Пятипроцентный капитал

Первые экспериментальные детские садики появились в Германии в 1837 году. Их придумал немец Фридрих Фребель. В 60-е годы ХIХ века вначале в Петербурге, затем в Харькове, Тифлисе, Одессе и других крупных городах России появились платные детские сады и «фребелевские курсы», где готовили воспитателей.

Советская власть «усовершенствовала» систему дошкольного воспитания, создав первые в мире детские ясли, куда принимались дети с 1,5—2-месячного возраста! Попирая материнские инстинкты, советские женщины, идя на трудовые подвиги, оставляли младенцев в яслях, где, оторванные от груди, они заражались всеми инфекциями. Кто не умирал, тот с каждым годом добавлял по «цветку» в букет болезней.

Моя бабушка с ужасом рассказывала, как в 45-м отнесла двухлетнюю дочь в ясли, переполненные худыми и плачущими детьми, мамы которых были вынуждены работать и рожать, потому что аборты были запрещены, а о контрацепции и мечтать не приходилось.

Моя тогда еще двухлетняя мама заболела двусторонним воспалением легких. Врач сказал, что ребенок умрет. Бабушка сбежала из больницы, где у нее на глазах тихо скончался четырехлетний малыш, которому не хватило дефицитного пенициллина. Она выходила дочь и, поставив крест на карьере, стала домохозяйкой. У других матерей такой возможности не было.

В СССР к концу 1984 года насчитывалось уже более 127 тыс. детских садов и яслей, где воспитывалось около 15 млн. детей. Но, несмотря на улучшение детсадовских условий, на повсеместное наличие квалифицированной медицинской помощи, желающих отдавать детей в ясли становилось все меньше. Появились первые детские психологи, а педиатры и педагоги заговорили о неблагоприятных факторах раннего отрыва ребенка от матери...

Разруха, охватившая постсоветские страны, привела к обнищанию населения, к сокращению числа детских садов ( в особенности — яслей) и снижению рождаемости. Мамы стали сидеть с детьми дома.

Не будем рассматривать обратную сторону медали. Брошенные дети, новые беспризорники, дети из неблагополучных семей — тема иного порядка. Любимый ребенок из нормальной семьи, как правило, остается с матерью до 4—5 лет. Многие мамы, даже несмотря на бедность, не спешат отдавать детей в сад. Состоятельные родители могут нанять няню, а когда ребенок достигает возраста, требующего общения со сверстниками и начала дошкольного образования, его отдают в особый детский сад. К примеру, в Киеве есть детские учреждения, работающие по системе итальянского педагога Марии Монтессори, специализированные хореографические, спортивные и англоязычные садики. Уже в текущем году несколько детских садов в столице было переоборудовано под 1—3 классы начальной школы.

Но не всем по карману заплатить за хороший детский сад 200, 300 и более гривен в месяц, а отдавая ребенка в сад за 45—60 грн., родители часто обрекают его на плохое питание, никудышных педагогов и постоянные проблемы. К тому же в таких садах собирают деньги на все: от туалетной бумаги до ремонта. Санэпидемстанцией запрещены горшки в младшей группе, но вместо нормальных унитазов, к которым городской ребенок привык дома, ему, пардон, надо сидеть над дыркой! Не все малыши на это способны. В итоге вы тратите все сто гривен в месяц, получая болезни, проблемы с воспитателями и обоюдное недовольство.

Статистика утверждает, что в 1985 году детских садов было 22,9 тыс., в 1995-м — 21,4 тыс., а в 2000-м — 17,6 тыс. Две тысячи из них не работало. Свободные места есть почти везде. Если в 1985 году в садики ходили 60 проц. детей, то в 2000-м это количество сократилось до 40 проц.

Эти тенденции будут расти, пока страна не решит хотя бы частично проблему безработицы и оплаты труда. Многие родители не могут заплатить за детский сад и 40—60 грн., а воспитательницы и нянечки даже при огромной любви к детям не могут профессионально относиться к работе, получая за нелегкий труд по 80 грн. в месяц.

Януш Корчак считал, что «реформы в жизни взрослых нужно начинать с мудрого устройства жизни детей». И если дети — наше будущее, то его у нас осталось совсем мало. Дети до 17 лет составляют неполную четверть населения, а малыши дошкольного возраста — всего пять процентов! Может ли общество, перешагнувшее порог нового тысячелетия, обеспечить им нормальную жизнь?


Рецензии
Как это не печально, но, как мне кажется, обществу глубоко наплевать на наших детей.
Наплевать было и тогда, когда действовала советская система дошкольного воспитания. Не менее "наплевать" и нынче.
Боюсь, эта проблема именно из разряда тех, которые Государство вечно перекладывает на плечи самих "утопающих"...

Константин Кучер   21.04.2009 13:05     Заявить о нарушении