, испариться и останутся маленькие лужи, ко­торые в скором времени тоже исчезнут, и город вновь предстанет перед глазами его жителей - вымытый, подчищенный и немножко обновлённый.
Площадка. Если закрыт потолочный люк и сверху не течёт, то - мокрое, дождли­вое остаётся за стеклом. Здесь погода практически одинаковая, меняются люди. Только что проходила деловая встреча и сейчас, сюда, вышли отдохнуть. Бродил по улицам вместе с бомжами, а теперь сели, и едем дальше. Садоводы с вёдрами, корзинами - ­очень милые люди. Старик с тележкой едет на рынок - у него работа.
 Парочка влюблённых не могла разобраться: кто первый начал; она ушла, он
проехал остановку и тоже вышел, судя по- всему, пошли навстречу друг другу. Видел и слышал, как здесь читают стихи: мужчина в костюме, галстуке и с проницательными глазами, близко и негромко что-то декламировал интеллигентной женщине, которой поначалу понравилось, но затем её отношение резко изменилось, и идти никуда не хо­телось. А ещё один, поэт: читал, подсаживался, снова читал, подходил, а они загадочно улыбались. Утром площадка больше деловая, вечером немного по-другому. Никогда не видел, чтобы распивали спиртные напитки, кроме пива. Случается, что поют песни. Красивая девушка, пьяная, нежная, предлагала прогуляться по улицам города. Как-то вечером встретился с женой, которая решила вернуть меня домой, в семью. Я отказал­ся. Женщина была выпивши и настойчива, возвращала несколько остановок. Так и не разобрался - деловая поездка вечером или вечернее "синема". Среди милиционеров чувствуешь себя защищённым, но на трамвайной отановке лучше стоять трезвым.
 Регулярно проверяют и продают билеты. Контролёр всегда рядом с вами, готов прийти на помощь. Но иной раз, случается, что и ему приходится туго.
 Если есть посадка, то есть и ... высадка. Покидаем, сходим... я могу точно сказать, что это делается труднее, когда много пассажиров, а до двери ещё до­вольно далеко. Когда меньше - проще. По ступенькам на остановку, и вот, уехал ещё один вагон маленького путешествия.  Дрльынь!
 10 июля 1999г.
 Частично напечатано в газете "КАЛИНИНГРАДСКАЯ ПРАВДА".


Рецензии
Интересный взгляд на пассажира трамвая!Суховато!

Марина Косовцова   18.04.2011 23:17     Заявить о нарушении
Не знаю, может нужно и эмоциональнее.

Алексей Весин   19.04.2011 06:35   Заявить о нарушении
Тем для развития сюжета море!Подкрасте!А в целом не плохо! -это я вам по секрету как бывший водитель трамвая пишу.

Марина Косовцова   19.04.2011 21:06   Заявить о нарушении